«Отцы и дети? Дети и отцы» – под этой рубрикой в марте было опубликовано письмо Михаила Дмитриева, сына главного редактора газеты «Новгородские ведомости» Владимира Николаевича Дмитриева, ушедшего в мир иной, к сожалению, очень рано. Письмо называлось «Я не журналист, но…». Михаил написал: «при жизни у отца была мечта – благоустроить запущенный скверик перед зданием редакции с местом отдыха читателей, где можно было бы посидеть, почитать свежий номер газеты, пообщаться друг с другом». Сын выполнил заветы отца, сумел осуществить его мечту. Больше того, в уютном «Сквере печати» – а он так и называется – установлен необычный памятник: на бронзовой скамье сидит бронзовый человек и читает бронзовую газету.
Михаил нашёл скульптора, подключил общественность, журналистов, администрацию Новгородской области, вложил и собственные средства. В его письме, хоть, как он сам пишет, – не журналист, столько уважения не только к замечательному человеку, но и понимание профессии, которую выбрал его отец, профессии журналиста. Нашей профессии.
Частный случай, необычный факт из жизни одной семьи, одной газеты? Оказалось, он получил большой резонанс в среде наших коллег. Последующие за письмом Михаила Дмитриева публикации показали: разговор вышел за рамки темы. Наши коллеги и дети наших коллег откликнулись, высказали свои мнения. География говорит сама за себя: Владимир, Зеленодольск, Омск, Иркутск, Саратов.
Цикл публикаций, последовавших за письмом Михаила, заставляет задуматься. Не только о смысле профессии, которая сегодня, увы, не так уважаема, как в прежние времена. И не только о себе в профессии. Одно из писем, тоже сына нашей коллеги из Челябинска, – с говорящим заголовком: «Почему я не стал журналистом?». Аргументы вполне убедительные и подкреплённые фактами из сегодняшних реалий.
Так что тема «отцов и детей» вышла за рамки участников, родственников, семей, редакций. Темы разные: умение общаться с читателями, отношения внутри редакции, использование опыта коллег вне зависимости от возраста. Наконец, одно из самых главных качеств журналиста – не уставать работать над собой для того, хотя бы, чтобы быть интересным тем, с кем общаешься.
Вопрос вопросов: как избежать соблазна ничего не менять в устоявшейся жизни. Но газета и выпускающие её журналисты не должны жить вчерашним днём, работать так, как было 10-20 лет назад.
Условная тема: газета вчера – сегодня – завтра. Какая она в каждый период быстротекущего времени?
Меняется многое, отношения между людьми, происходят события, влияющие на жизнь общества. В критических ситуациях по разные стороны баррикад порой оказываются бывшие друзья, иногда и члены одной семьи не находят общего языка. А газета – она ведь не просто зеркало происходящих событий, иногда журналистам приходится выступать в роли посредника, своего рода – медиатора, помогающего улаживать конфликты и находить общий язык. В переводе с латыни медиатор означает «примиритель». В непростой сегодняшней жизни так важно, чтобы люди доверяли газетам и газетчикам.
Автор сегодняшней публикации – известный в России журналист, директор крупного издательского дома Юрий Петрович Пургин. Его опыт создания и развития ИД «Алтапресс» сделал бы честь иному федеральному изданию. В этом году издательскому дому исполнится 35 лет. Как этого удалось достигнуть? Свою статью он озаглавил так – «Время хранителей Печати».
Исполнительный директор АРС-ПРЕСС Софья Дубинская
Когда мы, молодая семья с факультета журналистики Уральского университета, выбирали перед распределением, в каком месте начать свою профессиональную жизнь, остановились на Алтае. Поехали за свободой и самостоятельностью. Во-первых, молодым корреспондентам здесь сразу давали квартиру. А, во-вторых, Алтай для меня, уральского человека, было понятие сокровенное. Горы, сосны, быстрые реки. Романтика. Ехали ненадолго с целью набраться опыта в краевой прессе и перейти через какое-то время в центральную газету. А получилось – навсегда. Ибо когда перспектива уйти в «Комсомолку» стала обретать реальные очертания, началась перестройка, и мы с товарищами создали собственное дело – первую на Алтае независимую газету «Свободный курс».
Это было весело – втроем, а потом впятером делать свою собственную большую еженедельную газету. Каждый номер выходил как последний. Денег было впритык. Но зато никто нам писать не мешал. В газете вместо главного редактора было три соредактора. И у каждого право – наложить вето на любой непонравившийся материал. За первые четыре года газета набрала тираж в 55 тысяч экземпляров. Подспорьем ей стала газета-«кормилица» «Купи-продай», без публикации объявления в которой начать свой бизнес в городе было невозможно. В лучшие времена в ней публиковалось до 50 тысяч объявлений и предложений в неделю.
Казалось бы, сиди – почивай на лаврах. Но только не в нашей самой интересной и непредсказуемой стране. Тем более, во времена, когда письменную культуру стремительно меняет культура визуальная. Страна ушла жить в соцсети, а мы – в интернет. Закрыли цех газетной ротации, сдали в металлолом большую печатную машину «Сольна», продали половину акций «Союзпечати».
Но аудитория, местное сообщество инициативных и деятельных людей, желающих перемен к лучшему своему городу и краю, осталась. Да и отступать от эксперимента по выживанию в жесткой среде длиною в жизнь лично я был не намерен. Каюсь, что долго тянул за собой и, возможно, напрасно, подуставших товарищей. И сегодня, конечно, уже не так весело работается, призрачна цель впереди. Зато приятно осознавать, что дело твое подхватывают другие, в том числе, выпускники созданной нами кафедры в университете. Что защищает компанию от юридических напастей и возглавляет большую типографию сын Евгений, юрист по образованию. Что думает о том, как бы помочь нам в решении кадровых вопросов, невестка Дарья.
Мне иногда задают вопрос: вчерашняя газета – и визуально, и контент – возможно ли такое с легкой косметикой для районных, муниципальных изданий? Жизнь показала, что скорее нет. В начале двухтысячных мы решили помочь измениться районным газетам, которые этого захотят: сделать редизайн, обновить логотип, познакомить с нашими стандартами. В обмен предлагали совместное распространение – «Свободный курс» + районная газета. Откликнулись немногие. В большинстве случаев эксперимент ограничился сменой логотипа и легким редизайном без изменения содержания. Единственный положительный пример – «Змеиногорский вестник». Газета неоднократно становилась лауреатом разных российских премий. Ее корреспонденты ездили к нам на стажировки, а мы к ним с учебами. Словом, змеиногорцы под руководством пытливого редактора Людмилы Кейбол использовали предложение по полной программе и получили результат.
Мы попытались повторить сотрудничество уже с интернетом, создав единый пул сайтов местных изданий с целью облегчить рекламодателям доступ к районам. Но и этот эксперимент отдачи не дал.
Причина – инерция районщиков, нежелание что-то менять в привычном укладе. Они ведь раньше были у себя в округе полными монополистами. Плюс мы же еще и независимость свою ни от кого не скрывали, а какой власти это понравится.
А наша газета – жива! Точнее, сегодня она превратилась в журнал-газету. Журнальный вариант выходит раз в два месяца, а газета по-прежнему еженедельно в формате В-2. Свежий журнальный глянцевый аналитический номер «Свободного курса» об итогах и перспективах развития края вышел на 140 полосах и только что отпечатан в нашей типографии. Тираж его скромен, но по содержанию и по рекламному наполнению он реально хорош. Теперь после публикации каждого материала в интернете, его переупакуют в лонгрид, и он целый месяц будет жить на нашем портале и в соцсетях до выхода очередного журнального номера, уже аграрного. Там он соберет многотысячную совокупную аудиторию, которая раньше никому не снилась.
От студентов нашей кафедры в университете часто слышу вопрос: «в чем главное отличие СМИ девяностых от двухтысячных? Именно по содержанию, а не по финансовым возможностям. Опыт «Свободного курса» и его создателей уникален и неповторим. А как с другими?
Девяностые – время возможностей и веры в будущее, которое ты мог создать себе сам. Время проб и ошибок. Время становления российского печатного рынка. Время – писать для людей без цензоров, и без оглядки на авторитеты. Это время яркой авторской журналистики. Тогда в нашей команде работали лучшие кадры старой школы, которым было что вспомнить и что сказать. Слово вырывалось на свободу. И мы могли дать себе и коллегам волю в собственном издании. Наша сверхзадача состояла в том, чтобы доказать – независимая пресса в России может существовать. И мы были на этом поприще не одни: Борис Киршин в Челябинске, Владимир Фомин в Ростове-на-Дону, Вячеслав Белоусов в Северодвинске, Леонид Левин в Якутске и другие.
СМИ двухтысячных гораздо более рациональны. Многие попали в зависимость от финансово-промышленных групп, а позже снова от государства. «Праздник непослушания», как говорит наш друг Алексей Симонов, кончился. Журналистика стала менее эмоциональной и, к сожалению, менее искренней. Она упростилась. Основной жанр – интервью и новостная заметка. Началось постепенное встраивание СМИ в систему массовой информации государства. При этом «звездам» девяностых в рамках редакций стало тесно и многие из них ушли на вольные хлеба – в писатели, во фриланс, а то и вообще сменили профессию, стали пиарщиками, пресс-секретарям и т. д.
Так в чем же печаль? В потраченном времени на борьбу с чиновниками за так и не наступившее светлое будущее наших СМИ. В несостоявшейся институциональной реформе. В простой истине, что массовый читатель, которого ты обязан любить, скорее походит, как сказал один мой ученый друг, не на Витрувианского человека великого Леонардо, а на Гомера Симпсона. Ты можешь игнорировать это, но агрегаторы и поисковики, приносящие сегодня значимую часть доходов редакций, думают с помощью великого и ужасного ИИ совсем по-другому. И в результате мусорные новости все больше отгораживают людей от смыслов, от журналистики.
Но хватит брюзжать. Пора возвращаться к тем, в кого я бесконечно верю. К людям, которыми не перестаю восхищаться, которые меняют вокруг себя мир. К нашим героям. К профессии.
Юрий Пургин, генеральный директор издательского дома «Алтапресс», партнер АРС-ПРЕСС
6 лайков