Кому? Зачем и почему?

Ирина Тодоренко, главный редактор краевой курортной газеты «Черноморская здравница», (г. Сочи, Краснодарский край), член АРС-ПРЕСС

Прошедший недавно праздник День печати по-нашему, а по сегодняшнему – День кубанской журналистики, удивил и вновь заставил задуматься на темы, давно вроде бы затертые до дыр.

Удивил – чем? Необыкновенным вниманием к газете во всех форматах сегодняшней непростой жизни. Департамент по печати администрации города заранее попросил у нас логотип старейшей сочинской газеты «Черноморская здравница» и прямо 5 мая в день самоизоляции посланники мэра приехали на квартиру к редактору (т. е. ко мне) и вручили очень вкусный неформальный торт, похожий на «Черноморку». Конечно, цветы и шампанское, поздравительный адрес. Через пару часов позвонил наш молодой мэр Алексей Сергеевич Копайгородский и поздравил весь коллектив газеты лично, как говорили в наши стародавние времена. До него по редакционному телефону уже человек двадцать отметились. Люди простые и не очень. Читатели. Что-то я не припомню за последние пять лет такого внимания к газете. После того, как мы выложили фото с тортом на «Фэйсбук», поток добрых слов увеличился. Писали и читатели, и коллеги.

Конечно, можно списать неожиданный интерес к нашему скромному труду самоизоляцией, когда людям больше и нечем особенно заняться. Но…

Почти два года назад мы решили не бороться с действительностью, не бежать за паровозом. Закрыли наш сайт, который как две капли воды был похож на все остальные новостные городские. Соображений по этому поводу было два – во-первых, нет сил и других ресурсов, во-вторых – наш читатель не сидит в интернете. Наша целевая аудитория – те, кому за пятьдесят. По часто меняющейся статистике таких в Сочи проживет около 140 тысяч. За их лояльность мы и решили бороться. Соответственно откорректировав содержание. В газете много больших публицистических и очерковых материалов, специальных тематических подборок. А всю инфу мы, как и большинство, берем из интернета, из огромного количества пресс-релизов, присылаемых нам, экономя время талантливых журналистов.

Ставку сделали на подписку и на продажу, заключая договоры со всеми, имеющимися частными конторами. И здесь спасибо за идею коллегам из Шахт, с которыми тоже подружились в наших «арс-прессовских» поездках. Для совсем неимущих искали патриотов, способных подписать стариков. Работали вместе с Почтой России. Нам повезло – во всех трех подписных отделах города остались старые, опытные и проверенные дружбой с газетой кадры.

Не от хорошей жизни, а от отсутствия рекламы на нашем пока все еще небольшом тираже, мы год назад перешли работать на удалёнку. Чем, конечно, огорчили своих читателей, привыкших приходить в редакцию со стихами и идеями. Зато высвободили человеческие ресурсы. Оказалось, журналистам свобода от офиса не просто нужна, она важна и необходима.

За эту мысль спасибо нашим коллегам по «АРС-ПРЕСС» из Калининграда, с которыми мы были в давней поездке в Китай на Всемирной выставке. Они, пытаясь спасти свое издание, уже тогда всех корреспондентов отправили в свободное плавание, оставив только административные и выпускающие группы. В нужный момент тяжелых времен всплыла эта информация и помогла выскочить из кризиса.

Конечно, поначалу было сложно. К свободному труду привыкнуть удалось не всем. Многие сошли с дистанции, не научившись нести личную ответственность за конечный продукт. Остались самые лучшие. И это второй плюс в копилку растущей популярности.

Сейчас уже можно подводить некоторые итоги.

Наши читатели и авторы отличаются от своих неохваченных нами сверстников. Они уже научились пользоваться воцапом, фотографировать интересненькое и отправлять в редакцию. Недавно позвонила дама, чтобы срочно опубликовать информацию.

– Сбросьте мне на воцап адрес редакции, а то мы куда-то не туда оправляем. Моему мужу уже восемьдесят, он, вероятно, что-то напутал.

Оказалось, шлет на сайт. А статейку читатели написали интересную, нужную для своего горного села.

Медленно, но растет тираж (с учетом, что газета пару лет вообще не выходила). Пока выпускаем ее в старом формате А2, черно-белой. Как оказалось, это-то и понравилось молодым. Совсем юное поколение интеллектуалов пишет в газету свои первые опусы, как в прежние времена открыли рубрику «Проба пера».

Лакмусовой бумажкой стало время самоизоляции. Ведь мы выходили без пропусков – два раза в неделю. Те, кто покупал «Черноморку» в киосках всполошились – «где купить?» – звонили в редакцию. И тут БОЛЬШОЕ СПАСИБО нашей Почте России. И продавали, и разносили почти без сбоев! И подписывали онлайн мгновенно!

Не хочу повторять затертую истину о том, что «слухи о смерти газет сильно преувеличены». Но, пока она работает. И чем раньше российские газеты станут частными (независимыми), чем больше власть будет заинтересована в нашей лояльности, не имея свое карманное, служащее им издание, тем интереснее станет печатная пресса во всех отношениях. Ни в коем случае не умаляю заслуг и трудов моих друзей и коллег из административных изданий, которые ведут мудрую эзоповскую политику.

Конечно, на все острые вопросы сегодняшнего дня не ответить в одной колонке, пусть и большой. Мечтаю о новых наших встречах под сенью нашего любимого АРС-ПРЕСС. Они – бесценны.

Кстати

Недавно на пробежке моя подруга сказала, что президент интернетом не пользуется. Сплетни, наверное, фэйки по-модному. Вроде, сам где-то сказал. Жаль, мы давно Черноморку» на Бочарку не возим…