Гуси-лебеди по-татарски

«Здравствуйте, нефтеюганцы!», г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ

Источник фото: znpress.ru

Татары — второй по численности народ в России. Вот и у нас, в Нефтеюганске, свыше 12 тысяч жителей являются представителями этой национальности. Ещё в 2002 в городе появилась общественная организация «Юрюзань», которая с первых дней существования активно участвует в жизни Нефтеюганска, проводит концерты, организует праздники и различные мероприятия, помогающие сохранить и популяризировать самобытность культуры и традиций татарского и башкирского народов. Возглавляет «Юрюзань» уже долгое время Зульфия Муратшина.

На второй встрече проекта «Сказочный Нефтеюганск», которая прошла в городской библиотеке, Зульфия Шаймулловна рассказала детям о деятельности организации и о празднике — Сабантуй, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски и обряды.

Краткий экскурс в татарскую культуру провели для ребят сотрудницы библиотеки Гулия Бурганова и Эльвира Каташова.

Гулия родилась в традиционной татарской семье. Дома, между собой и родственниками она часто разговаривает на родном языке. В семье стараются сохранить родную речь и передать её детям. Они дружно отмечают татарские праздники, готовят мясные пироги бэлиши, лепёшки кыстыбай, баурсаки, токмач — татарский суп-лапшу. Любимое лакомство детей, конечно, чак-чак.

Вторая рассказчица, Эльвира Каташова, каждое лето проводила у бабушки, в татарской деревне.

«Наблюдала все традиции. Сабантуй, Ураза-Байрам — это мне очень близко и понятно.  Думаю, что в нашей семье я буду последним носителям языка. Замужем я за русским, в семье мы уже тоже говорим на русском», — поделилась Эльвира.  Традиции в семье соблюдают, дети очень любят татарские сказки. Эльвира даже читала их сыновьям, будучи беременной.

«Перед вами — татарский национальный костюм, он многое мог сказать о характере человека, о его социальном положении», — указала она на яркий наряд на манекене. Рассказчица добавила, что татары очень любят украшения. Мужчины носят перстни-печатки, а разнообразие женских украшений удивительно велико. Так, например, в арсенале каждой татарочки обязательно должен был быть накосник — украшение для косы.Во время танцев накосник и серьги с монетами весело звенели, девушку было слышно издалека. Привлекли внимание ребят расшитые татарские головные уборы: тюбетейки и калфаки, которые они незамедлительно примерили.  Особенно состоятельные татары могли украшать уборы жемчугом.

Сказочная нечисть

Эльвира считает, что рассказывать сказки детям нужно в адаптированном варианте. «Лучше читать нестрашные версии, где добро всегда побеждает зло, чтобы не травмировать детей», — уверена она.

Однако, какая же сказка без нечисти, с которой борются главные герои? В татарском фольклоре чаще всего можно встретить следующих мифических и сказочных
персонажей:

Ой иясе – домовой, дух дома. Его нужно прикармливать и задабривать, иначе будет хулиганить.

Бичура – кикимора, представляется в виде женщины небольшого роста.

Су иясы – водяной, охраняет водные просторы. Встречаются, как водяная женщина, так и водяной дед.

Шурале — дух леса. Ему нельзя улыбаться, показывать зубы. Может до смерти защекотать человека, имеет злобный характер.

Убыр (убырлы карчык) — в сказках обычно отрицательный персонаж, враждебная герою сила, зло. Притворяясь старухой, входит в доверие, затем убивает или превращает во что-то неживое. Сама же старуха может обернуться бочкой дёгтя, огнём, кошкой, мышью, и волком.

Вот и в сказке про прекрасную Гульчечек не обошлось без пугающей старухи-убыр…

Сказку в этот раз читали по ролям, разглядывая «туманные картинки»: сказительницы показали детям работу раритетного диапроектора. Ребята с интересом крутили колёсико, следя за сюжетом сказки.

Гульчечек

Когда-то в давние времена жила-была в древнем лесу старушка-убыр — ведьма. Она сама была злая-презлая и других людей подбивала на плохие дела.

Был у старухи сын. Как-то раз пошёл он в деревню и приметил там красавицу Гульчечек. Очень понравилась ему эта девушка. Тёмной ночью похитил он красавицу из родного дома и привёл к себе в дремучий лес. Зажили они в избушке втроём.

Уехал однажды сын надолго из дома, а Гульчечек затосковала, стала просить злую старушку:

— Отпусти меня к родным погостить, соскучилась я.

— Не пущу, — ответила убыр, — живи здесь!

А если нужно было ведьме уходить из избы, она запирала Гульчечек на большой замок. Но раз случилось так, что ушла убыр в лес на всю ночь, а замок повесить на дверь забыла. Обрадовалась Гульчечек, стала в дорогу собираться, а сама песню поёт:

 — Стало в лесу светло, в небе луна взошла. Выну из печки беляши, в гости домой пойду!

Сложила она беляши в платок и скорее к родным в деревню побежала. Вернулась ведьма домой, смотрит: ни Гульчечек, ни беляшей. Ох как разозлилась убыр! Обернулась она серым волком и кинулась вдогонку за Гульчечек, дорогу обнюхивает, следы разыскивает. А сама поёт хриплым
голоском:

— Хвост мой, как сноп ржаной, машу я хвостом и рычу. Беляши мои отдай — не то на куски разорву!

Гульчечек услышала песню злой ведьмы, испугалась. Как же ей вернуть беляши? Ни одного не осталось – съела всё в пути. Видит неподалёку старый вяз стоит, стала она его просить:

— Развесистый вяз, тенистый вяз! Злая убыр меня догоняет. Спрячь поскорей меня, вяз! Укрой поскорей меня, вяз!

Сжалился вяз. Раскрыл пошире своё дупло, Гульчечек залезла туда, сидит, не шелохнётся. Добежала убыр до вяза, когтями землю царапала, всю ночь выла и рычала. Гульчечек притаилась в дупле, голоса не подала. 

Утром взошло солнышко, ведьма к себе домой вернулась. Гульчечек вылезла из дупла и побежала дальше. Но как только наступил вечер, убыр опять обернулась волком, напала на след Гульчечек, снова запела свою песню… Услышала Гульчечек — и не знает, что делать, оглянулась по сторонам, видит: рядом полянка, а на полянке маленькое озеро. Обратилась к нему Гульчечек:

— Озеро серебряное, полноводное! Догоняет меня старуха-убыр. Спрячь поскорей меня, озеро! Укрой поскорей меня, озеро!

Выплеснулось озеро из берегов, окружило Гульчечек водой — не может к ней ведьма приблизиться. Целую ночь выла она на берегу, царапала когтями камни, зубами скрипела. Да что толку! А как только рассвело – убралась ведьма в свой дремучий лес. Отхлынуло озеро на своё прежнее место, и Гульчечек оказалась на дороге. Поблагодарила она озеро – и снова в путь. Вот уже и родную деревню видно. Обрадовалась Гульчечек, подумала, что всё страшное теперь позади. Да не тут-то было!

Опять злая убыр бежит по пятам, вот-вот догонит, песню свою поёт. Обернулась по сторонам Гульчечек, видит: на краю поля высокая берёза. Бросилась к ней девушка, залезла на самую верхушку, а ведьма уж тут как тут. Принялась она когтями корни подрывать.

«Неужели конец мой настал?» — думает Гульчечек. — Погубит меня злая убыр, не видать мне больше отца и матери…» Но тут сел на берёзу скворец, просит у него Гульчечек:

— Черноглазый скворушка, возьми волосок из моей косы, возьми родным его отнеси, отнеси поскорей, скворушка!

Она вырвала из косы волоски и отдала их скворцу. Полетел скворушка к дому девушки и повесил волоски на ворота. Подошёл к воротам старший брат Гульчечек, заметил волоски и сказал:

— Это мой конь терся гривой о ворота и свои волоски оставил. – Снял он волоски и натянул их вместо струн на свою скрипку.

А жена ему говорит:

— Дай-ка я попляшу да на скрипке поиграю!

Только она притопнула ножкой, только струн смычком коснулась, как запели струны голосом Гульчечек: 

— Плясовую не играй: поясница болит. Ножками не топай: головушка болит!

— Надо же, — удивилась жена брата, — поёт скрипка человеческим голосом. Не велит плясовую играть, не велит ножками топать!

Тогда взял скрипку брат, не успел тронуть струны, как опять запела она голосом сестры:

— Не тронь, не тронь, братец: голова болит. Не щипли ты струны: волосы болят!.. На опушке леса белая берёза, на её вершине Гульчечек. У корней берёзы воет злая убыр, корни подрывает, Гульчечек погубит. Не играй ты, братец, скрипку отложи, на опушку леса ко мне поспеши!»

Не стал братец раздумывать. Схватил тяжёлую дубинку, сел на коня и помчался в лес! Ведьма уже подрыла корни, качается берёза, того и гляди упадёт. Подскакал брат к старухе-убыр да как стукнет её дубиной! Свалил её наземь, даже крикнуть не успела. Снял он свою сестру с берёзы, посадил на коня и привёз домой.

Ой как обрадовались мать и отец! С тех пор стали они жить все вместе дружно и счастливо. Был и я у них — вчера пошёл, сегодня вернулся. Чаю с мёдом напился, беляшей наелся.

Злая старуха и пирожки

Если провести аналогию с русскими сказками, то «Гульчечек» очень напоминает «Гуси-лебеди». Девочка бежит, обращается за помощью к воде, «реке с кисельными берегами», к яблоне, попадает в руки к Бабы Яги, от которой ей удаётся сбежать вместе с братиком. Ребята заметили, что образ Бабы Яги очень напоминает образ старухи убыр из татарского фольклора. Девочка в русской сказке ест пирожки, а Гульчечек — беляши, популярное у татар и башкир блюдо.

Закончилась встреча обсуждением любимых персонажей и рисованием иллюстраций.

Наталья Тарасова

0 лайков