«Курский зов»: репортаж главного редактора «Рабочего пути» из зоны КТО

«Рабочий путь», г. Смоленск, Смоленская область

Что делать, когда сирены ракетной опасности звучат чаще напевов соловья? Куряне четко знают — бить врага и помогать своим согражданам, покинувшим родные деревни и города.

6 августа подразделения неонацистов ВСУ захватили 28 населенных пунктов Курской области. Главный редактор «Рабочего пути» Сергей Якимов съездил в зону контртеррористической операции и посмотрел, как наши бойцы уничтожают противника и какая помощь нужна переселенцам из приграничных районов Курской области.

Работа по организации гуманитарных миссий мне хорошо знакома. Еще с ковидных времен вместе с командой регионального отделения Народного фронта мы создали штаб по обеспечению людей, находящихся на самоизоляции, необходимыми товарами и услугами. Затем, с началом СВО, мы возили гуманитарные конвои для переселенцев с Донбасса.

Потому я сразу нашел общий язык с руководителем центра по распределению гуманитарной помощи, расположившегося в Курском цирке, в самом центре города. Екатерина — опытный волонтер. Она более 10 лет занимается этой работой.

«Помощь едет со всей страны, это очень приятно — чувствовать тепло людей и их причастность к проблемам соотечественников, — начинает свою «экскурсию» по центру мой собеседник. — Здесь, в центре, сейчас трудятся около 300 человек. Фасуют продуктовые и гигиенические наборы. К нам приходят люди, порой в срочном порядке покинувшие свои дома в том, в чем были.  Их вносят в реестр, спрашивают о потребностях и выдают два пакета: в одном — продукты питания (сахар, крупы, макароны, чай, тушенка, масло), в другом — гигиенические принадлежности (зубная паста, щетки, мыло, шампунь и т. д.). Из расчета потребности одного человека на 10 дней».

Екатерина вспоминает, что первые дни были самые сложные -большой наплыв людей, сотни обез­доленных сограждан. Центр работал круглые сутки, и в пик событий в нем трудилось до 1000 человек. Усилиями властей всех уровней, неравнодушных людей удалось в кратчайшие сроки наладить организацию помощи, маршрутизацию в пункты временного размещения, обеспечение едой, медицинским сопровождением.

Сейчас центр работает по графику, основные потребности переселенцев в целом закрыты. Люди чаще обращаются за одеждой, постельными принадлежностями, посудой, шампунями, мужскими бритвенными станками, предметами женской гигиены.

«По мне хотя бы не стреляли»

При мне в центр пришла пенсионер из Рыльска: «Мне повезло. Когда я уходила из дома, по мне хотя бы не стреляли, потому что я бежала раньше, чем пришел враг. А другие люди попадали под обстрелы нелюдей-бандеровцев, есть и убитые. Страшно».

Женщина одета во все летнее. Скоро осень, а потом зима. Вся одежда в доме. «Я даже не знаю, остался ли мой дом», — говорит она. В центре вежливо объясняют, что сейчас не занимаются организацией сбора одежды, что это отдельное направление работы. Говорят адреса, куда можно обратиться.

Звучит сирена ракетной опасности. Кажется, люди уже привыкли. Нет суеты и паники. Город живет своей жизнью. Работают транспорт, медицинские и социальные учреждения, общепит манит вывесками и меню. Прямо при цирке в гостинице для артистов работает пункт временного размещения — на семью отдельный номер, по уровню трехзвездочной гостиницы. Питание тут горячее, есть медпункт, молельная комната с иконами, приходит даже парикмахер. «Женщины всегда хотят быть красивыми», — говорит мне мой проводник.

Если бы не понимание непростой ситуации, в которой оказались люди, то картинка была бы более чем оптимистичная. Пожелав всем сил, здоровья и удачи, я начал готовиться к поездке на курский фронт.

«Враг должен каждую минуту понимать, что не уйдет живым»

На позиции где-то под Суджей меня везла команда прославленного военкора-смолянина Семена Пегова.

Семен в особых представлениях не нуждается, его проект WarGonzо освещает все основные события СВО с ее первых дней. Его опыт и связи позволяют оперативно и точно давать информацию о состоянии дел. На этот раз «рыжий сепар» (так называл Семена легендарный комбат «Спарты» Арсен Павлов «Моторола») повез нас в расположение своего давнего боевого товарища, также вписавшего свое имя в летопись «Русской весны» и СВО, Ахры Авидзбы с позывным «Абхаз». Бесстрашный командир «Дикой дивизии Донбасса», Герой ДНР, вместе со своим подразделением приехал на помощь в Курскую область.

«Враг на нашей земле должен каждую минуту бояться, мы не дадим ему покоя ни днем, ни ночью, — твердо говорит Абхаз. — Даже если какой-то пулеметчик-бандеровец будет думать, что он в безопасности на своей позиции, мы «высыпем» ему пакет «Града» на голову, надо будет, добавим еще. Уничтожать их будем до последнего».

Семен с Ахрой обмениваются воспоминаниями о былых событиях под Дебальцевом, в донецком аэропорте, вспоминают погибших товарищей. Простое перечисление событий дает понимание — Абхаз со своим подразделением прошел трудный боевой путь и нигде не дал усомниться, что его «Дикая дивизия» — это настоящие бойцы и патриоты. Они очень хорошо знают тактику противника.

Доброволец с позывным «Кентоха» делится: «Поначалу было трудно нащупать линию фронта, они постоянно маневрировали. Нам приходилось разведкой боем выявлять их позиции. Нацисты постоянно устраивали засады, и мы неоднократно выходили победителями из засадных боев». Сам Кентоха сейчас артиллерист, но до этого штурмовал Бахмут, Часов Яр, Авдеевку. Ему и его боевым братьям не нужно рассказывать почем фунт лиха.

Ахре доложили о скоплении сил и техники противника в одном из квадратов. Короткий разговор с командирами, Абхаз дает команду готовить «Грады» для нанесения удара. «Сами виноваты, тут у нас действует старое донецкое правило — не собираться больше трех», -сухо продолжает Ахра.

«За Батю»

«Сегодня годовщина гибели Бати, надо напомнить нацистам о нем». «Батей» Семен называет первого главу Донецкой народной республики Александра Захарченко, Героя ДНР, человека с непререкаемым авторитетом руководителя, командира и боевого Друга.

Бойцы «Дикой дивизии» с воодушевлением воспринимают команду на боевую работу, ракеты одна за другой залетают в стволы установки. На одной из них Абхаз оставляет памятную надпись: «За Батю». И через несколько минут колонной выдвигаемся на боевую позицию. В машине несколько детекторов дронов, техника визжит предупреждениями: «Обнаружен дрон-камикадзе». В этот момент мысли — полетит он в тебя или мимо. Справа-слева на дороге сожженные машины. Практически все они — гражданские. Кулаки сжимаются, до хруста. Сволочи, не будет вам покоя.

Кентоха наводит «Грады» на цель. Ахра лаконично доводит: «За первого главу Донецкой народной республики — огонь!» Небо огненными ножами разрезают снаряды. 30 секунд — и 80 «эрэсок» отправляются на головы бандеровцев.

С ходу разворачиваем машины и на всех парах уезжаем от «ответки», наш водитель «кладет» стрелку спидометра, 190 — 200 км/;час — нормальные скорости в этих местах.

«Работайте, братья»

Ахра ни на день не останавливает боевую работу. Призыв «Работайте, братья» для него повседневный девиз. «Дикая дивизия» работает за Батю, Мотора, Воху, за всех павших героев и за всех живых. За Родину.

Как всегда, возвращаться из таких командировок непросто.  Непросто, потому что там истекает кровью наша земля. А здесь еще порой можно услышать шипение «умников», считающих, что СВО — это не их дело и они никому ничем не обязаны. Жизнь научит. Но для меня все, кто сейчас бьется за страну: бойцы, медики, волонтеры, военкоры и другие, абсолютно все — герои. Работайте, братья!

P. S. 10 сентября подразделения Российской армии в Курске начали контрнаступательные действия, были отбиты 13 населенных пунктов.

Куда нести гуманитарную помощь?

— Общественная приемная партии «Единая Россия»: Смоленск, ул. Карла Маркса, 14.

— Общественная организация «Народный фронт»: Смоленск, ул. Бакунина, 10а.

Сергей Якимов

0 лайков