Не забудем тебя, Императрица…

Исполнительный директор АРС-ПРЕСС Софья Дубинская

Именно так называли ее в редакции. Собственно, газета «Саратовские вести» появилась на свет именно благодаря стараниям Татьяны Викторовны Артемовой, нашей Татьяны. Первый номер газеты вышел в 1991-м. Через год, в 1992-м, она стала одним из учредителей нашей организации руководителей региональных газет России.

Почему императрица? Она такой и была – высокая, статная, яркая. Мимо нее нельзя было пройти, не оглянувшись. В редакции – строгая, требовательная, но без «начальнических» амбиций. И совсем другая с нами, среди коллег. На встречах, в поездках смеялась, шутила, острила. Как вы думаете, о чем мы говорили на таких посиделках? Конечно, о своих газетах, о том, какие они сейчас и какими будут. Тогда, в 90-е, нам и в голову не приходило, насколько сильно изменятся печатные СМИ, а, по большому счету, какие проблемы, чисто профессиональные, ждут нас. И что скоро придется говорить не только о судьбе газет, но и судьбе журналистики.

Мы с Татьяной долго не виделись, перезванивались, знали, что в ее жизни все непросто.

Ее нет с нами более двух лет. Именно эти годы оказались для нее роковыми. Не только болезнь сломала нашу Таню. О многом другом мы узнали из письма ее сына, Максима Артемова. Все были, вспоминает Максим: семья, отец, мать, и проблемы, связанные с работой. Она по натуре – законодатель, близким трудно было понять, что и дома она постоянно, как на работе.

Иными словами, журналист всегда и везде им остается. Конечно, это не касается семей, где все друг друга понимают и обходятся без конфликтов. У нашей Татьяны такого не случилось, и постоянные неурядицы в личной жизни всерьез подорвали ее здоровье. Потом начались, как у большинства печатных СМИ, трудности другого порядка, в том числе финансовые. Смена местных властей, постоянный прессинг, невозможность делать газету такой, как прежде.

Но Татьяна не сдавалась и даже в последние годы, когда она серьезно заболела, планка газеты оставалась высокой. Чего ей это стоило, мы, к сожалению, узнали после ее ухода. А Тане было всего 63.

Понимание этого пришло и к сыну. Так же, как понимание значимости профессии журналиста в ее жизни…

«Вместо партийной газеты «Коммунист» появились «Саратовские вести», независимое областное издание. С истинной свободой слова, стойкостью к политическому давлению», – так написал нам сын Татьяны Максим, письмо которого мы сегодня публикуем.

Татьяна Артемова. Фото из личного архива.

Максим Артемов, предприниматель, г. Саратов

… Попрощаться с мамой на кладбище пришли восемь человек, только родные и близкие. Не нашли времени все те, кто пел ей дифирамбы, ориентировались в сложных ситуациях на ее мнение. Ни губернатор, ни известные в стране личности, заседающие в Государственной думе и в Совете Федерации, ни руководители области.

Мама, понятно, этого не увидела. А мне было горько, обидно не только, как сыну. Уже после ее ухода я посчитал: у мамы были награды двух президентов, 1500 грамот и благодарностей, география которых – от Владивостока до Калининграда. Более искреннего патриота своей страны трудно найти. Мама открыто высказывала свое мнение, не терпела лизоблюдов и предателей, легко их вычисляла и старалась с ними не контактировать впредь. Ей претили маргинальные временщики, субъекты, не отвечающие за свои слова, которым работать с независимым редактором было трудно, а совместно работать ума не хватало. Ведь им проще запретить, чем искать точки соприкосновения на пользу делу, а, в конечном счете, уничтожить газету.

… Прощаясь с мамой, я, сорокалетний мужчина, отец двух сыновей, слишком поздно осознал, ощутил, как виноват перед нею. Ведь мама, а я признаюсь, последние двадцать пять лет так ее не называл, была удивительным человеком. Настоящим кладезем знаний: кандидат политологических наук, уйма прочитанных книг, большой опыт руководящей работы, преподавание в университете. Она обладала выдающейся логикой. Но оценить ее доброту сквозь сформированный за годы руководящей работы почти мужской характер многим было не под силу.

Понимаю, как тяжело было ей, публичному человеку, всегда бывшему в гуще событий региона и страны, оказаться наедине с самой собой. Жизнь показала, как некоторые товарищи перестали уважать и ценить то, что для них было сделано. В последнее, самое трудное для нее время, они вообще не общались, не брали трубку, не отвечали на письма. Так получилось, что им удалось лишить ее главного дела жизни – газеты.

Сегодня я понимаю, как мне ее не хватает. Когда раньше, пусть редко, звонил, она очень радовалась. Чего не скажешь обо мне. Я всегда был занят, казалось, более важными делами. Теперь знаю – ничего важнее быть не могло. Ведь связь между родителями, даже покинувшими нас, всегда остается.

Берегите своих близких, позвоните им прямо сейчас, спросите, все ли в порядке, нужна ли помощь. Постарайтесь почувствовать по голосу, требуется ли поддержка. Иначе однажды можно услышать долгие гудки на конце провода.

Как же хочется ей позвонить, но уже поздно…


5 лайков