Кашалота закопали на несколько лет

«Страна Калининград», г. Калининград, Калининградская область

Скелет морского гиганта опустили в землю, чтобы превратить в музейный экспонат

На прошлой неделе в Музее Мирового океана произошло важное событие: в новый корпус музея «Планета Океан» переехал первый «обитатель». Интересно оно не только тем, что огромный скелет кашалота разбирали много часов несколько человек со специальной техникой, но и удивительной историей самого экспоната.

Размер удивил даже китобоев

Скелет кашалота впечатляет: огромная махина размером с нескольких взрослых людей и весом в несколько тонн.

— Этого кашалота добыла в 1975 году в Антарктике китобойная флотилия «Юрий Долгорукий». Это был последний, 15-й рейс. Так что событие было само по себе знаковым. А тут ещё и попался крупный самец, поразивший даже китобоев: ему было 40 лет, а длина составляла почти 17 м! — рассказывает старший научный сотрудник Музея Мирового океана Ирина Байкова. — Длина около 20 м нормальна для этого вида. Но китовый промысел, существовавший в конце 70-х, сильно проредил этих млекопитающих, и крупные самцы попадались редко.

После разделки туши скелет решили сохранить и отправить в Калининград. Его доставили в Атлантический институт рыбного хозяйства и океанографии.

Чтобы обезжирить и обработать кости, скелет вываривали или применяли паровую машину. Но кашалот был огромным, и в институте таких возможностей не было. Тогда решили использовать другой метод: кашалота закопали в землю. И скелет в течение нескольких лет очищали микроорганизмы и естественные процессы.

— Затем останки достали, продезинфицировали, обработали необходимыми для хранения растворами. И стали думать, что делать дальше. Были мысли выставить его в специальном научно-экспериментальном комплексе, который собирались построить, а затем и в отдельном павильоне из стекла. Но проекты не реализовались. Был шанс навсегда утратить скелет, но, к счастью, АнтлантНИРО и музею удалось договориться о передаче экспоната нам. В 2001 году его впервые собрали в павильоне. И он стал нашей гордостью — крупнейшим из музейных кашалотов, — рассказала сотрудница ММО.

В будущем «оживят»

Много лет кашалот находился в выставочном пространстве «Глубина». И вот пришло время очередного переезда.

— Скоро в «Планете Океан» проведут остекление дверных проёмов, и тогда уже массивный череп внести будет невозможно, — говорит Ирина.

Новым местом размещения станет раздел экспозиции «Лаборатория Жизни», он будет посвящён морской биологии. Его соседями станут скелеты других морских млекопитающих: серого кита, стеллеровой коровы, моржа, белухи (сейчас они размещены в экспозиции «Глубина»). Появятся там и абсолютно новые экспонаты.

— Мы хотим, чтобы у наших посетителей была возможность больше узнать и о биологии моря, и о биологии вообще. Помимо скелетов, конечно же, будут и другие экспонаты. Добавятся интерактивные объекты (например, мы «оживим» кашалота с помощью мультимедиа), элементы «эксплораториума» — музея, где есть возможность трогать руками, экспериментировать, — рассказали в музее.

Диссертацию рассекретили

Будут рассказывать в «Планете Океан» и о кашалоте, который останется одним из главных экспонатов. Он во многом рекордсмен: это самое глубоко ныряющее млекопитающее, покоритель глубин. Зафиксировано погружение до трёх километров! Он же — самый крупный хищник на планете и обладатель самого крупного мозга в животном мире.

— Знаете ли вы, что у кашалотов, совсем как у нас с вами, есть бабушка? Это самка-матриарх, которая передаёт свой опыт, — говорит Ирина Байкова. — Сколько сейчас кашалотов в мире, точно не известно. Крупные киты после китобойного промысла, существовавшего в ХХ веке, восстанавливаются медленно. У них долгая беременность, потом выращивание потомства — по сути, половозрелости эти китообразные достигают после шести лет.

Добавить важной информации поможет удивительный подарок.

— Один из бывших сотрудников «АнтлантНИРО», заведующий лабораторией морских млекопитающих, который участвовал в судьбе музейного кашалота, Дмитрий Тормосов (к сожалению, недавно его не стало), передал нам свою диссертацию, — рассказала наша собеседница. — Он посвятил изучению кашалотов всю жизнь, собрал уникальную информацию. Долгое время эта работа, как и другие по морским млекопитающим, была засекречена, поскольку содержала данные о промысле. Этот исторический документ для нас — бесценный дар. А наш кашалот — это не просто экспонат, а свидетель истории, рассказывающей об участии калининградцев в китобойном промысле и научных исследованиях.

Оксана Сазонова

0 лайков