Маршрут длиною в жизнь

«Липецкая газета», г. Липецк, Липецкая область

15 ноября 1993 года на пустынный берег возле французского Ла-Тремблада, неподалёку от зловещей тюрьмы форта Боярд, волны выбросили лодку с бортовым номером Макс-4. Через шесть дней океан отдал земле и тело своей очередной жертвы. Французские газеты сообщили о трагедии: погиб русский путешественник Евгений Смургис.

Наш земляк, человек-легенда, чьи подвиги отмечены Книгой рекордов Гиннесса, на вёслах за 727 дней прошёл расстояние, равное кругосветному витку – 48 тысяч километров. Он первым вышел на гребной лодке в мировой океан, и этот его подвиг только через 20 лет – в 2014 году — смог повторить Фёдор Конюхов.

В своих марафонах Евгений Смургис «отметился» в трёх океанах и пересёк Евразию. Он покорял моря и реки, и всё вроде бы получалось, но это «вроде бы» перечёркивает вот эта запись в дневнике: «Если придут за моей жизнью, я буду отбиваться до последнего. И посмотрим, кто кого…» Запомним эти неслучайные слова…

Сначала были реки

Никто до него не отваживался плавать на вёслах в ледовых разводьях Заполярья. На 4-метровой лодке Евгений Смургис обогнул северную оконечность Евразии, достигнув мыса Челюскин, и это достижение было отмечено дипломом Книги рекордов Гиннесса. Потом были покорены Карское, Баренцево моря — от Диксона до Мурманска. В ходе первого в мире кругосветного плавания на вёслах он прошёл пять арктических и северных морей в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах.

Но сначала были реки: марафон по порожистым рекам против течения от Онеги на Белом море и до Москвы… марафоны по Иртышу, Оби, Енисею, Волге, Амуру, Лене… от реки к реке он за 16 лет неоднократно пересёк Россию от Балтики до Тихого океана.

Смургис прошёл все великие реки России. Был среди них, конечно, и Дон: Евгений проплыл от Липецка до Волгограда и обратно.

Против течения

Он спешил доказать всем, что в стране с такими великими реками и традициями нужно возрождать гребной спорт, а не довольствоваться байдарочными прогулками. Опыт англичан, возродивших у себя гребные марафоны, не давал Евгению покоя. Но его не поддержали в стране, чиновники чинили препятствия, а многие считали его чудаком. И ему пришлось всё время плыть против течения, преодолевая при этом не только моря и реки, но и Систему.

В это трудно поверить, но свои уникальные походы Евгений Смургис финансировал сам. У него не было ни капиталов, ни машины, ни дачи – только лодка и новая цель. Уезжал в тайгу охотиться, шёл в наёмные бригады, и вообще не гнушался никакой работой. Иногда расчёт получал вечером, а утром уже был в лодке…

Предложение на 3 миллиона

И вот однажды перед ним, как далёкий берег в тумане, замаячила перспектива разорвать круг невзгод, вырваться из нужды. В нояб­ре 1993 года английское рекламное агентство «ЛИТЛ» предложило контракт на полное финансирование кругосветного путешествия. Цена вопроса – 3 миллиона долларов. Взамен агентство получает все права на рекламу, фильмы, книги и прочее.

С такими деньгами можно было бы планировать серьёзные путешествия. Но не сложилось. И Евгений остался в своей штопаной лодке, без средств, вынужденный в заморских портах продавать русские матрёшки, чтобы купить еды.

Из дневника Евгения Смургиса:

«Беспокоит денежный вопрос, дальше он может встать более остро. Моих финансов при скудном пайке хватит на месяц. Вчера отказался от сала, а сегодня рад тому, что принял в дар от людей. Рассчитывать на то, что удастся продать что-то из сувениров, сомнительно: берега опустели, а в городах этого не позволят. Словом, тоска, которую усиливает ежедневный дождь».

Наперекор Системе

У него был непростой характер. Он был принципиальным противником какого-либо предварительного расчёта, не любил загадывать наперёд и жёстко планировать. Как только замечал контуры какой-то системы, которой должен подчиняться, он скучнел, становился раздражительным. Надо было либо идти за ним, либо отойти в сторону.

В последний поход Евгений снова взял сына. Сашу он воспитывал в одиночку, и к 18 годам, несмотря на врождённый порок сердца у парня, сделал из него настоящего спортсмена. С ним они прошли на вёслах тысячи километров. Но в этот раз в лодку сел не просто сын, а влюблённый человек – в Липецке у него осталась девушка, и сердце его страдало от долгой разлуки. Отец в эти мелочи не вникал…

Конечно, на этот раз по здравому рассуждению Евгений должен был остановить гонку. Всё было против него. Все неурядицы жизни навалились разом: развод с женой, смерть отца за три недели до старта, размолвка с сыном посреди маршрута. Всё это он переживал в себе… А тут ещё – явные просчёты в планировании похода.

Погубило упрямство

Трагическое стечение обстоятельств и врождённое запредельное упрямство и погубили его. По спокойным каналам Франции в обход Бискайского залива с очень опасными ноябрьскими штормами Смургис идти отказался, хотя и было потрачено много времени на пробивание этого маршрута. Но он снова пошёл на принцип, заявив: «Не стану мочить лодку в пресной воде». Более того, Евгений замкнулся в себе – он прошёл 4 города Франции, но не дал ни одной весточки.

И самое главное – он остался один – Саша сошёл на берег в Рамсгете, в 130 км от Лондона, не выдержав всего того, что для отца было делом привычным. Ничего странного — даже опытные гребцы не выносили так называемую правоту Смургиса, не знавшего ни страха, ни сомнений.

У Евгения оставалось всего несколько дней. Не похода – жизни. Полной самоистязаний…

«Накопившаяся усталость как-то разом навалилась на душу и тело. 6-й месяц без единого выходного, без отдыха, скорей бы в тепло и хоть недельку отдохнуть полнокровно, немножко восстановить силы и дух. Но винить некого…» Так описал в путевом дневнике своё состояние путешественник.

Последняя запись

В тот вечер вертолёт французских спасателей завис над лодкой Смургиса. Лётчики вспоминали: «Мы жестами объявили о надвигающемся шторме и указали с борта на укрытия в многочисленных каналах. С лодки гребец показал нам знак «всё о,кей» и ещё две ладошки, сложенные вместе у левого уха. Значит, он нас услышал…»

Он их услышал. И даже сделал запись в дневнике. Последнюю. Оборванную на полуслове:

«К 16 был у южной оконечности острова Олерон. Ветер немножко потише, но с моря катит мощный накат. Только поел и за дневник принялся, как шум вертолёта. Вчерашний, красный, как наш Ми-4, всё меня облётывал, снизился и завис на почтенном расстоянии. Не то что наши прямо над лодкой виражируют так, что с неё от ветра вещи летят и в мегафон гута…»

Похоже, он хотел написать «гутарят». Почему он не дописал даже слово, что случилось в ту минуту, мы никогда не узнаем…

Ползти — это не для нас

Из интервью Евгения Смургиса радиостанции «Русская служба Би-Би-Си»,1993 год:

— Зачем вы всё это делаете?

— Этот вопрос постоянно плывёт с лодкой, он всегда рядом, когда речь идёт о необычном… Мы преследуем чисто спортивную цель — сделать то, что не сделано другими. К тому же движение — радость. Ползти, как улитка, — это не для нас…

В Липецке есть улица Смургиса, есть и музей покорителя морей и океанов.

Александр Косякин

0 лайков