«КаспийИнфо», г. Астрахань, Астраханская область
В августе в стране стали расти цены на автомобильное топливо. У нас к тому же возник дефицит бензина на ряде АЗС, который пока не ликвидирован. Попробуем разобраться, что будет с ценами дальше и когда поставки топлива на заправки возобновятся в полном объеме.
Перебои в поставках
Уже больше двух недель в городе проблема с поставкой бензина. На заправках группы «Газпром» на 22 августа бензина так и нет, только дизтопливо. Приходится стоять в очередях на лукойловских заправках. На вопрос, когда закончится эта эпопея, сотрудники заправки лишь пожимают плечами.
9 августа министр промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Илья Волынский рассказал на брифинге, что перебои с бензином и другими видами топлива на 22 газпромовских АЗС связаны с плановым ежегодным ремонтом мощностей Астраханского газоперерабатывающего комплекса. К концу августа, по словам министра, после завершения ремонта и пусконаладочных работ снабжение заправочной сети возобновится в полном объеме.
Всего в регионе, по данным минпрома, функционирует более 140 заправочных станций.
Ситуация устаканивается
Корреспондент «КаспийИнфо» 21 августа проехал по заправкам города и выяснил следующее.
Если пару недель назад автовладельцы еще переживали и впадали в панику, образуя очереди на других заправках, то сейчас ситуация стабилизировалась. На заправках очереди только в часы пик, особенно вечером. В остальное время суток очередей не наблюдается.
Отметим, что на всех лукойловских заправках топливо есть. На других частных и сетевых АЗС тоже есть бензин, но кое-где наблюдается отсутствие 95-го.
Не только у нас
Надо отметить, что перебои с бензином наблюдаются не только у нас. В соседних регионах — Волгоградской области и Калмыкии — ситуация аналогичная. Кроме того, как пишут «Известия», тревожные сигналы приходят из Саратовской, Рязанской, Ростовской, Новосибирской областей, а также Крыма.
Основными причинами дефицита топлива владельцы АЗС называют высокий спрос на него в летний сезон, увеличившиеся сроки доставки по железной дороге, а также плановый ремонт нефтеперерабатывающих заводов.
Цены пошли в рост
Но дефицит бензина — не единственная проблема астраханских автомобилистов. В августе цены на него пошли вверх. Понятно, что такая ситуация сложилась не только у нас, но и по всей стране. Так, 21 августа оптовые цены на бензин АИ-95 достигли исторического максимума — 70,2 тыс. рублей за тонну. Эксперты не исключают нового повышения. Причин тому несколько, и плановые ремонты НПЗ — не главное.
Основные факторы роста цен на топливо, указывают специалисты, — общая инфляция, ослабление рубля и рост мировых цен на нефть. Есть и внутренние причины — сокращение субсидий из бюджета нефтяным компаниям.
Солярка впереди всех
На астраханских АЗС по состоянию на 22 августа цены в среднем таковы: 92-й бензин продается в районе 52 рублей за литр, 95-й — 56,6 руб., 98-й и выше — 64,5 руб. За неделю, с 14 августа, средние цены на все марки выросли примерно на рубль.
А вот солярка дорожает более стремительно. Только за последние сутки, с 21 по 22 августа, цены на дизтопливо подскочили сразу на рубль. Так, на газпромовских заправках его стоимость увеличилась с 56,5 до 57,5 руб./л. Еще печальнее выглядят ценники других компаний: «Эктойл» — 59,40 руб., «Лукойл» — 59,90 руб.
Что говорит статистика
По данным Астраханьстата, за период с начала года по середину августа средние цены на бензин на заправках выросли примерно на 5%. В первом полугодии текущего года рост был небольшим, но затем темпы выросли. С начала июля по середину августа 92-й бензин подорожал на 4%, 95-й — на 3,8%, 98-й — на 3,2%
С дизтопливом ситуация другая: в январе оно стоило дороже, чем сейчас — 57,36 руб./л. Но затем цена стала падать и к середине апреля достигла минимума в 55,91 руб./л (повторим, речь идет о средних ценах по региону). На этом уровне она держалась два месяца, а с середины июня, когда начался сбор первого урожая, стала расти, добравшись до величин, указанных выше.
Что дальше?
В сентябре эксперты не ожидают снижения цен на топливо, возможна лишь определенная стабилизация цен на бензин за счет снижения сезонного спроса.
К тому же с 1 сентября вдвое сокращаются так называемые демпферные выплаты из бюджета российским НПЗ, что приведет к падению их доходов и может повлечь рост оптовой цены. К тому же слабый рубль стимулирует производителей увеличивать экспортные поставки нефтепродуктов в ущерб внутреннему рынку, что также приведет к подорожанию топлива.
Здесь слово за правительством, которое должно предпринять ограничительные меры. К ним, в частности, относятся: лицензирование экспорта топлива, запрет экспорта для непроизводителей, увеличение объемов обязательной продажи топлива на бирже и другие.
Ринат Мухтаров, Леонид Хают
0 лайков