Эхо эпохи просвещения. Чем удивляет выставка «Учение – свет», которую открыли в Белгороде

«Мир Белогорья», г. Белгород, Белгородская область

«Белгородские известия» рассказывают о том, как население России в начале ХХ века обретало грамотность

До 1 июня в Белгородском историко-краеведческом музее работает выставка «Учение – свет» (6+). Подлинные документы и уникальные предметы начала XX века расскажут посетителям о том, как устраняли безграмотность, откуда взялся меткий лозунг «Мы не рабы, рабы не мы» и кто из знаменитых белгородцев получал образование в тот период.

Возможность достигнуть высот

Ещё 105 лет назад число взрослых, умеющих читать и писать, было крайне мало. Именно тогда государство всерьёз занялось проблемой безграмотности, стремясь превратить аграрную страну в державу, которая впоследствии покорит космос. Белгородский историко-краеведческий музей сохранил множество подлинных документов, отражающих процесс обучения того времени.

К юбилею создания Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности 21 марта открылась выставка «Учение – свет», которая продлится до 1 июня. Все желающие могут посетить ликпункт (школу для взрослых) и увидеть портреты почётных граждан Белгородской области, получивших начальное образование в начале XX века.

«Большая часть посетителей музея – это, конечно, дети, – отмечает куратор выставки Татьяна Сафонова. – Часто они не хотят учиться, воспринимая уроки как тяжёлую повинность. Однако когда‑то учёба считалась путём к большим достижениям. Среди известных уроженцев Белгородской области, получивших образование в период ликвидации безграмотности и реализовавших себя в различных областях: Алексей Васильевич Погорелов – автор знаменитого учебника геометрии; Владимир Борисович Барковский – Герой России, выдающийся сотрудник советской внешней разведки; Михаил Владимирович Мысаков – заслуженный педагог и работник социальной сферы Российской Федерации».

Из простого народа

Многие выдающиеся белгородцы, родившись в сельской местности и окончив там же школы, с детства наблюдали за трудом работников сельского хозяйства. Полученное образование позволило им вывести близкую им отрасль в нашей области на совершенно новый уровень.

Имя Василия Горина до сих пор известно – в его честь в Белгороде назван Белгородский государственный аграрный университет и учреждена престижная премия.

«Василий Яковлевич был талантливейшим руководителем, дважды Героем Социалистического Труда, – рассказывает Татьяна Егоровна. – Поначалу шутили, что с такой фамилией, как Горин, ему достался колхоз, словно горе. Но это никак не помешало знаменитому белгородцу вывести свой коллектив в передовики».

Мария Деркач своим примером доказала, что женщина способна успешно руководить колхозом. Возглавив сельскохозяйственный коллектив ещё в молодости, она быстро вывела его в число передовых. Позже, в зрелом возрасте, она стала председателем Белгородского областного совета ветеранов войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов.

Агроном Николай Асыка, отметивший в прошлом году 95-летие, посвятил долгие годы работе в Белгородском государственном аграрном университете имени В. Я. Горина, где разработал систему земледелия для нашего края. Он и сегодня сохраняет интерес к развитию местного сельского хозяйства.

«Все эти люди – по‑своему уникальные личности. Выйдя из народа, они смогли реализовать свой потенциал и принести большую пользу обществу именно благодаря полученному образованию», – комментирует куратор выставки.

«Мы не рабы, рабы не мы»

С началом XX века государство стало уделять внимание образованию населения. 12 ноября 1917 года по указанию советского правительства была учреждена комиссия по просвещению. Вскоре после этого, в 1919-м, вышел декрет о ликвидации безграмотности.

«С первых же лет началась масштабная работа – стали издавать буквари, разработанные специально для взрослых, – отмечает Татьяна Егоровна. – Конечно, буквари существовали и раньше, но методы обучения детей и взрослых существенно различались».

Новые буквари отличались яркими, запоминающимися фразами и отражали события, происходившие в стране. Такие простые предложения, как «мама мыла раму», были непонятны рабочим, крестьянам и военным, в отличие от резкой и ёмкой фразы «Мы не рабы, рабы не мы».

«Авторство этой фразы приписывают Доре Элькиной – учителю-методисту и автору учебников того времени, – рассказывает куратор выставки. – В 1919 году она работала на Южном фронте Гражданской войны, обучая бойцов Красной армии. Дело в том, что система ликвидации безграмотности охватывала все слои населения, включая армию. Именно там и появилась эта фраза, которую впоследствии Евгений Евтушенко упоминал в своих стихах «Азбука революции», чтобы эмоционально погрузить читателя в атмосферу того времени».

Неграмотный – тот же слепой

Помимо букварей для взрослых, создавались учебники, ориентированные на различные группы населения. В музейных фондах сохранился букварь для сельскохозяйственных и лесных рабочих. Примечательно, что учитывались не только профессиональные потребности, но и этническая принадлежность учащихся. Многонациональному населению предлагалось обучение на родном или русском языке по их выбору.

Учебный процесс был рассчитан на людей в возрасте от 8 до 50 лет. Для учащихся рабочий день сокращался на два часа. Женщины освобождались от занятий за три месяца до родов и на месяц после рождения ребёнка. Несмотря на созданные государством условия, самой сложной задачей оставалось убедить людей в необходимости обучения. Наиболее доступным и действенным средством того времени стали яркие агитационные плакаты.

«Неграмотный тот же слепой. Всюду ждут его неудачи и несчастья», – гласил лозунг плаката 1919 года.

Благодаря своей доходчивости и понятности он быстро получил широкое распространение уже в 1920 году.

Как учили и как учились

В 1924 году появился новый лозунг: «К десятой годовщине пролетарской революции рабочие и крестьяне должны овладеть книгой и газетой так же, как серпом и молотом».

В каждом населённом пункте, где насчитывалось более 15 неграмотных, создавалась школа грамотности – ликпункт. Учащиеся сами обустраивали выделенные помещения под учебные классы: приносили свою мебель или мастерили её, писали на обрывках газет. Нередко ученики возвращались в ликпункты повторно, поскольку домашние сельскохозяйственные работы не оставляли им времени для практики чтения и письма. Это явление получило название «возвратная неграмотность».

Ускорить и улучшить процесс всеобщего образования помогло Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность», основанное в 1923 году. Его целью было активизировать проводимую работу, его председателем стал Михаил Калинин.

Члены общества на добровольных началах помогали учащимся во всём: сколачивали скамьи, сооружали школьные доски, находили учебную литературу.

«В фондах музея сохранился запрос о том, что буквари «Наша сила» и «Наша Нива» разрешалось оставлять учащимся, – объясняет экскурсовод. – Книги берегли, потому что для многих, кто учился в то время, букварь был не только первой, но зачастую и единственной книгой».

Система обучения в те годы отличалась не только сложностью организации, но и честностью. Об этом свидетельствует сохранившаяся карточка обучения неграмотных Грайворонского уезда за 1924 год. Напротив пункта «отношение населения к ликпункту» значится: «доброжелательное». В строке «Степень удовлетворения учебными и письменными пособиями (указать, что есть и чего не хватает)» указано: «Есть только тетради, карандаши и буквари, нет классной доски, нет никаких пособий». На вопрос «В чём выразилась помощь со стороны ОДН (Общество «Долой неграмотность»), Комсомола» дан лаконичный ответ: «Помощи никакой не было». О возникавших проблемах говорили открыто.

Советский учитель

В ряды учителей привлекали всех грамотных, часто молодых людей, которые обучали учеников значительно старше себя. Их отличительным знаком был членский билет Всероссийского союза работников просвещения. Именно в этот период образ учителя стал узнаваемым и уважаемым.

«Считается, что победу в войне во многом обеспечил советский учитель, сумевший обучить и воспитать поколение, способное на такую самоотверженную защиту Родины», – отмечает Татьяна Егоровна.

К 1930-м годам сложилась привычная нам урочная система. Обязательным стало ведение классных журналов, которые в то время были полностью рукописными и отличались исключительным каллиграфическим почерком. Один из таких журналов сохранился в фондах Белгородского государственного историко-краеведческого музея.

В одной из граф на размеченном развороте значится: «сведения об успехах учащихся».

«Не просто «оценки», а «успехи» – уже сама формулировка мотивирует к учёбе», – замечает куратор выставки.

Вклад в будущую победу

К концу 1930-х годов благодаря предпринятым мерам грамотность населения достигла почти 90 %. Важным шагом в ликвидации безграмотности стало введение всеобщего начального образования, что остановило приток неграмотных в армию. Теперь основное внимание уделялось обучению взрослых. На выставке представлены учебники того времени, которые к этому периоду издавались уже в больших количествах.

«Обратите внимание на эту книгу 1938 года, на её обложке так и написано «Учебник для взрослых», – отмечает Татьяна Егоровна. – А вот пособие 1936 года «В помощь учителю для школ Курской области» – даже географическое указание есть».

Кампания по ликвидации безграмотности внесла огромный вклад в будущую победу в Великой Отечественной войне. Образование способствовало развитию промышленности и подготовке квалифицированных рабочих к началу военных действий. 

«Трудно представить, что такая масштабная работа была проведена совсем недавно – в начале прошлого века, – заключает куратор выставки. – Тем ценнее, что у нас сохранились эти удивительные документы – подлинные свидетельства тех событий. Сегодня, когда мы всё больше погружаемся в виртуальный мир, эти книги, предметы и бумаги являются реальным подтверждением истории, которое находится прямо перед нами».

София Сапрыкина

0 лайков