От овсяных каш до фруктовых конфет: предприниматель из Барнаула рассказал о своем опыте

«Алтайская правда», г. Барнаул, Алтайский край

Уже на втором курсе АлтГУ студент-экономист Эдуард Шелупанов приобщился к сфере бизнеса – стал работать в торгово-производственных компаниях. Его задачей было продвижение продуктов питания в торговые сети и среди дистрибьюторов.

Выбор пути

Изучая рынок, Эдуард отметил, по его словам, неповоротливость больших и средних производителей, предпочитавших годами выпускать и продавать проверенные продукты, игнорируя перспективные новинки. Так появилась идея создать свое собственное небольшое предприятие, имеющее возможность достаточно быстро переходить от выпуска одного продукта к другому в зависимости от запросов рынка. Но какого именно продукта?

В 2016 году в нашем регионе еще не было собственного производителя овсяных каш с добавлением фруктов и ягод, а вот спрос на них имелся достаточно устойчивый. Это была идея, и ей Шелупанов поделился со своим однокурсником Ильёй Зарецким. Илья идею поддержал, и друзья решили запустить производство натуральных, качественных и при этом доступных овсяных каш с фруктами. Свой проект партнеры назвали «Алтайский вкус», а Шелупанов стал его генеральным директором.

Первый опыт

– Мы шли от желаний рынка. Рынок хочет – значит, ему надо это дать, – вспоминает предприниматель. – Перепробовали кучу каш, которые делали конкуренты в нашем сегменте. Я потом полгода каши не мог есть. Мы решили сделать акцент на более насыщенном вкусе и полном отсутствии химии, добавок и ароматизаторов.

Первое помещение под производство занимало всего 60 квадратных метров и располагалось на территории бывшей оптовой базы в Новоалтайске. Подержанную линию мойки российского производства партнеры нашли в Казахстане. Не будучи инженерами-механиками, компаньоны учились по ходу дела и инфракрасную сушилку для фруктов собрали сами, скопировав ее чертежи в одном из хозяйств края. Подъемные устройства для цеха также спроектировали самостоятельно.

Необходимые для производства каш овсяные хлопья нашлись, как говорится, под боком – в Алейском районе, а вот устраивающие предпринимателей по своим качествам сухофрукты потребовалось завозить из Таджикистана.

Потребительского кредита и собственных средств партнеров как раз хватило на закупку оборудования, первой партии сырья и аренду помещения. С клиентами старались работать по предоплате, вкладывая эти деньги в дальнейшее развитие своего предприятия.

Первую партию под маркой «Алтайский вкус» компаньоны изготовили весной 2017 года и опять же самостоятельно. Своими руками промыли сухофрукты, высушили, смешали их с хлопьями и упаковали. Спустя несколько месяцев после старта у компании появился новый продукт – готовые завтраки. Смесь фруктовых хлопьев с сахаром, солью и сливками.

В 2017 году годовая выручка компании составила миллион рублей. На второй год работы этот показатель вырос до 5 миллионов. 2019 год удалось закончить с выручкой в 14 миллионов рублей. Планы по обороту на 2020 год достигали 40 миллионов.

Для роста объема продаж компания открыла в марте в Алтайском крае собственную сеть магазинов, где, помимо продукции «Алтайского вкуса», предполагался ассортимент товаров местных фермеров. Но из-за пандемии уже в апреле 2020-го магазины стало посещать значительно меньше людей, чем предполагалось, что уже летом привело к их закрытию. Коронавирус негативно сказался и на коммуникациях с клиентами. Многие потенциальные партнеры, с которыми были запланированы очные деловые переговоры, стали их отменять.

В результате уже в августе 2020 года компания «Алтайский вкус» ощутила серьезное падение продаж. У некоторых партнеров падение составило 50%. Подобная тенденция наблюдалась и в дальнейшем. Сырье стало дорожать, цены прыгать то вверх, то вниз, и заниматься фасовкой мелким компаниям становилось просто невыгодно. В результате в 2022 году партнерство распалось, изготовление каш прекратилось, но вот бренд «Алтайский вкус» остался.

Кадровый голод

После этих событий стремление заниматься предпринимательской деятельностью у Эдуарда Шелупанова должно было бы угаснуть. Так случилось у многих, но вот с ним не произошло. Пытливый ум подсказал новое направление в деятельности, где все требовалось начинать сначала. Это были фруктовые конфеты.

На предприятие по производству каш пришлось, как говорится, повесить замок. Часть необходимого для нового производства оборудования, как и в первом случае, было бэушным, часть – новым. И опять Шелупанов и его новый компаньон умудрялись обходиться без кредитных средств, используя только лишь собственные накопления.

На эти средства постепенно приобрели глазировочную линию для шоколада и глазури, хорошее упаковочное оборудование, экструдер – автомат по формованию заготовок для производства конфетных фруктовых батончиков. Устанавливалось оборудование уже в новом помещении, и в который раз Эдуарду пришлось выступить в роли механика и слесаря-сборщика.

– Думал всегда, что я по сути своей гуманитарий, а выяснилось, что ошибался, – улыбается он. – За последние годы для меня возиться с металлом стало не только полезным занятием, но и удовольствием просто. Так а что делать прикажете? У нас в России на сегодняшний день колоссальный недостаток людей рабочих профессий и технических специалистов. И в данном случае наш бизнес – это и возможность подготовить квалифицированные кадры. У нас работают шесть человек, и все они параллельно с работой постоянно обучаются, как и мы с компаньоном.

Больше скажу. Я пытался найти технолога в нашем крае и поблизости, но мне этого сделать не удалось. Нашелся он только в Ростове. Эта женщина мне дистанционно расписывает все процедуры, объясняет, что с чем и как смешивать, в каких пропорциях. Так на расстоянии и работаем.

Мёд – алтайский, финики – иранские

Сегодня для производства фруктовых конфет в «Алтайском вкусе» используют мед и финики. Мед наш, алтайский, а вот финики завозятся из Ирана. По словам предпринимателя, эта страна была выбрана потому, что финики там выращивают очень качественные, а Эдуарду очень бы хотелось обеспечивать людей именно качественными, натуральными продуктами. Поскольку от плохого питания и болезни всякие, и настроение неважное.

– Мы работаем через экспортную компанию, что позволяет получать необходимый нам продукт в рассрочку, – говорит Шелупанов. – Они завозят финики партиями в Россию, а мы уже у них берем. При наших средствах это и удобнее, и дешевле, чем напрямую работать.

Сегодня продукция «Алтайского вкуса» поступает и на Дальний Восток, и на юг страны. В нашем крае пока можно купить только один ее вид – фруктовые батончики.

– Поскольку мы не обладаем большим бюджетом, то не можем пока и выпускать крупные партии наших конфет, – рассказывает Эдуард. – Сейчас мы можем производить их четыре вида, в том числе на алтайском меде. Дело в том, что процесс формирования продукта идет достаточно медленно. Постоянно пытаешься выявить его недостатки, модернизировать, улучшить процесс производства. За два года мы только лишь вышли на тот вид конфеты, который изначально и хотели получить. И сейчас нам нужно не только что-то новое придумывать – этим мы постоянно занимаемся, – но и решить, как производить и достаточно дешево, и много.

Сейчас мы делаем четыре вида конфет, к Новому году намерены добавить к ним еще два. Идея фруктовой конфеты в шоколаде вылилась в небольшую производственную линию, мощности которой при сохранении имеющейся площади нужно увеличить в 3–4 раза. Тогда можно будет выходить и на торговые сети. Первые наработки в этом у нас уже есть. Нужны объемы.

По словам Эдуарда Шелупанова, к концу нынешнего года их находящаяся в периоде становления небольшая компания подходит в целом к достаточно хорошими результатами. Как отмечает предприниматель, «сработали по нулям, с Нового года надеемся начать работу с прибылью». Задачи на будущее простые – с минимальными затратами увеличить объемы производства и обеспечить реализацию продукта. Предпосылки для этого, само собой, имеются, а иначе зачем, попросту говоря, огород городить.

0 лайков