Шамиль Садыков: «Вместе безопаснее, и будущее предсказуемо»

Всё началось с письма Михаила Дмитриева, сына главного редактора газеты «Новгородские ведомости», ушедшего от нас четыре года назад. Яркая личность, организатор, каких немного, журналист, до последнего часа служивший профессии. Своё отношение к журналистике он передал детям, и сын Владимира Николаевича, Михаил, увековечил память отца необычным способом. Благоустроил сквер перед зданием редакции, нашёл деньги и архитектора, теперь там – бронзовый памятник читателю. Сам сквер сегодня – любимое место отдыха новгородцев и носит официальное название «Сквер печати», достопримечательность Великого Новгорода.

Так родилась на нашем сайте рубрика «Отцы и дети? Дети и отцы?». Она оказалась востребованной коллегами и вскоре превратилась в своего рода клуб по интересам, где личное нередко пересекается с проблемами общего плана. А члены этого своеобразного онлайн-клуба писали о насущном, о судьбе нашей профессии. Иногда рубрика превращалась в дискуссию на тему ­– есть ли вообще будущее у печатных СМИ. И что надо сделать, чтобы оно было, чтобы не умирали газеты с вековой биографией.

Одно из «заседаний» было посвящено сравнительно недавно появившемуся явлению – созданию и функционированию медиахолдингов. К примеру, объединению газет вокруг сильного издательского дома, либо вокруг администраций разного масштаба, конечная цель которых, по большому счёту, ­– сохранение печатных СМИ, поддержка в разных формах.

О печальном опыте подмосковного холдинга мы писали не раз. Это тот нестандартный случай, когда власть – правительство Московской области одномоментно уничтожило 56 муниципальных газет.

Во многих регионах пока присматриваются, оценивают целесообразность создания медиахолдингов. Но есть и хорошо зарекомендовавший себя опыт объединения под одной крышей районных, муниципальных изданий, например, в Новосибирской области. Об этом на сайте АРС-ПРЕСС рассказала Наталья Шрейтер, руководитель Издательского дома «Советская Сибирь».

Сегодняшняя публикация – об уникальном опыте медиахолдинга АО «Татмедиа», объединившем республиканскую, городскую, муниципальную прессу и другие СМИ Республики Татарстан. Шамиль Садыков, генеральный директор холдинга, дал интервью АРС-ПРЕСС.

Шамиль Садыков. Фото: Михаил Захаров

Шамиль Мухаметович, спасибо, что согласились дать интервью Альянсу руководителей региональных СМИ России. Думаю, не надо объяснять, почему наш разговор имеет прямое отношение к важной роли такого объединения, как медиахолдинг, в жизни региональных средств массовой информации. Особенно районных, муниципальных, которым сегодня трудно удержаться на прежнем уровне, сохранить читателей, выдержать натиск большого потока информации и, что греха таить, соперничать с интернетом. АО «Татмедиа» – один из первых медиахолдингов в стране. Как и когда родилась инициатива создания такой структуры в Республики Татарстан?

– Вы правы, Софья Борисовна, нашему объединению уже 18 лет. По человеческим меркам мы перешагнули рубеж совершеннолетия. Одними из первых в России решились создать медиахолдинг именно республиканского масштаба. Чем это было вызвано? В Татарстане изначально было много средств массовой информации, и не только печатных. В какой-то момент стало понятно, что нужна серьезная реорганизация и, главное, поддержка. Поэтому вопрос – «Зачем?» не стоял. В первую очередь, чтобы находить реальные варианты развития региональных компаний для удобства решения многих вопросов – финансирования, технического перевооружения, ряда других, которые не имеют отношения к творческому процессу.

У нас одно юридическое лицо, один руководитель – генеральный директор. А все редакции (их десятки) – приобрели статус филиалов Акционерного общества «Татмедиа». Анализируя многолетний опыт совместной работы, мы сделали вывод, что вместе жить проще: удобнее развивать новые технологии, переоснащаться, учитывая вызовы времени. Вместе проще находить выход из трудных ситуаций, в которые нередко попадают редакции – юридические, финансовые, помогать журналистам в поиске вариантов продолжения работы в нынешних непростых условиях.

К тому же наша республика многонациональная, требуется издавать газеты, вести радио- и телепередачи не только на русском языке, но и на татарском, чувашском и удмуртском. Жизнь подтверждает: сегодня опыт «Татмедиа» востребован, к нам приезжают учиться коллеги из других российских регионов, принимаем гостей из Башкирии, Чувашии, Якутии.

В настоящее время в медиаресурс АО «Татмедиа» входят 98 районных, городских и республиканских газет, 17 журналов, 19 телеканалов, 14 радиоканалов, 78 сайтов в сети Интернет, информационное агентство «Татар-информ», а также крупнейший в Поволжье полиграфическо-издательский комплекс «Идел-Пресс». Телерадиовещание осуществляется на двух государственных языках Республики Татарстан. Газеты издаются на татарском, русском, чувашском и удмуртском языках. Общее количество подписчиков на официальных страницах филиалов АО «Татмедиа» в социальных сетях в 2024 году составило 5 200 000 человек.

Но не получается ли, что редакция каждой газеты, каждого телерадиоканала, являющихся вашими филиалами, лишаются возможности принимать самостоятельные решения, обязаны подчиняться Центру во всех вопросах?

– Нет, конечно. «Татмедиа» – юридическое лицо, но каждый журналистский коллектив живёт самостоятельной жизнью. А основная миссия головного предприятия – помогать филиалам развиваться, совершенствоваться. Формы взаимодействия разные, в основном выстроены в виде сетевых форматов.

Используя частно-государственное партнёрство, была создана телекомпания «Татарстан-24 – новости 24 часа», объединив телекомпании разных городов республики. Такие же сетевые форматы выстроены в области радио: «Радио-кунель», объединив все радиокомпании филиалов, стало поддержкой для них.

Две газеты «События недели» на русском языке и «Атна вакыйгалары» на татарском выходят в виде 8-полосных вкладышей каждую пятницу в 85-ти районных и городских газетах медиахолдинга.

То же самое с сайтами, они объединены в единую платформу, что позволяет все технические вопросы решать в едином ключе. Проще говоря, мы помогаем всем создать контент республиканского уровня. Но у каждого СМИ – свое содержание местного масштаба, что удобно и полезно местной аудитории. При этом мы проводим большую системную работу по развитию всех журналистских коллективов филиалов.

– Как раз об этом, Шамиль Мухаметович, хотелось бы поговорить подробнее. Мы много слышали о бесплатной постоянно действующей медиашколе для журналистов «Татмедиа». О том, что в ней, по аналогии с обычной школой, обучение специализированное, по классам, для разных групп работников. Так ли это?

– Да, медиашкола – наша гордость, она работает уже более пяти лет. Учеба идет по двум направлениям. Первое – когда нанимаем людей на работу и обучаем базовым знаниям. Второе – регулярное повышение квалификации для сотрудников, ведь в сегодняшнее время постоянно меняются и возрастают требования к компетенциям. А компетенция – это совокупность знаний, навыков, умений и личных качеств, позволяющих сотрудникам эффективно выполнять определенные задачи, совершенствовать ключевые навыки. Да, в «Татмедиа» бесплатная медиашкола. Наши лекторы проводят обучение через ВКС в режиме онлайн, а в группах, мессенджерах уже проводят тестирование.

Среди направлений школы: автоматизация инфопространства, работа с нейросетями, монетизация соцсетей, сайтов и многое другое. Регулярные обучающие программы по SMM, digital помогают всем филиалам «Татмедиа» не стоять на месте.

Не забываем и традиционные СМИ. Регулярно проходит анализ дизайна и содержания вышедших номеров районных газет. Проводятся тематические мастер-классы, такие как «Разбор типичных ошибок при верстке», «Простые правила первой полосы», «Чем хорош и полезен газетный разворот». Или вот такая, крайне важный мастер-класс в год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, как «Нестандартная подача темы 80-летия Победы на страницах газет «Татмедиа». К каким-то темам дарим бонусы, к примеру «Чек-лист рубрик по социально значимым темам».

Актуальная тема последнего времени – искусственный интеллект. Мы провели несколько обучающих семинаров по нейросетям, журналисты во многих редакциях уже начали активно ими пользоваться.

А с прошлого года нашли очень удобный инструмент – российскую образовательную платформу, зарегистрировались, создали курсы, загрузили видео-уроки. Теперь любой сотрудник «Татмедиа» или только поступивший на работу имеет возможность пройти такой видеокурс, затем – тестирование и поработать со своим преподавателем в режиме онлайн.

Это замечательно! Но все же вернемся к разграничению функций, насколько редакции самостоятельны в принятии решений, создании контента, имеют ли они собственное лицо?

– Мы в редакционную политику не вмешиваемся, филиалы абсолютно свободны в творческом плане. Наша задача – помогать! Мы создаем сайты, помогаем редакциям в оформлении заявок на получение грантов и отчетов по ним. На наших плечах – субсидии, госконтракты, ежегодная закупка оборудования, обновление технологий, получение новых помещений. Таким образом мы облегчили жизнь районным редакциям, забрав техническую, юридическую, административную, финансовую часть работы. А иначе бы они несли огромные расходы, да и многих компетенций могло бы не хватить. А благодаря системной совместной работе головного предприятия и филиалов есть возможность совершенствоваться, побеждать в конкурсах.

– Да, в том числе и в таком знаковом, как Всероссийский конкурс журналистов «Золотой Гонг» имени Ясена Засурского, легендарного декана факультета журналистики МГУ. Мы, кстати, обращаем внимание при рассмотрении работ на тему взаимодействия прессы с властью. А как в «Татмедиа» выстраиваются эти отношения?

– Стараемся предусмотреть защитные функции. Все контракты с сотрудниками, руководителями филиалов подписываем мы. Принимать и увольнять может только головное предприятие, поскольку финансирование идет через нас.

Разумеется, с местной властью редакциям важно стараться находить общий язык, взаимовыгодные формы работы. Известно, что задача власти – быть ближе к людям, ежедневно доносить то, чем занимаются руководители их региона, а в этом им главные помощники – наши журналисты.

Вернусь к тому, с чего мы начали – зачем нужен медиахолдинг? Практика показывает: вместе безопаснее, и будущее предсказуемо.

– Спасибо, Шамиль Мухаметович, за конкретные ответы на наши вопросы. Верим, что опыт работы АО «Татмедиа» пригодится коллегам многих регионов нашей страны.

Интервью подготовила Софья Дубинская, исполнительный директор АРС-ПРЕСС

1 лайк