Новый год 100 лет назад: пензенцам запрещали хороводы у елки

«Пензенская правда», г. Пенза, Пензенская область

А о Рождестве вообще предпочитали не вспоминать

Когда мы говорим о зимних праздниках прошлого, на ум приходят рождественские гулянья, балы, благотворительные елки… Но давайте отмотаем время на 100 лет назад. В 1925 году Новому году были не очень-то рады.

Уже не барская забава

Вспомним историю. Страна пережила Первую мировую, две революции, установление советской власти, Гражданскую войну и красный террор, голод. Религия теперь считалась опиумом для народа. В России отказались от церковных праздников. Рождество впало в немилость. Значит, и елку не нарядить?

Мы по крупицам собирали информацию о новогодних праздниках 100-летней давности.

– В начале XX века главным зимним праздником в народе считалось Рождество. Нарядная, ярко украшенная елка того времени – именно рождественская, а не новогодняя. Поэтому от нее решили отказаться. Однако в первые годы советской власти зимние праздничные мероприятия для детей все же проводили. Первую одобренную правительством елку устроили в Сокольниках в 1919 году. На этом настоял Владимир Ленин, который сам организовал закупку подарков и провел с детьми несколько часов, – рассказала специалист по просветительской работе областного краеведческого музея Елена Владимировна Тарасова. – Александр Кононов описал это событие в рассказе «Елка в Сокольниках». У праздника был выраженный социальный подтекст, ведь до революции для русских крестьян зимние праздники с наряженной игрушками елкой были «барской забавой».

«Красная елка»

После смерти Владимира Ильича в январе 1924 года отношение правящей партии к елкам начало меняться. Именно 1925 год стал одним из последних, когда привычные нам зимние праздники проводились официально.

С 1929 по 1935 год граждане Советского Союза отмечали Новый год и Рождество тайно. В стране действовал запрет на празднование и даже на продажу елок.
Уже в 1926 году Иосиф Сталин осудил рождественские елки в учреждениях и в жизни простых граждан. А традицию отмечать Новый год назвал старорежимным и антисоветским наследием.

Теперь новогодние мероприятия стали напоминать партийные собрания, где на «десерт» давали художественную самодеятельность.

– Среди документов того времени много прошений разрешить празднование Нового года. В 1925 году в ходу был термин «Красная елка». Само празднование Нового года фактически превращалось в предельно регламентированное торжественное заседание, разбавленное докладами на актуальные социально-политические темы. Конечно, главным мотивом, проходившим через все праздничные программы, была тема отказа от традиционных религиозных празднеств, – пояснила Елена Тарасова. – Одной из необычных новшеств было «комсомольское Рождество», которое проводилось в школах, на фабриках и в частях Красной Армии.

Школы на праздники вместо елок украшали пятиконечными звездами (вместо религиозной Вифлеемской) и гирляндами красных флажков.

А в прессе шла «елочная» дискуссия. Многие журналисты празднование Нового года и Рождества критиковали как приверженность старым религиозным ритуалам.
Было даже такое: вид сияющей огнями елки в окне грозил серьезным разговором с управдомом, а то и с представителями правоохранительных органов.
Но, несмотря на то что официально все это не приветствовалось, после очередного «предпраздничного» партсобрания люди покупали подарки родным, продукты повкуснее, чтобы тихонько встретить Новый год в кругу семьи.

Как жила область

«Трудовая правда» (прежнее название нашей газеты) за декабрь—январь 1924–1925 годов рассказывала нам о быте и нравах того времени. Просмотрев несколько номеров, понимаешь, что привычных дню сегодняшнему праздничных материалов тогда не печатали.

На первой полосе номера от 31 декабря 1924 года поставили заметку, как обучают грамоте в избе-читальне. Также газета рассказывала о мировых новостях: что происходит в Румынии, на Балканах, во Франции. Кроме того, номер был наполнен различными объявлениями, решениями и повестками губкомов, горрайкома.

Большие статьи посвящены партийной деятельности, тем, кто переезжает из деревни в город.

Из хороших новостей: Пензу продолжают электрифицировать, и городские улицы становятся светлыми.

А людям так хочется сладкой жизни! Из материала о работе сахарного треста мы узнаем, что резко вырос спрос на сахар. Из-за этого в магазины приходится дополнительно поставлять сахар-песок и рафинад. Видно, с конфетами в то время была напряженка…

И только на последней полосе последнего номера года возникает праздничная тема: дано объявление о продаже елок на улице Троицкой.

Еще 30, 31 декабря и 1 января в кинотеатре «Смычка» крутили «боевик» того времени «Красные партизаны». А в одном из культурных учреждений под занавес года провели концерт художественной самодеятельности. Естественно, он начался только после подробного доклада об успехах…

Вынырнув из прошлого, я с радостью возвращаюсь в день сегодняшний – к приятным хлопотам по закупке продуктов к новогоднему столу, нарядным елкам и поиску подарков для родных и друзей.

Да, встреча Нового года будет омрачена мыслями о том, что наши бойцы-земляки сейчас вдали от дома и спецоперация еще не закончена. Но они сражаются именно за то, чтобы их семьи были в безопасности и дети могли спокойно отметить праздник, встречая 2025 год. Надеюсь, он принесет Победу и мир.

Екатерина Рац

0 лайков