Неформат в стиле диско

«Тамбовская жизнь», г. Тамбов, Тамбовская область

Как в 80-е в тамбовской филармонии проводили уникальные дискотеки для ума и души

Марина Овсепян. Фото из личного архива.

Мерцание разноцветных огней и пульсация стробоскопов. Обволакивающий плотный звук, ткань которого, казалось, можно ощутить рукой, излучаемый усилителями и акустическими системами одной из ведущих японских фирм в линейке Hi-End. Стильные круглые столики, как будто взятые из интерьера фантастической межпланетной станции и комфортабельные кресла необычной формы для гостей. Подсвечивающийся блестящий пол, на котором солировали танцоры «дэнсинг-ревю». И очаровательная стильная ведущая в ультрамодном прикиде, чей голос зажигал и одновременно заставлял внимательно вслушиваться в музыкальные нюансы. И этот голос узнавали с первых слов…

Где и когда это было? А было это более 40 лет назад, и не в Сан-Франциско или Лос-Анджелесе, а в нашем родном Тамбове, в Тамбовской областной филармонии в зале на третьем этаже, где зажигала свои огни молодежная дискотека. А ее диск-жокеем была ныне бессменная ведущая множества концертов симфонической и народной музыки заслуженная артистка России Марина Овсепян. И сегодня она поделилась с корреспондентом «ТЖ» подробностями этого уникального проекта, который остался в истории Тамбова одной из самых ярких легенд.

— Марина Александровна, честно говоря, сейчас просто трудно поверить, что в то далекое советское время в провинциальном Тамбове гремела дискотека, которая по уровню и оснащению явно превосходила даже подобные столичные заведения, и сравнимого с ней музыкального клуба у нас не появилось до сих пор. Что за культурно-музыкальное чудо тогда произошло

— Знаете, мы не воспринимали это тогда как чудо. Это казалось совершенно естественным. Просто был энтузиазм и огромное желание создать не то, что нечто необычное, а то, что приносит радость и посетителям, и создателям проекта. Я в то время, окончив музучилище, уже была ведущей дискотеки в городском доме культуры, что располагался на улице Чичканова. А тогдашний художественный руководитель филармонии Алексей Нешко пригласил меня по-дружески в этот новый проект, организатором которого стал Виталий Попов. Собственно, благодаря его предприимчивости, появились и этот свет, и этот звук, да и сам музыкальный материал.  Все это было очень интересно и необычно, все были молоды и полны желания сделать это лучше всех. А у меня появилась возможность окунуться в музыку, тогда почти недосягаемую, многое открыть для себя и рассказать об этом зрителям, что приходили к нам. Это были мои ровесники, но я была на сцене, и мне очень хотелось их заинтересовать тем, что стало интересно мне.

— Но интернета тогда не было, а пластинки с западной музыкой достать было нелегко и дорого. Разве не так?

— Еще бы! Но Виталий Попов умудрялся это делать, хотя цена на фирменную пластинку была сопоставима со средней зарплатой. Для меня было настоящим чудом, когда я держала в руках фирменный диск «Queen» или «Pink Floyd». А что касается информации, то надо было перелопатить немало различных периодических изданий, чтобы, взяв оттуда главное, рассказать об этой музыке и ее создателях.

— Марина Александровна, но ведь на дискотеку люди приходят потанцевать, как это можно было совместить с информацией и расширением музыкального кругозора?

— В том-то и дело, что это была необычная дискотека. Это был некий музыкально-просветительский клуб, и программа каждого вечера состояла из нескольких частей. Сначала посетителям предлагалось прослушивание новой музыки, фрагментов новых альбомов, но образовательную цель мы ставили вполне определенную, где-то даже амбициозную – воспитать интерес и вкус к хорошей серьезной музыке, включая классическую. И для этого специально подбирали произведения классики в рок-обработке. А также произведения рок-групп, в основе которых лежали классические интонации. Эта музыка заставляла думать и переживать. И конечно, оставалась надолго в сердцах. А в следующей части мог звучать Штраус или Шопен, и на японской аппаратуре это звучало просто потрясающе,  раскрываясь с новой стороны. Затем выступали коллективы танцевального ревю, в частности, наш постоянный гость ансамбль Ирины Мордовиной, для того, чтобы познакомить и научить определенным танцевальным движениям в стиле диско. И уже потом шла дискотечно-танцевальная программа, но не безымянная, а каждого исполнителя я объявляла и старалась создать настроение вечера. Это было здорово, это была волшебная атмосфера, которой я просто наслаждалась.

— Но диджей – это ведь особый имидж, который надо поддерживать. А как вы его могли поддерживать внешне, если в то время, как известно, дефицитом была и стильная одежда, и косметика. Как выкручивались?

— Слова диджей тогда не употребляли, я была просто ведущей дискотеки. Но стиль, действительно, надо было держать. Конечно, был дефицит, но удивительная особенность тогдашнего общества состояла в том, что в магазинах ничего приличного не было, а люди доставали и имели фирменные вещи. И я не была исключением. Покупала у фарцовщиков, конечно, втридорога, но приходилось откладывать и копить. Зато выходила на сцену и в стильных джинсах, и в платьях с открытой спиной…

— В общем, вы были иконой стиля, чего уж скрывать. А с косметикой были трудности?

— Смотря с какой. Например, отечественная тушь ленинградской фабрики была очень даже приличной. А вот тени лучше были, конечно, фирменные, и обойтись без них было нельзя, потому что в моде был довольно яркий «боевой» раскрас. Ну а французские духи иногда продавались в Москве в магазинах, и этого случая женщины не упускали. Такое время яркой моды.

— Говорят, что эта дискотека была по-своему элитарной, так кто же туда приходил?

— Билеты продавались в кассе филармонии, и цена их была такая же, как на концерт известного артиста или коллектива. А ходили молодые люди, очень заинтересованные, которые слушали музыку и ведущего, буквально затаив дыхание. Я это чувствовала, мне это очень нравилось, но это и накладывало большую ответственность. Эти жизненные уроки очень помогли в профессиональном будущем. Но билетов, конечно, на всех не хватало, а желающих было, хоть отбавляй.

Не секрет, что билетами этими фарцевали, а некоторые смельчаки даже забирались по внешней пожарной лестнице в окно туалетной комнаты на втором этаже, проникали туда и дожидались там начала программы. Это был серьезный риск, и тот, кто хотел просто потанцевать под магнитофон, вряд ли на такое решился бы.

— Однако, ничто не вечно под луной. Когда же и почему закончился этот, казалось бы, такой перспективный проект?

— Закончилось все в середине восьмидесятых. Можно привести много причин, включая административно-бюрократические. Но главное, все же в людях, которые это создавали и вдохновляли. Судьба любого проекта, в первую очередь, от человека зависит, от роли личности в истории, если хотите. Руководитель дискотеки Виталий Попов, к сожалению, тогда ушел от нас трагически навсегда. А у меня случился декретный отпуск, появились новые заботы. И назад уже ничего не вернулось. Потом было много событий в жизни, в том числе поездка за океан, где в Перу мне пришлось преподавать в школе для детей наших посольских работников. И я старалась, как могла, научить их любви к высокому искусству, любви к прекрасному. Вспоминала годы работы ди-джеем,  и детям со мной было нескучно. Многие из них поначалу были очень далеки от музыки, но научившись представлять музыку в виде образов, сами хотели заниматься пением в хоровом кружке, даже не имея хорошего слуха. Но слух можно воспитать, когда есть стремление, а это главное.

— Марина Александровна, как думаете, сейчас такой проект, похожий на ту легендарную дискотеку в филармонии, может родиться?

— Время очень изменилось. Сейчас вокруг столько информации, в том числе о разной музыке, о чем 40 лет назад нельзя было и мечтать. Но оказалось, что это вовсе не гарантия музыкального познания и воспитания хорошего вкуса. Ведь чтобы найти что-то в интернете, надо знать, что искать. И я уверена, что подобные музыкальные клубы сейчас могли бы сыграть очень важную роль. Музыка должна воспитывать хороший вкус, это — банальная истина, но это актуально всегда. Я думаю, что подобные проекты появятся, потому что в этом есть реальная потребность. Конечно, время нельзя вернуть назад, но о себе я могу сказать, что мне очень повезло. Быть на сцене общаться со зрителями, разве это не счастье? Помните, как пел наш «Круиз»: «Кто-то крепко мне руку жал – это, мой друг, неспроста…».

P.S.

10 хитов (16+) от Марины Овсепян, звучавших на легендарной дискотеке тамбовской филармонии:

ARABESQUE – Hey, mister Monkey
ARABESQUE – I stand by you
CERRONE – Supernature
KISS – I whose made for lovin`n you
SCORPIONS – Still lovin you
SPACE – Magic Fly
PINK FLOYD- Another brick in the wall
ACCEPT – Metal heart
Paul McCartney and Michael JACKSON – Say, say, say
C. C. CATCH – Couse you are yang

Виталий Полозов

0 лайков