«Красноярский рабочий», г. Красноярск, Красноярский край
Завершилась экспедиция известного красноярского фотохудожника Михаила Вершинина по изучению миграции дикого северного оленя на Таймыре.
Экспедиция на тримаране стартовала из посёлка Хатанга и продлилась целый месяц. Удалось сделать множество красивых кадров дикой природы.
— На протяжении года шла подготовка, нужно было выкупить, подготовить и частично модернизировать судно, приобрести двигатели, отправить всё это из Красноярска в Хатангу. В такой непростой экспедиции важна каждая мелочь, которую нельзя упустить, ведь от этого зависит успешность задуманного. Два моих друга, Сергей Галанин и Сергей Елизаров, согласились мне помогать в экспедиции, за что я им безмерно благодарен. Все трудности были преодолены, и мы в течении месяца прошли по рекам более тысячи километров. Наблюдали, как проходит миграция с севера Таймыра на юг, где олени преодолевали реки Хатанга, Хета и Маймеча. В начале путешествия, буквально в течении 4 — 5 дней, удалось увидеть самый пик миграции. Была надежда, что миграционный фронт продвинется вверх по реке Хета. Но наше желание не оправдалось, и мы впоследствии наблюдали совсем малые группы от одного до пяти — семи оленей, в основном это важенки, телят было очень мало, — говорит Михаил Вершинин.
Красноярский фотохудожник отмечает, что смещение сроков миграции дикого северного оленя негативно сказывается на его популяции.
— Было больно смотреть на малышей, многие из которых не смогли преодолеть водные преграды и тонули. В первую очередь в глаза бросалось, что большая часть оленей были очень худые, самки особенно. Конечно, и телята не по возрасту слабые, потому и гибнут. По наблюдениям учёных и местных жителей, уже который год миграция начинается слишком рано. У меня сложилось впечатление, что какой-то внешний фактор вынуждает двинуться на юг раньше времени. Может гнус, которого из-за потепления стало гораздо больше на севере, гонит их оттуда, и олени из-за этого не набрали сил? Может, человеческий фактор? Или это какие-то другие причины? Думаю, на этот вопрос могут дать ответ учёные, — отмечает путешественник.
Кроме оленей, участники экспедиции повстречали медведя, издалека видели волка. На реке Маймеча — лебедей, гусей и множество уток, которые сбивались в стаи и готовились к отлёту. Наблюдали за играми молодых орланов белохвостых.
— За успешную фотоэкспедицию благодарен тем, кто оказал помощь, — Красноярскому краевому отделению Русского географического общества, администрации Хатангского морского порта, компании «Таймыр Тревел», друзьям и всем причастным в той или иной степени. Помогали все, к кому обращался, это даёт силы идти к цели и продолжать авторский фотопроект «Дикий мир от Монголии до Северной Земли» с целью издания фотоальбома с одноимённым названием, — сообщил Михаил Вершинин.
Красноярское краевое отделение РГО поддерживает проекты фотохудожника, участвует в организации его выставок.
— Для нашего отделения большая честь сотрудничать с Михаилом Вершининым в его благородной работе по популяризации природы родного Красноярского края, осуществлении проектов по защите диких животных, — отмечает председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко.
Справка
Михаил Вершинин — член Союза фотохудожников России. Участник фотоконкурсов Русского географического общества. Является внештатным фотографом журнала «National Geographic Россия». Любимые его места съёмок Михаила Вершинина — Красноярские Столбы, плато Путорана, в целом Таймыр, Арктика, Горный Алтай, Байкал, Хакасия, Тыва и Горная Шория.
Владислав Власов