Телефон по цене жигулёнка: как в Липецке появилась сотовая связь

«Липецкая газета», г. Липецк, Липецкая область

Нашу жизнь невозможно представить без смартфонов. А какими были первые мобильные телефоны, кто их в Липецке мог себе позволить, сколько стоила минута разговора?

Многие, наверное, удивятся, но мобильная связь работала в Советском Союзе уже в середине прошлого века. Причём создали технологию в соседнем Воронеже. Разработку системы «Алтай» вёл Воронежский НИИ связи ещё с конца 50-х. В проекте аналоговой автоматической сис­темы мобильной телефонной связи также участвовали учёные и инженеры из Москвы и Ленинграда, но основной объём работ выполнили воронежцы.

«Алтай» на «Волге»

В опытную эксплуатацию в столице «Алтай» запустили в 1963 году. Сначала в системе использовался частотный диапазон УКВ 150 МГц, позднее, в 70-х годах, когда «Алтай» уже успешно работал в 114 городах СССР, были выделены новые радиоканалы в диапазоне 330 МГц — что позволяло обеспечивать немалую дальность и одновременно обслуживать больше абонентов. Тарификации звонков не было, пользователи ничего не платили, поскольку предполагалось, что они разговаривают по служебной необходимости. В то же время «Алтай» не предназначался для спецсвязи, его легко можно было прослушать, в том числе и со спутников, шифрование отсутствовало.

Конечно, аппарат здорово отличался от привычных нам мобильников. Он представлял собой 2 громоздких элемента — приёмопередатчик с блоком питания и пульт управления с кнопочным набором и телефонной трубкой. Естественно, ходить с ними было неудобно, «Алтай» устанавливали на служебные «Волги» и «Чайки» советских чиновников высокого ранга, руководителей крупных предприятий и силовиков. Города обслуживали базовые станции с радиусом действия 10 − 60 километров. Их, как правило, монтировали на самых высоких зданиях. Можно было звонить как на номер «Алтая», так и с него, в том числе и по межгороду.

Постепенно система модернизировалась, становилась компактнее и легче. Во время Олимпиады-80 журналисты передавали репортажи с соревнований в Москве через станции «Алтая». К концу 80-х подобное оборудование использовалось в более чем 200 крупных городах СССР. Были даже планы устанавливать «Алтай» в общественный транспорт в качестве телефонов-автоматов, но быстрое развитие технологий мобильной связи в 90-е вытеснило систему с рынка телеком-услуг. Любопытно, что на родине отечественной мобильной связи в Воронеже «Алтай» проработал до 2013 года.

«Кирпич» в портфеле

На Западе стандарты первого поколения мобильной связи начали разрабатывать в начале 70-х. Но настоящая революция в этой сфере произошла в 90- е. 9 сентября 1991 года в Санкт-Петербурге начала работать в стандарте NMT-450 первая коммерческая мобильная сеть в Советском Союзе. Исторический звонок по мобильному телефону совершил мэр города Анатолий Собчак.

1995 год. В разгаре первая чеченская война, федеральные силы входят в Грозный. 1 марта убит популярный телеведущий и медиаменеджер Владислав Листьев. В июне в больнице Будённовска боевики захватывают заложников, в результате теракта гибнет 129 человек. Вслед за «МММ» одна за другой лопаются финансовые пирамиды, обещавшие всем быстрое и лёгкое обогащение. В декабре на выборах в Госдуму с заметным отрывом побеждают коммунисты. На первых местах в хит-парадах «Сказочная тайга» «Агаты Кристи», «Ветер знает» группы «Браво», «Хулиганчики» Маши Распутиной, «Хоп-хей ла-ла-лей» Леонида Агутина.

В Липецке в это время первым оператором сотовой связи становится компания «Липецк- Мобайл». «Сотовая связь не оставит вас одиноким даже в дремучем лесу» — под таким заголовком на первой полосе «Липецкой газеты» вышел материал с презентации, обещавший читателям невиданные ранее блага прогресса.

Создал компанию бывший начальник Липецкой телефонно-телеграфной станции Владимир Сомов. С помощью иностранных инвесторов было закуплено оборудование и телефоны. Первая сотня аппаратов Motorola MicroTAC 9800X пришла в Липецк из Голландии. Это был довольно увесистый мобильник весом 350 граммов и длиною 22 сантиметра с выдвигающейся антенной. Стоил телефон с контрактом невероятно дорого даже по нынешним меркам — от 1000 долларов и выше. Минута разговора обходилась примерно в 50 центов. Плюс немалая абонентская плата за обслуживание. Для понимания масштаба цен: 150 долларов в середине 90-х считались хорошей зарплатой для специалиста. Бюджетники, врачи, учителя получали гораздо меньше.

Первый мобильник, поступивший в продажу в 1984 году, весил около 800 граммов. Он напоминал по форме кирпич и стоил порядка 4000 долларов — фантастические деньги для тех лет. Его аккумулятор позволял общаться 35 минут, но потом его нужно было 10 часов заряжать.

По курсу доллара

В дальнейшем на рынке появилась более лёгкая и элегантная модель Motorola MicroTAC DPC 650. Её можно увидеть у персонажей криминальной комедии «Жмурки» Алексея Балабанова. Во второй половине 90-х пришла похожая на коммуникатор из фантастического кино стильная раскладушка Motorola StarTAC, флагманская модель весом всего 88 граммов с возможностью принимать текстовые сообщения, виброзвонком и ёмкой литиевой батареей. Весьма ценились компактные гаджеты шведской компании Ericsson. Считалось, что их аккумулятор дольше других держит заряд. Правда, дальность связи у них была меньше. Высокотехнологичный телефон мог стоить до 3 тысяч долларов — примерно как свежая «классика» «Авто­ВАЗа» в те годы. Цены на трубки и тарификация звонков привязывалась к курсу доллара из-за огромной инфляции в стране.

Никаких SMS

Оператор поддерживал аналоговый стандарт мобильной связи первого поколения AMPS-800. Номера были шестизначные, без привычного трёхзначного префикса на 900. Первым абонентам достались номера, начинающиеся на 49. Чтобы позвонить из другого региона, нужно было сначала набрать тогдашний код города 0742. В самом же Липецке можно было дозвониться на мобильный даже из таксофона. В отличие от других российских регионов, в нашей области уличные телефонные автоматы были бесплатными. Этот пережиток коммунизма сохранялся до начала XXI века.

Первые мобильные телефоны сильно отличались от современных. И не только внешне. У них не было SIM-карт, их программировали на связь с базовыми станциями с клавиатуры через меню телефона по уникальному IMEI-номеру. Поскольку выход в Интернет отсутствовал, не было и проблем с кибербезопасностью. Работал российский и международный роуминг, но цены на него были космическими. При этом он был ручным: перед поездкой абонент сообщал свой маршрут и просил подключить роуминг на эту территорию.

Невозможно было просто прийти в магазин, купить гаджет и тут же подключиться к сети. В Липецке у «Мобайла» работала всего пара офисов продаж. Аппараты продавались сразу с привязанным к ним контрактом. Только к концу девяностых появилась дилерская сеть партнёров, отдалённо напоминавшая современные салоны связи.

Ни SMS-сообщения, ни тем более MMS-картинку абонент передать не мог. Только голосовая связь. Главная фишка гадже­та — телефонная книга контактов с номерами и, конечно, относительно компактный размер. С таким телефоном можно было выйти в люди.

Кто мог позволить себе мобильник?

Первыми абонентами стали солидные и состоятельные горожане. Например, генеральный директор НЛМК Иван Франценюк и топ-менеджеры металлургического комбината. Для новолипчан компания сделала прямой выход на коммутатор комбината, что позволило заметно удешевить связь. Наличие мобильника красноречиво говорило о высоком статусе человека. Предприниматели, банкиры, политики, успешные спортсмены и представители криминального мира раньше всех оценили преимущества телефона без проводов.

Здорово удивили сотрудников компании представители вещевого рынка. Они приехали в офис заключать контракт с большой клетчатой сумкой, полной мятых мелких купюр. Вход на рынок тогда был платным, так по рублю копились состояния.

Павел Фомин в середине девяностых работал в «Мобайле» менеджером.

— У каждого сотрудника в отделе продаж была служебная Motorola с безлимитным тарифом, — вспоминает он. — Так мы на личном примере рекламировали наши услуги связи. Как-то с друзьями зашли посидеть в модное липецкое кафе. Посетители смотрели на меня с нескрываемым изумлением: «Как у такого молодого парня появился мобильник?» Если аппарат звонил где-то в людном месте, все оборачивались. Новая технология для большинства липчан была в диковинку. Было очень интересно общаться с людьми из разных профессиональных сфер, я получал от этого море драйва и позитива. Многие наши клиенты стали хорошими друзьями.

«Алё, Кабан, перезвони»

Как бы ни были круты обладатели мобильников в девяностые, но 50 центов — это 50 центов. Приходилось как-то выкручиваться и экономить. Первые пять секунд соединения были бесплатные. Люди старались что-то быстро проговорить в трубку, потом резко захлопнуть крышку трубки и ждать ответного звонка в таком же формате. Помните сцену из «Бригады», когда Белый бросает своему собеседнику: «Алё, Кабан, пере­звони»? Из этой фразы сделали потом популярный рингтон. Вот так всё было и в жизни. Находились умельцы, умудрявшиеся после беседы резко вытаскивать из телефона аккумулятор. Программа расценивала такое завершение разговора как технический сбой и не списывала минуты.

Тем, кто не мог позволить себе приобрести мобильный, приходилось использовать пейд­жер — устройство с дисплеем, на которое можно было с обычного телефона надиктовать оператору текст сообщения. Первая пейджинговая компания «Эском-Липецк» появилась в 1996 году. Впрочем, в середине 90-х и пейджинговую связь мог позволить себе далеко не каждый. Подарить девушке пейджер было столь же круто, как сейчас айфон. Часто с его помощью назначали свидания, сообщая время и место встречи.

А что с покрытием?

Первая базовая станция находилась на крыше телефонно-телеграфной станции на улице Плеханова, 5. Поначалу она не доставала даже до городских окраин. В наши дни недовольные качеством связи липчане строчат гневные посты в соцсетях. Тогда порой случались ситуации, когда авторитетный абонент мог запросто приехать в офис и высказать свои претензии «по понятиям». Чтобы улучшить качество соединения, некоторые устанавливали на крышах своих автомобилей выносные антенны. Это считалось статусным. Постепенно инфраструктура росла, расширялась зона покрытия. Вторую базовую станцию установили на вышке телерадиоцентра в Подгорном. Связь появилась в Ссёлках, Большой Кузьминке и других пригородных сёлах. Третья станция открылась в Ельце.

Владимир Окунев в девяностые в качестве ведущего инженера отвечал за развитие сети компании.

— Особенности аналогового стандарта AMPS-800 в том, что его зона покрытия была значительно выше, даже небольшим количеством станций можно было обеспечить достаточно качественную связь, — рассказывает он. — По сегодняшним меркам 3 базовые станции — это капля в море, а тогда они вполне справлялись с нагрузкой, ведь и абонентов было не так много. Случались курьёзные истории. Как-то пришли лётчики и пожаловались, что во время полётов в карманах их курток звонят телефоны и операторы напоминают им о необходимости внести очередной платёж. Наш сигнал «добивал» даже в небеса.

Конкуренция растёт

Через несколько месяцев в Липецке появился второй оператор — компания «Сотовая связь Черноземья», работавшая под брендом «Сотел» в стандарте NMT-450. На первых порах они, делая ставку на корпоративных клиентов, предлагали довольно громоздкие и тяжёлые телефоны, была даже «чемоданная» модель для авто. В этом плане аппараты «Мобайла» были привлекательнее для массового потребителя. Позднее «Сотел» стал дочерней компанией крупного оператора «Скай Линк».

Конкуренция на рынке заставила постепенно снижать тарифы. Мобильники становились доступнее. Появились акции, когда оборудование передавали абонентам за символический доллар. Компании это было всё равно выгодно: она зарабатывала на звонках, а абонентская база таким путём существенно расширялась.

GSM приходит в Липецк

Тем временем бурно развивались технологии. В Москве и Санкт-Петербурге началась коммерческая эксплуатация сетей стандарта GSM с такими революционными возможностями, как передача данных. В Липецк GSM пришёл в 2000 году. Орловская компания «РеКом» получила лицензию на оказание услуг связи в 6 регионах Черноземья.

Россия достаточно быстро оправилась от последствий финансового кризиса 1998 года. Росла экономика, люди стали больше зарабатывать. В продаже появились первые «народные» модели мобильных телефонов стандарта GSM — Siemens A35 и Nokia 3210 (её в 2000 году сменит легендарная Nokia 3310). При курсе доллара около 28 рублей «Сименс» стоил порядка 100 условных единиц, то есть 2800 рублей. «Нокиа» была дороже, её цена доходила до 4 тысяч руб­лей. При этом средняя зарплата в стране в 2000 году не дотягивала до 80 долларов.

GSM-гаджеты с привычными сейчас SIM-картами могли принимать и передавать SMS-сообщения, а продвинутые модели даже выходили в Интернет по WAP-протоколу со скоростью до 9,6 Кбит/с. Появление в начале нулевых стандарта GPRS позволило резко увеличить скорость до 171,2 Кбит/c. Трафик стал тарифицироваться помегабайтно, что было гораздо выгоднее абонентам. Для сравнения: в те годы с домашнего компьютера можно было выйти в Интернет через модем на скорости всего лишь 56 Кбит/с. Заставка сайта могла грузиться целую вечность, а телефонная линия в квартире всё это время была занята.

Нередко телефонная трубка превращалась просто в модный аксессуар для «понтов», символ власти и могущества. Человек охотно демонстрировал её окружающим в ночных клубах и ресторанах, но звонить почти не звонил — из экономии.

Доступно всем

Новые абоненты, естественно, выбирали современный стандарт GSM. Вслед за «РеКом» в регионе в начале века один за другим появились все операторы «большой тройки». Расширялась география их присутствия, вводились в строй всё новые базовые станции в районах. Второе поколение связи сменилось третьим.

Ни «Липецк-Мобайл», ни «Сотовая связь Черноземья» с их устаревшими технологиями не могли конкурировать на равных. Начался массовый отток клиентов. Акции с бесплатной раздачей телефонов не помогали. Денег на масштабную модернизацию сетей под новый стандарт небольшие компании найти не смогли. В итоге «Липецк-Мобайл», имевший лицензию GSM-1800, в 2005 году был куплен компанией Tele2, со временем ставшей четвёртым федеральным оператором. Ей же позднее отошли и активы «Скай Линка».

Абоненты (на тот момент их было примерно 2500) и большинство персонала перешли к новому игроку. В середине нулевых благодаря его жёсткому демпингу мобильник смогли позволить все желающие липчане. А профессионалы из «Липецк-Мобайла» не потерялись на рынке труда. Павел Фомин сейчас руководит региональным подразделением мобильного оператора в Воронеже. Владимир Окунев — технический директор другого федерального оператора в Липецке.

За десятилетия, прошедшие с тех пор, мир телекома пережил ещё несколько революций. Полностью изменились телефоны и их возможности. Прогресс не остановить. Кто скажет, что будет завтра? Персональный ассистент в каждом смартфоне с искусственным интеллектом, который знает всё о вас, очки виртуальной реальности в базовом комплекте или что-то ещё? Скоро узнаем.

Сергей Малюков

0 лайков