Дмитрий Новак: «Если думаешь о выживании – уже проиграл»

Автор сегодняшней публикации Дмитрий Новак, журналист из Новочебоксарска, работает в АО «Издательский дом «Грани», который возглавляет Наталия Колыванова. Человек неординарный, реализующий иногда такие же неординарные, нестандартные проекты, которые поначалу кажутся нереальными.

Мы познакомились с Наташей почти сразу после её вступления в АРС-ПРЕСС в командировках. Сначала в подмосковном городе Клин, где группу главных редакторов региональных газет принимали хозяева, журналисты тогда ещё не закрытой чиновниками газеты «Серп и молот», отметившей к тому времени своё столетие. И позже Наташа ездила с нами в пресс-тур в Абхазию.

Народ у нас, понятно, любознательный, и в командировках, среди коллег, каждый как-то   забывает о руководящей должности в своём городе и редакции, – здесь все на равных. А у Наталии Колывановой ее непосредственность и любознательность, можно сказать, били через край. Быстро перезнакомилась с коллегами, задавала не только профессиональные вопросы, в редакции «Серпа и молота» особенно заинтересовалась редакционным музеем. А на знаменитой клинской фабрике елочных украшений попробовала себя и в роли мастера – увлечённо расписывала красками ёлочные шарики.

В Абхазии допытывалась у гида, как звучат приветствия на его языке, и старательно повторяла абхазскую скороговорку. Прошли годы, в силу разных обстоятельств личные контакты стали виртуальными, но друг друга помним, созваниваемся, делимся проблемами, планами. И Наташа по-прежнему рассказывает, как живёт издательский дом, какие проекты реализует, какие замечательные у неё журналисты и какую роль «Грани» играют в жизни города.

Исполнительный директор АРС-ПРЕСС Софья Дубинская

Нам плакать некогда и некуда. Жилетки не ищем – ищем новые формы взаимодействия с читателями.

Сразу к делу. «Грани» – городская газета. У нас не только печатное СМИ, но и интернет-ресурсы: сайт, соцсети, мессенджер. Как у всех, но не совсем.

Во-первых, много лет назад освоили альтернативную доставку издания. Что это? Своя служба, свои почтальоны, которые относят номера газеты нашим читателям. Принцип «Грани» – даже тот, кто прикован к постели, должен нас читать. Такой формат не всем подойдет – только компактным городам по типу нашего Новочебоксарска. С минимальным частным сектором и плотной застройкой многоквартирных домов.

Во-вторых, работаем с точками продаж. 42 объекта торговли продают «Грани» каждый день. Если считать с почтовыми отделениями, на которые мы особо ставку не делаем, их 54.

В-третьих, привлекаем подписчиков изо всех сил. Устраиваем праздники, розыгрыши призов. Откликаются сотни людей, много тех, кто не подписывался ранее или оформлял когда-то, но забыл, а тут повод вспомнить – День советской молодежи идет. С песнями, танцами, продажей-дегустацией продуктов. Здесь хочется отдельно поблагодарить партнеров. Мы с ними договариваемся сами, пробуждаем интерес к подобным мероприятиям.

Итого: 61% газет, выходящих в среду, реализуется по подписке, 39% – в рознице. По субботним номерам ситуация зеркальная – 34% и 66%. Так маневрируем, диверсифицируем риски, расшиваем узкие места. Еще одна цифра: 33% всей выручки издательского дома – продажа газет. Это немало, совокупный еженедельный тираж газеты – 25 тысяч экземпляров.

Далее о партнерах. Сначала придумываем концепцию наших «мувов», затем думаем, что для этого нужно. Нередко оказывается, что своими силами тянуть накладно, теряется смысл. Тогда предлагаем поучаствовать более крупным и ресурсным игрокам.

Например, видим проблему «развода» несчастных людей на деньги мошенниками. Просто описать схемы аферистов и добавить: «Клади трубку!» недостаточно. Людям нужно разжевать тему, некоторым, возможно, несколько раз. Для этого нужен лектор, возможно, мероприятие в игровой форме. Если еще и призы будут – отлично, люди лучше запомнят. Потому привлекаем партнеров: Минфин, ЦБ, ФНС, банки. Так, в июне на Чебоксарском экономическом форуме подписали соглашение о сотрудничестве на ниве финпросвещения со Сбербанком. После чего к нам начали обращаться представители других коммерческих структур: а почему с нами не работаете?

Мы ставим на авторитетные организации. И люди видят, что издание серьезное, не сплетни на лавках собирает. Доверие выше – прибыль соответственно.

Не останавливаемся на сформировавшемся пуле. В этом году начали сотрудничество с ФСБ. 80-летие Победы открыло не только имена героев, которые и так многие, хотя, к сожалению, не все, знают, но и антигероев. Серия материалов о предателях по рассекреченным документам всколыхнула общественность. Читатели не смогли бы найти такие материалы нигде, только в «Грани». «Спасибо, что раскрываете и эту часть войны», – благодарят нас подписчики.

В соцсетях широкий отклик нашел наш новейший проект к 65-летию муниципалитета «Новочебоксарск: развиваем город вместе». На страницах издания рассказываем об интересных и, главное, неочевидных людях, которые вносят вклад в развитие города. Для читателей они – настоящее открытие.

Вообще, пробуждать ожидания, предвосхищение – важнейший элемент нашей работы.

Для этого анонсируем наши публикации в соцсетях, на страницах газеты. Иногда подключаем партнеров: радио и ТВ. И не только для анонсов, привлечения внимания, но и для репортажей о наших мероприятиях. Что касается последних, освещаются они в полном объеме в доступных людям форматах. Так тоже поднимаем медийность, цитируемость.

Важная оговорка. Мы не используем наших партнеров ради себя самих! Вместе с ними делаем контент, чтобы все стороны были довольны результатом, а в итоге выиграл потребитель этого контента. Логика такая. Потому стали площадкой для обсуждения важнейших, злободневных тем. Органы власти, правоохранители, коммерческие предприятия скорее пойдут к нам, чем даже в издания регионального уровня, потому что знают: здесь точно без обмана и попытки просто выкачать деньги, ресурсы, а завтра забыть о существовании контрагента.

Оттого и проектов много, к тому же тех, которые подхватываются организациями, обладающими куда более серьезными средствами. Например, первыми начали устраивать агроярмарки, где в одном месте собирали местных производителей, – в республике открылся агромаркет, старт которому дала министр сельского хозяйства РФ. Первыми стали рассказывать о цветоводах, разбивающих клумбы около домов, – появился республиканский конкурс с денежным призовым фондом.

Таких примеров множество. Мы не завидуем, что кто-то взял идею и масштабировал, – придумываем новое. Хоть это и непросто. Причем даже не генерировать идеи, а воплощать их на уровне исполнителей. Бюджет у нас минимальный, сотрудников мало: главный редактор, она же гендиректор Наталия Колыванова, которой подчас некогда заниматься креативом, четверо журналистов, два верстальщика (еще недавно почти два года работали с одним). Приходится выкручиваться: и организацией заниматься, и в газету писать, и сайт с соцсетями вести. Кстати, не в одну газету. Еще один раз в месяц выходит наша детская «Угадайка Грани», берем на аутсорсинг и другие проекты.

Теперь вывод. Можно ли, не имея много денег и большую команду полноценно функционировать? Да, если не топтаться на месте, ожидая что дяденька сверху принесет тебе всё на блюдечке. Нужно ли пытаться всё делать своими силами? Нет, потому что есть те, кому интересны наши проекты, они готовы в них войти.

Как выжить? Не думать о выживании, а работать на перспективу, используя то, что у тебя есть, не стесняться советоваться с богатыми, успешными, даже если эти ребята не из твоей сферы и лиги.

Есть интересная задумка или уже готовый проект – позвони пиарщикам Сбербанка, «Химпрома», «Газпрома», в министерства – расскажи о нем. Недавно, запустили рубрику «Ловись, рыбка!», обратились в Минприроды Чувашии, чтобы посоветоваться, как лучше её подавать. Тут же откликнулся министр, оказалось, что он заядлый рыбак. Помог скорректировать формат, сам и выступил спикером.

Ну и, конечно, сверхважно заботиться о читателях, думать о том, как они отреагируют на то, что мы сейчас сделаем.

Редакция «Грани», кстати, открыта для каждого, у нас нет охраны, пропускной системы. Зато есть музей советского быта, который также дает немалый трафик, а соответственно, продаж. В том числе сопутствующих товаров и услуг: книг, сувениров, полиграфической продукции – от ксерокопии до индивидуальных заказов. А пока клиент ждет футболку с принтом «Я люблю Новочебоксарск», может почитать о жизни города, приобретя газету.

Дмитрий Новак, редактор ИД «Грани» (г. Новочебоксарск, Чувашская Республика)

0 лайков