По варяжскому следу

«Калужские губернские ведомости», г. Калуга, Калужская область

Больше тысячи лет пролежало в земле это орудие убийства. Теперь оно «даёт показания» историкам

Давненько ничего не писали мы о природной и археологической жемчужине Калужского края – Чёртовом городище. А вот и повод появился. Да еще какой! Урочище порадовало исследователей очередной уникальной находкой, приближающей историков к разгадке тайны этого замечательного памятника прошлого.

Городище «Чёртово Городище» – древнее укрепленное поселение в пяти километрах от г. Сосенского Козельского района. Расположено в одноименном урочище – особо охраняемой территории, входящей в состав национального парка «Угра». На городище свои следы оставили люди каменного и раннего железного веков. Последний период истории поселения связан с освоением славянами региона Верхней Оки.

Сухой строкой научной статьи

Скажем сразу: наши читатели узнают о находке в числе первых. Соратники по экспедиции, работавшей на Чертовом в начале 2000-х, прислали верстку статьи, еще не вышедшей в свет. Опубликована она должна быть в сборнике Института археологии Российской академии наук «Археология Подмосковья». Авторы – кандидат исторических наук Олег Прошкин и исследователь-любитель Алексей Павлишак. Вот ее краткое содержание, или, выражаясь по-научному, саммари.

Несколько лет назад у подножия вала Чёртова городища в воронке от корневища рухнувшего дерева авторы статьи нашли железный наконечник копья. «Втульчатый, с пером ланцетовидной формы… На втулке имеется геометрический «готический» орнамент… Длина – 43 см, ширина лезвия – до 5 см, диаметр втулки – 3,7 см». Наконечников такого типа найдено не так уж много, большинство в Финляндии и Норвегии. А те немногие, что обнаружены в России, в основном происходят из захоронений дружинников. (Не тех, конечно, которые в советские годы стояли на страже общественного порядка, а воинов из отрядов-дружин древнерусских князей.)

Датируются эти захоронения IX – X веками – временем становления Древней Руси как государства. А дружинниками в те года были в большинстве своем норманны (они же скандинавы, они же викинги, они же варяги – зовите как хотите).

Ярким дополнением к наконечнику копья служат найденные на Чёртовом городище ранее ланцетовидные наконечники стрел, которые также имеют скандинавское происхождение.

В ходе исследований было установлено, что поселение прекратило свое существование в первой половине X века в результате нападения извне. И авторы делают вывод, что в этом конфликте принимали участие воины-дружинники.

Вот такое саммари. А теперь попытаюсь пояснить, что все это значит.

Дом Перуна и Велеса

Что представляет собой Чёртово городище с точки зрения археологии? Сейчас мы будем говорить о последнем периоде его функционирования – от рубежа VIII – IX веков до начала X века.

Чёртово существенно отличается от большинства укрепленных поселений того времени. Оно расположено далеко от значительных водных артерий, ландшафт урочища не благоприятствует земледелию, в ближайшей округе нет следов поселенческой инфраструктуры. На площадке городища отсутствует выраженный культурный слой, который формируется в процессе хозяйственной деятельности людей. Однако их материальных следов – находок предметов различного назначения – предостаточно. Наличие на городище причудливых камней с углублениями и свидетельства очевидцев, живших в XIX – начале XX века, о неких каменных сооружениях подтолкнуло исследователей к выводу о культовом, а не поселенческом характере археологического памятника. Проще говоря, повседневно обитали в крепости, выстроенной из дерева, земли и местных камней, вовсе не труженики и воины, а идолы языческих богов и, может быть, немногочисленные жрецы. Короче, святилище здесь было, или капище, если хотите.

Кто-кто на городище жил, кто-кто на высоком жил?

Если говорить о находках интересующей нас эпохи, то они делятся на три группы. Первая – это предметы роменской археологической культуры. Одни исследователи отождествляют роменцев с летописным племенем северян, другие причисляют к ним и вятичей. Некоторые вообще говорят, что северяне и ранние вятичи – это одно и то же. В любом случае речь идет о славянах, пришедших в Верхнее
Поочье в конце VIII века.

Вторая, самая многочисленная, группа – находки, относящиеся к салтово-маяцкой культуре. Этнически ее люди были степняками – аланами и булгарами. Культуру ученые отождествляют с Хазарским каганатом – могучим государством кочевников, существовавшим в VII – X веках.

И третья, крайне маленькая, группа – это несколько наконечников стрел, формой похожих на хирургический инструмент ланцет, которые имеют западноевропейское происхождение. К этой группе теперь добавился описываемый в статье наконечник копья.

Да, есть, конечно, и четвертая группа – предметы импорта.

Из летописей нам известно, что в то время некоторые славянские племена находились в сфере влияния Хазарского каганата. Вятичи (и северяне, кстати, тоже) платили хазарам налог, а те защищали города и веси своих данников от других охотников поживиться. Такими охотниками выступили князья нарождающегося древнерусского государства (которое не вполне справедливо еще недавно историки именовали Киевской Русью). Князья эти были норманнского происхождения, и дружины их процентов на 90 состояли из соплеменников-варягов.

Моделируем ситуацию. Идет процесс присоединения к молодому централизованному русскому государству новых земель и племен. Чёртово городище – святилище славян, ходящих под рукой Хазарского каганата, подвергается атаке варяжской дружины киевского князя. Оборону вместе со славянами держат хазары. Варяги берут городище штурмом и ставят точку в его истории. Занавес.

Вымысел не есть обман –

эта строка из стихотворения Булата Окуджавы приходит в голову, когда наклонности литератора во мне пытаются взять верх над скрупулезностью историка.

В склянке темного стекла
из-под импортного пива
роза красная цвела
гордо и неторопливо.
Исторический роман
сочинял я понемногу,
пробиваясь, как в туман,
от пролога к эпилогу…

Ну чем трагическая история Чёртова городища не сюжет для исторического романа?! Ладно, пусть будет повесть или даже рассказ.

Если бы лирик во мне окончательно одолел условного физика, я бы обязательно взялся за перо Дюма и Пикуля. И начал бы примерно так:

«…Рев зовущего на штурм рога разорвал вязкую тревожную тишину, висящую над местом предстоящей битвы. Олаф привычным манером вскинул на левую руку видавший виды щит, на котором уже с трудом угадывались очертания черного ворона – птицы бога Одина. Кольчуга откликнулась на резкое движение чуть слышным звоном. Правая рука крепко сжала ясеневое древко копья, блеснувшего жадным до вражеской крови наконечником в лучах рассветного солнца.

– Вер зик, хер эк ком! – зычно выкрикнул стоявший поодаль седовласый хёвдинг. – Берегись, я иду!

– Ху! – вслед за вождем выдохнула разом дружина.

– Ху! – исторг из могучей груди боевой клич Олаф.

Штурм начался…»

Юрий Расторгуев

0 лайков