Газетные киоски в Набережных Челнах на грани вымирания

«Челнинские известия», г. Набережные Челны, Республика Татарстан

В нашем городе за последние несколько лет закрыто 23 газетных киоска. Спрос на периодику есть, но невысоко рентабельный бизнес по продаже газет и журналов страдает от повышения арендной платы

Фото: chelny-izvest.ru

83-летняя Людмила Ваганова, проживающая в поселке ГЭС, из поколения людей, которые привыкли, что печатные издания – главный источник официальной информации. Ведь еще недавно почти каждая семья газеты и журналы  выписывала по почте или покупала в специальных киосках. Некоторые приобретали их не в единственном экземпляре, а по пять-десять штук.

«Печатная периодика для меня тогда была и сейчас остается основным источником информации. О городских новостях узнаю из газеты «Челнинские известия», о республиканских и федеральных – из «Аргументов и фактов», «Комсомольской правды». О новостях хочу знать уже утром, поэтому иду к открытию газетного киоска. Читаю все – от корки до корки, а информация в интернете, в соцсетях мне близкой не стала», – поделилась Людмила Ваганова.

И она не одинока, так же считают многие взрослые челнинцы.

Владелица двух киосков Юлия Фазлеева говорит, что работа в сфере продажи периодики ей передалась от родителей. Ее папа и мама держали их с 1999 года, она же начала в 2003 году. В лучшие времена, в 2013-15 годах, их было шесть.

«Читатель приходит разный. В основном люди в возрасте – от 55 лет. Пенсионеры еще до открытия газетного киоска выстраиваются в очередь. Общаются между собой, с продавцом. Больше всего покупают «Челнинские известия» – от 60 до 120 экземпляров по пятницам, когда их привозят. Затем по популярности «Аргументы и факты» и «Комсомольская правда». Есть спрос и на сканворды, и на желтую прессу», – говорит 47-летняя Юлия Фазлеева.

«Среди покупателей встречается и молодежь. Они берут периодику для своих родителей или бабушек с дедушками, читают и сами. Но большая часть молодых людей все-таки ориентирована на получение информации из интернета», – дополняет 42-летняя владелица киоска Галия Сахапова, у которой осталось всего две точки. Она в этом бизнесе уже 20 лет, ей помогает дочь.

Как подмечают владелицы киосков, самыми читающими являются жители поселков ГЭС и ЗЯБ. Так что держать точки выгодней в старой части города. Там по большей части живут люди старшего поколения. Зависит и от проходимости места, где находится точка. Например, лучше всего продажи идут в подземных переходах.

«Ютимся мы в разных местах: одни – на трех квадратных метрах в подземке, другие – в торговых центрах или при магазинах в небольших «стеклянных аквариумах», третьи выставляют обычные столы, куда выкладывают товар. К сожалению, ушли в прошлое стационарные газетные киоски, они размещались в самых оживленных местах города, в том числе и на остановках общественного транспорта. В других регионах, например, в Воронеже, под них выделяют отдельные локации. И это не только украшение города, но и образовательная составляющая для его жителей», – отмечают владелицы бизнеса по продаже периодики.

Арендная плата за точки, где продают газеты, колеблется от 2 800 до 18 000 рублей в месяц, где-то с учетом оплаты электроэнергии, где-то нет. Держать отдельные уличные киоски женщины согласны, если будет поддержка от государства – например, в виде субсидирования. Между тем предпринимателей сейчас предупреждают, что ожидается очередное повышение платы за аренду.

При повышении нужно учитывать окупаемость. Одно дело цветочные лавки в подземках, другое –  газетные киоски. Нам едва-едва удается выживать за счет продажи канцтоваров или батареек, говорят предпринимательницы. Нужно понимать, что этот бизнес несет социальную и общественно значимую функцию – обеспечивает доступность информации.

Президент Ассоциации издателей и распространителей печатной продукции Татарстана Венера Якупова сообщила, что сегодня в республике работает 168 киосков, то есть на один киоск приходится 23 133 человека. По федеральным нормативам одна точка должна обслуживать 5880 человек. Для сравнения, в соседней Удмуртии – 305 киосков, нагрузка на один киоск – 4867 человек. По этому показателю наша республика далеко не в лидерах – занимает 63 место из 86 российских регионов.

Набережные Челны находятся в красной зоне – с 2020 по 2023 год в городе закрылось 23 нестационарных торговых объекта по продаже печатной продукции. Это самый большой показатель по Татарстану, в других районах и городах республики – закрытия единичные или нулевые.

«В качестве примера хотелось бы привести Воронежскую область, где установлены современные павильоны прессы площадью до 25 квадратных метров, в которых продается не только периодика, но и книги, канцтовары и прочее. Местная власть поддерживает предпринимателей, занятых в этом деле. При строительстве новых павильонов им возмещается 50 процентов затрат, – привела в качестве примера Венера Якупова. – В Татарстане разработан план мероприятий (дорожная карта) по поддержке и развитию в республике системы распространения печатной продукции с использованием нестационарных торговых объектов на 2021—2025 годы, но мощной поддержки со стороны властей в виде различных льгот для распространителей и издателей печатной продукции пока не наблюдается. Несмотря на информационную войну, у населения республики пока нет возможности покупать печатную продукцию в шаговой доступности».

Ольга Степанова

0 лайков