Ufaved.info, г. Уфа, Республика Башкортостан
Городской малоподвижный образ жизни приводит не только к ожирению и диабету, но и хирургическим патологиям. Но, если заняться проблемой вовремя, чаще всего этого можно избежать. Так считает Александр Мухин, хирург Городской клинической больницы №8. опыт у него обширный: кроме работы в отделении гнойной хирургии больницы (куда часто попадают больным диабетом), на его счету – пять командировок на Донбасс, работа как в военных госпиталях, так и гражданских больницах. Последняя – в город Алчевск Луганской области – закончилась совсем недавно.
Как избежать попадания на операционный стол и почему наши врачи так востребованы в новых регионах? Об этом — наш разговор.
— Врачом я решил стать еще в школе, лет в 14: мама была фельдшером-фтизиатром, я часто бывал у нее на работе и видел, как помогает людям, — рассказывает Александр Николаевич. — А пойти в хирургию решил, наверное, с первого курса. Хирург может сделать для пациента больше, чем просто выписать лекарство — он, так сказать, побеждает болезнь и головой, и скальпелем. Что меня и привлекло.
— А как вы попали на Донбасс?
— В Анапе создавался госпиталь для воинов специальной военной операции. Мне тоже хотелось помочь ребятам, и я подал документы в резерв федерального Центра медицины катастроф. Мне позвонили, и командировки стали следовать одна за другой: Мариуполь, Запорожье, Луганск…
— Почему там так нужны врачи из России?
— Там вообще создается ощущение, как будто ты попал лет на 25 назад. Рыночки, которых у нас давно уже нет, очереди за сим-картами… И в медицину, кажется, в Украине не вкладывались практически с советских времен. Оборудование в операционных, мебель – еще той эпохи, многое служит до сих пор. Компьютеры отсутствуют. И, пока они не присоединились к нам, медицина практически была платной — примерно как у нас в 90-е. Сейчас, когда для лечения не нужно приносить лекарства, шприцы, капельницы с собой, люди удивляются и радуются. И врачей мало. По всем этим причинам специалист из России – это, можно сказать, бренд, к нему выстраиваются очереди.
— Но что-то меняется?
— Медицина перестраивается, создается заново, в том числе страховая система, система профилактики, которой там практически не было. Иногда это сложно: врачам нужно отказываться от старых шаблонов. Например, во время пандемии там занижались цифры больных ковидом — просто не ставился этот диагноз… Но у нас одна цель: лечить людей лучше.
И во время каждой командировки, пробыв примерно месяц, я замечаю, как быстро меняется сам город, где мы работаем. В Мариуполе за время моего пребывания на 70-80% построили мост, его открыли той же осенью. Отстраиваются жилые здания и дороги. Местные люди говорят, что за все время принадлежности к Украине не было построено столько дорог.
— Расскажите о сложном случае, когда вам удалось многое сделать для пациента.
— Во время одной из командировок я подружился со спортивным врачом из Псковской области. Вообще в таких непростых условиях сходишься с людьми быстрее, и получается крепкая дружба. Благодаря ему я познакомился с методами мануальной терапии, получил диплом массажиста. И вот ко мне на прием пришла женщина, которая уже несколько лет не могла сидеть — только стоять или лежать. Это был запущенный случай остеохондроза. Нам удалось расслабить мышцы, улучшить состояние позвоночника, и теперь пациентка может сидеть.
— Развитие остеохондроза можно приостановить при помощи гимнастики, массажа. Какие еще болезни можно не доводить до хирургического лечения?
— Сегодняшнее городское население страдает от отсутствия физической нагрузки. У нас в стране 40% жителей с предожирением! Так что, если мы хотим быть здоровыми, ситуацию нужно менять. Уже доказано: когда мышцы работают, выделяются гормоны, которые влияют на обмен веществ, улучшают его.
Остеохондроз приводит к спазмам мышц, нарушению иннервации. Каждая мышца натягивает сустав и держит его, и если какая-нибудь травма приводит к нарушению в ее работе, все остальные мышцы тоже начинают работать неправильно, а затем и сустав. Нарушение биомеханики чаще всего приводит к гонартрозам и коксартрозам. Гонартроз — это деформация или даже исчезновение хряща в коленном суставе, из-за чего кости начинают тереться друг о друга, и появляется боль. А затем они начинают еще и срастаться, ограничивая подвижность. Коксартроз — примерно то же самое, только в тазобедренном суставе. На продвинутой стадии эти болезни лечатся только хирургически — протезированием коленного или тазобедренного сустава. А ведь при помощи мануальной терапии можно восстановить работу мышц и избежать такого развития событий. Просто к ней нужно обращаться регулярно.
— Что бы вы посоветовали студентам, которые хотят стать хирургами?
— «Учись всему. Тебе все может пригодиться» — так говорила мне мама. Или, как предупреждали преподаватели в институте, «Вы можете попасть в такое место, где нет ни рентгена, ни КТ ни МРТ, а поставить диагноз и лечить все равно нужно». Мы сейчас действительно очень полагаемся на эти методы диагностики – порой даже слишком. И как-то раз на Донбассе у меня произошла как раз такая ситуация: ночью привезли бабушку с вывихом левого плечевого сустава. Рентгенкабинет ночью не работал. И пришлось по симптомам определять, в чем проблема, вправлять и гипсовать.
Хирургия сейчас разделяется на узкие специальности: хирурги-онкологи, урологи, травматологи, торакальные и так далее. Поэтому у нас было не так много практики в травматологии — а она необходима. Нужно стараться быть хирургом, врачом широкого профиля.
— А что посоветуете врачам, которые хотят отправиться на Донбасс?
— Наши деды и прадеды отдавали жизнь за эту землю. По сравнению с этим поехать лечить людей не так уж трудно. Я считаю, что помочь Донбассу — долг каждого из нас.
Осталось добавить: Александр Николаевич не только высокопрофессиональный хирург, но еще и многодетный отец. С женой Ириной Николаевной (врачом УЗИ-диагностики) он познакомился благодаря профессии — в Медуниверситете. Сейчас они ждут четвертого ребенка, а оба старших мальчика занимаются хоккеем. Одним словом, семья Мухиных — пример того, что увлеченность любимым делом совсем не мешает семейному счастью, а, наоборот, помогает.
Екатерина Климович
0 лайков