«Мир Белогорья», г. Белгород, Белгородская область
«Белгородская правда» побывала в Белгородском литературном музее на выставке «Третий фронт. До и после Победы». Экспозиция показывает, каким мощным оружием во время Великой Отечественной войны являлось искусство – слово, музыка, театр, кино. Посетителей знакомят с агитационной и пропагандистской работой Советского Союза, которая стала третьим фронтом в идеологическом противостоянии двух держав.
20 карикатур
Это совместный проект Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля и Белгородского литературного музея. Открылась экспозиция в День памяти и скорби, 22 июня, общероссийской минутой молчания. А затем посетители увидели литературно-музыкальную композицию, посвящённую самым ярким культурным явлениям периода Великой Отечественной войны.
Экскурсию для гостей провела заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Наталья Крисанова.
«Плакат и песня, театр и кино, поэзия и публицистика объединяли советский народ, внушали веру в Победу, поддерживали на протяжении всей войны боевой дух и на фронте, и в тылу», – подчеркнула Наталья Васильевна.
Начинается выставка с советских плакатов. Если выстроить их в хронологическом порядке – а первые появились уже на третий день войны, – то можно проследить не только историю событий, но и настроение, с которым народ сражался против врага. Самый знаменитый – «Родина-мать зовёт!». Не менее известен плакат, прошедший всю войну, – «Не болтай!». Он стал художественным воплощением указа Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 года об ответственности за распространение ложных слухов, сеющих панику.
Удивительно, но уже 9 июля плакат ушёл в печать – настолько оперативно работала пропагандистская машина. Подобные объявления вывешивали не только на стенах, заборах, в помещениях. Их печатали на открытках, конвертах и другой продукции.
Выставка в музее интерактивная. Например, можно посмотреть несколько вариантов знаменитых плакатов «Окна ТАСС», просто их прокрутив. Их делали молниеносно, по принципу «утром в газете, вечером в куплете». Художники и поэты оперативно реагировали на события, и уже на следующий день в городах СССР появлялись новые работы.
«Окна ТАСС», по словам экскурсовода, были разными – одни вдохновляли советских бойцов и тружеников тыла, другие высмеивали Гитлера и немцев. «Крокодил», главный сатирический журнал СССР, продолжал выпускать едкие карикатуры на врага. А вот «Фронтовая иллюстрация» стала уникальным документом: в ней публиковались военные фотографии – и героические, и трагические.
«Особенно тяжело смотреть снимки, сделанные после освобождения оккупированных территорий: разрушенные города и следы зверств нацистов, – отметила экскурсовод. – Среди красноармейцев было немало талантливых людей, которые тоже являлись частью большой агитационной работы. В их числе известный поэт, наш земляк Виталий Буханов».
В экспозиции музея представлены отрывки из его дневника:
«Начал работу по подготовке к октябрьским дням. Думаю показать людям всё, на что я способен. А именно сделать: штук 20 карикатур на Гитлера и его сообщников, художественно оформлю присягу, комсомольский билет, биографию Сталина и т. д.».
Вернули «Катюшу»
Песня, считавшаяся лёгким жанром, в суровое военное время встала в один строй с бойцами и прошла с ними всю войну.
Наталья Васильевна рассказала о создании знаменитой «Священной войны». Её авторы – композитор Александр Александров и поэт Василий Лебедев-Кумач. Стихи были опубликованы в газетах «Известия» и «Красная звезда» уже 24 июня, а 26 июня на Белорусском вокзале оставшаяся небольшая группа ансамбля под руководством Александрова исполнила эту песню перед уходящими на фронт эшелонами.
На выставке в наушниках можно послушать её исполнение, записанное именно в годы войны.
«На фронте были крайне востребованы грампластинки. Бойцы писали на Апрелевский завод: «Пластинки нужны, как пушки и снаряды». Правда, если гармонь или гитару можно было починить, то хрупкую пластинку – нет. Поэтому они ценились особенно высоко. Поэт Илья Сельвинский стал свидетелем удивительного случая. Однажды на передовой, услышав из немецких окопов «Катюшу» в исполнении Лидии Руслановой, наши солдаты устроили лихую вылазку и вернулись с трофейной пластинкой. Так певица запела для своих», – рассказала Наталья Крисанова.
В экспозиции представлены награды белгородского писателя Алексея Кривцова. Его призвали в Красную армию в феврале 1943 года. Рядовым пехотинцем он прошёл боевой путь от Ленинграда до Берлина, был трижды ранен.
На фронт часто выезжали творческие коллективы и фронтовые бригады, в состав которых входили артисты разных жанров:
«На передовой тепло встречали любые выступления, главное – чтобы они не были скучными. Удивительно, но приезжали даже цирковые артисты, включая дрессировщиков. Однако их визиты были редкими – не потому, что животные боялись обстрелов, а из‑за нехватки еды. Если сами бойцы порой голодали, то прокормить зверей было ещё сложнее».
Все артисты, выступавшие перед солдатами, обязательно работали в костюмах – цирковых или концертных. Леонид Утёсов подчёркивал, что любое представление, даже в тяжёлых условиях, должно оставаться праздником, особенно на фронте. Он требовал от своего коллектива безупречного внешнего вида независимо от обстоятельств, будь то проливной дождь или зимний мороз. Артисты обязаны выглядеть красиво.
Гипсовая статуэтка
«Один хороший фильм стоит нескольких дивизий» – считается, что эти слова произнёс Сталин, когда приглашал иностранных гостей посмотреть документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой» – первую полнометражную картину, вышедшую 18 февраля 1942 года», – сообщила Наталья Васильевна.
В 1943 году картина получила первый в истории «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм» (до этого такой категории не существовало). Статуэтка была гипсовой, но покрытой золотом; предполагалось, что после войны её заменят на полноценную золотую. Однако началась холодная война, и награда так и осталась в первоначальном варианте.
На выставке посетителям продемонстрировали фрагменты документального фильма на планшетах.
По словам Натальи Крисановой, за всё время существования советской поэзии не было написано столько лирических строк, как в годы Великой Отечественной войны. Поэт Алексей Сурков говорил: именно лирические стихи, а затем и песни на них особенно любили бойцы: они напоминали о жизни, о доме.
«Советские писатели творили и на фронте, и в тылу, и в блокадном Ленинграде. Голосом осаждённого города стала Ольга Берггольц, которая провела в нём все 872 дня. Её стихи звучали по радио, вселяя надежду. Отдельное место в военной литературе заняла сказка Корнея Чуковского «Одолеем Бармалея!», написанная в 1942 году. Автор хотел донести до детей, что война идёт за ценности культуры, гуманизма и свободы. Перед публикацией он советовался с маленькими читателями, внося правки. Отдельные главы печатали «Пионерская правда» и «Восточная правда». Однако в 1944 году сказку раскритиковали в газете «Правда», назвав «политической чепухой», и запретили. Мы представили копию первого издания сказки», – отметила Наталья Крисанова.
Отдельная витрина на выставке посвящена белгородским писательницам, прошедшим войну: Наталье Овчаровой и Елизавете Романовой. Их профессии не предполагали мобилизации: они не были медиками, связистами или радистами. Но когда вокруг зазвучали призывы защищать Родину, ушли на фронт. Позже в своих книгах они расскажут о пережитом, в том числе о «светлой, священной ненависти» – чувстве, которое стало одним из главных в советской литературе военных лет.
В экспозиции представлено ещё немало интересных экспонатов и исторических фактов.
Выставка продлится до 28 сентября.
Маргарита Грачёва
