Как на карте мира появилась Русская Америка и почему она превратилась в американскую Аляску

UlanMedia, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Кто же на самом деле продал Аляску Америке, если не взбалмошная Екатерина II?

В историческом сознании любого народа бытуют легенды, которые не всегда соответствуют истине. Так, в массовом сознании русских повелось считать, что Аляску продала Америке взбалмошная Екатерина II. В реальности все обстояло с точностью до наоборот.

Екатерина Великая если и совершала необдуманные поступки, то они не касались территории Российской империи. Напротив, Екатерина была собирательницей земель русских, и при ней территория России только росла. В ее царствование в составе Российского государства появилась Новороссия, был завоеван Крым, основаны Одесса и Севастополь. При ней была присоединена Аляска и на карте мира появилась Русская Америка. Продал же Аляску Соединенным Штатам правнук Екатерины, император Александр II.

О том, как на карте мира появилась Русская Америка и как она превратилась в американскую Аляску, читайте в очередном увлекательном лонгриде историка, ведущего проекта «Объяснения» Владивостокской централизованной библиотечной системыСергея Корнилова.

Первые русские на Аляске

Рождение Русской Америки было непростым. Если после похода Ермака, перевалившего Уральский хребет, чтобы добраться до берега Тихого океана казакам потребовалось всего полвека, то переплыть в Америку и укрепиться там, даже не материке, а на ближайших к Северной Америке островах, русским пришлось потратить еще 100 лет.

Считается, что первыми европейцами, увидевшими берега Аляски, были участники экспедиции Семена Дежнева в 1648 году, которые первыми прошли  пролив между Евразией и Америкой. В 1732 году геодезист Михаил Гвоздев и штурман Иван Федоров на боте «Святой Гавриил» совершили плавание к берегам Аляски и первыми из европейцев достигли побережья Северной Америки, следуя с запада на восток. В 1741 году экспедиция Беринга на пакетботах «Святой Петр» и «Святой Павел» исследовала Алеутские острова и юго-западный берег Аляски.

Аляска и Алеутские острова привлекали внимание русских охотников и промышленников богатыми ресурсами пушного зверя, прежде всего, морских котиков и морского бобра — так называли калана. В 1745 году группа русских промышленников во главе под предводительством Михаила Неводчикова на судне «Святой Евдоким» высадилась на острове Атту. Здесь произошла первая стычка с алеутами, которые были недовольны появлением на острове чужеземцев. В 1753 году русские промышленники высадились на остров Адак, в 1756 году — на остров Танага. В 1758 году бот «Святой Иулиан» под началом Степана Глотова достиг острова Умнак, входящий в группу Лисьих островов Алеутской гряды. Три года провели промышленники на Умнаке и соседнем большом острове Уналашке, занимаясь промыслом.

Главной трудностью освоения Алеутских островов и близлежащей территории стали воинственные алеуты и другие индейские племена, которые оказали сопротивление колонистам. Деятельность русских пионеров в Америке, слабо регулируемая властями, приводило к злоупотреблениям и вызывала восстания местного населения против иноземцев.

Восстание алеутов Лисьей гряды

Первое восстание алеутов случилось на Лисьих островах в 1763—1765 гг. Причиной восстания была жесткость, проявленная русскими промышленниками при сборе ясака с местного населения, а поводом к восстанию стало избиение розгами сына одного из алеутских вождей за несвоевременный и малый размер пушнины.

Дождавшись, когда русские разбились на мелкие группы и разбрелись для добычи пушнины по Лисьим островам, алеуты в начале декабря 1763 г. внезапно напали на них и почти всех перебили после чего сожгли русские суда «Св. Иоанн» «Св. Захарий и Елизавета». Спастись удалось лишь группе промышленника Коровина с артелью из 13 человек, которые находились в бухте о. Уналашка на галиоте «Св. Троица». 10 декабря 1763 г. Коровин со товарищи оказался осажденным алеутами в зимовье и четверо суток днём и ночью отбивал ружейным огнём атаки. После этого алеуты целый месяц держали в осаде Коровина и его людей, среди которых начала цинга. Бедственное положение привело русских к решению предпринять отчаянную контратаку, после чего им удалось вырваться и переправиться на «Св. Троицу». Весной 1764 г. они отправились в плавание, но буря выбросила галиот на берег о. Умнак. Остатки судна сожгли алеуты, а Коровин и оставшиеся в живых его спутники построили байдару и на ней отправились вдоль побережья острова. В августе 1764 г. отряд Коровина встретил людей Семена Глотова, пришедшего на Умнак в поисках пропавших соотечественников.

Из четырех русских судов, три были сожжены, а команда четвертого — галиота «Св. Николай» попыталась отомстить за погибших товарищей. Они высадились на о. Умнак и уничтожили четыре посёлка аборигенов, но у пятого поселения были разгромлены большим отрядом алеутов. Промышленники были перебиты, а их корабль сожжен. В результате, из 174 человек, прибывших на  русских судах, уцелело лишь 12 человек.

Для усмирения островитян был направлен Семен Глотов на корабле «Св. Андреян и Наталья» с экипажем 40 человек. Он уничтожил все алеутские поселения на южной стороне о. Умнак. В это время к Уналашке подошёл бот «Св. Петр и Св. Павел» с промышленником Иваном Соловьевым и командой в 55 человек. Во время первой стычки погибли до 100 алеутов. Объединившись, две партии русских промышленников продолжили карательные рейды по алеутским селениям, в ходе которых было истреблено от 3 до 5 тыс. туземцев.

Жестокость в истреблении местного населения произвели отрицательный эффект в верхушке русского общества и Екатерина II издала указ, где содержалось требование гуманного обращения с аборигенами Америки. Со временем нравы сгладились, в 1768 году о. Уналашка стала центром пушной коммерции, а в 1772 году здесь было основано первое русское поселение, где с алеутами велась регулярная торговля. В 1778 году его посетила экспедиция Джеймса Кука. Купец Герасим Измайлов подарил Куку русскую карту северной части Тихого океана, которой знаменитый мореплаватель пользовался для похода к Чукотке.

Основание Российско-американской компании

Несмотря на то, что в 1783 году Екатерина II утвердила Американскую Православную епархию, представители государственной власти на Алеутских остовах и Аляске отсутствовали, за исключений наблюдателей за сбором ясака.

В 1784 году на остров Кадьяк прибыла экспедиция Северо-Восточной компании сибирского купца Григория Шелихова в составе трех галиотов («Три святителя», «Св. Симеон» и «Св. Михаил»). Компания Шелихова начала осваивать остров, подчиняя местных эскимосов, распространяя православие и внедряя европейские сельскохозяйственные культуры (рожь, свёкла, репа). Поселение на острове Кадьяк получило название Павловская гавань и стала новым центром российской колонии, а с 1799 года — резиденцией губернатора Русской Америки.

Григорий Шелихов предложил Екатерине II проект управления Русской Америкой через свою компанию, которой предоставлялись монопольные права на добычу пушнины и торговлю. Екатерина, противница любых монополий, отказалась от проекта, но после ее смерти (и смерти Шелихова) Павел I, делавший все в пику матушке, подхватил идею и реализовал ее с подачи жены Шелихова Натальи, которая оказалась хваткой и деловой женщиной, ничем не уступавшей мужу. В 1799 году указом Павла I была создана Российско-Американская компания (РАК), получившая не только монопольные права на экономическое управление колонией, но и функции государственной власти.

Первым губернатором Русской Америки стал представитель РАК Александр Баранов.

Российско-Американская компания стала уникальным явлением в истории России. Ее необычность заключалась в сочетании торгово-промысловых функций с функциями казённого управления: государство делегировало компании большую часть полномочий. С другой стороны, аналоги подобных отношений существовали заграницей: РАК стала аналогом британской Ост-Индской компании, наделенной правительственными и военными функциями и с помощью которой была осуществлена колонизация Индии.

Под знаком РАК: Русская Америка под управлением монополии

Первым правителем Русской Америки стал купец Александр Баранов, с 1790 года возглавлявший Северо-восточную кампанию Шелихова. Баранов стал единственным представителем купеческого сословия на этой должности. В 1802 году он получил чин коллежского советника, а в 1806 году — орден Св. Анны 2-й степени и приобрёл право на потомственное дворянство.

25 августа 1816 года Главное правление РАК, при согласии императора, назначило главой колониальной администрации капитан-лейтенанта Леонтия Гагемейстера. С этого времени пост главного правителя стали занимать офицеры военно-морского флота в чине капитанов 1-го и 2-го ранга. Через 20 лет после образования РАК вся полнота власти в Русской Америке была передана в руки морских офицеров, поочередно возглавлявших колонию.

Так, в 1854 году главным правителем был назначен капитан 1-го ранга Степан Воеводский, который в 1856 году был произведён в контр-адмиралы за умелое руководство колонией в годы Крымской войны. Ловкий правитель смог  избежать нападения на Русскую Америку англо-французской эскадры, благодаря тому, что заключил сепаратный пакт о нейтралитете с британской Компанией Гудзонова залива, управлявшей английскими колониями в Канаде.

В Петербурге Главным управлением РАК руководили 4 директора, одного из который назначало Министерство иностранных дел, а остальных избирали на общем собрании акционеров, в состав которых входила царская семья. Постепенно управленческий аппарат РАК превратился в полугосударственную структуру, хотя контрольный пакет акций находился в руках сибирских купцов. В середине XIX века эта структура устарела и исчерпала резервы развития. Руководство РАК не смогло приспособиться к новым веяниям капиталистической эпохи и перевести экономику Русской Америки на капиталистические рельсы. Это повлекло ухудшение финансового положения компании в 1860-е годы и явилось одной из косвенных причин продажи Аляски.

К положительным делам компании следует отметить организацию в 1804—1840 гг. более двадцати экспедиций, в том числе, первой русской кругосветной экспедиции под руководством Ивана Крузенштерна.

Переговоры о продаже

Первым вопрос о продаже Русской Америки в 1853 году поднял генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьёв (будущий -Амурский). Произошло это в условиях Крымской войны, когда выяснилась уязвимость дальних колоний России и трудность в их обороне от вражеского нападения. Кроме того, Муравьев учитывал нарастающую мощь США. Он писал:

«…Штаты неминуемо распространятся по всей Северной Америке, и нам нельзя не иметь в виду, что рано или поздно придется им уступить североамериканские владения наши. Нельзя... однако ж, при этом соображении не иметь в виду и другого: России если не владеть всей Восточной Азией; то господствовать на всем азиатском прибрежье Восточного океана».

Муравьев делал вывод о необходимости уступить американскую колонию в пользу укрепления России на азиатских берегах Тихого океана.

Инициатором следующего предложения стал морской министр, великий князь Константин Николаевич (брат Александра II). В 1857 году он озвучил его в письме министру иностранных дел Александру Горчакову. МИД поддержал предложение, но рекомендовал отложить его до истечения срока полномочий  РАК в 1862 году. В 1861—1863 гг. в США разразилась Гражданская война и вопрос стал неактуальным.

Вопрос назрел в середине 1860-х гг., когда РАК перестала приносить прибыль. Это было связано с тем, что пушнина из прибрежных районов, где вели добычу русские, постепенно исчезла, а для того, чтобы осваивать новые земли и продвигаться внутрь континента, нужны были огромные средства.

28 декабря 1866 года состоялось секретное совещание с участием Александра II, великого князя Константина, министра финансов и российского посланника в Вашингтоне барона Эдуарда Стекля, где идея продажи была в целом одобрена. По предложению министерства финансов был определён порог суммы — не менее 5 миллионов долларов золотом.

В феврале 1867 года Стекль прибыл в Вашингтон и напомнил государственному секретарю Уильяму Сьюарду «о предложениях, которые делались в прошлом о продаже наших колоний». Посоветовашись с тогдашнего президентом США Эндрю Джонсоном, Сьюард в ходе второй встречи со Стеклем, состоявшейся 14 марта, обговорил главные положения будущего договора. 18 марта президент Джонсон подписал официальные полномочия Сьюарду, а 19 марта состоялись переговоры государственного секретаря со Стеклем, в ходе которых в общих чертах был согласован проект договора о покупке русских владений в Америке за 7 млн долл.

Но это была лишь предварительная договоренность о сделке. Дальнейшие события напоминают крепко сколоченный политический детектив.

0 лайков