Письма времени: Маргарита Агафонова и Татьяна Морозова – голос читателей «Зеленодольской правды»

«Зеленодольская правда», г. Зеленодольск, Республика Татарстан

В эти юбилейные для газеты дни я хочу рассказать о тех, кто пришел в «Зеленодольскую правду» сменить поколение фронтовиков, – Маргарите Агафоновой и Татьяне Морозовой

В 70-х они работали вместе, перенимая опыт и привнося новые веяния. Маргарита Агафонова пришла в «Зеленодолку» после окончания Казанского университета, возглавив отдел писем. Татьяна Морозова – чуть позже, училась заочно. Ее отец, Феодосий Викторович Морозов, работал заместителем редактора нашей газеты, был участником войны. Мама тоже вернулась с фронта, где была медсестрой. И хотя дочка родилась через десять лет после Победы, многое ей передалось: ответственность, надежность, принципиальность.

Вместе с Маргаритой Васильевной они создавали в отделе писем обстановку особой расположенности к людям. Отдел писем в редакции в те годы был кабинетом, куда шли люди, приходили письма: жалобы, вопросы, предложения. Им первым приходилось выслушивать, советовать, принимать меры. Из номера в номер шла в газете рубрика «Меры приняты», а какой кропотливый и порой неблагодарный труд стоял за «принятием мер»! Все руководство предприятий и «контор» знало об ответственности перед читателями, но одно дело знать, а другое – устранять проблемы и отвечать…

Маргарита всегда была «на одной волне» с обратившимися в редакцию зеленодольцами: выслушать, записать, добиваться результата. Постепенно складывался при редакции актив. До сих пор помнятся горячие просьбы о помощи, ведь в газету шли часто с последней надеждой на справедливость.

В начале 70-х создали при редакции школу юнкоров. Потом стали студентами КГУ, по окончании работали в газетах Людмила Евграфова, Галина Щеколдина, Венера Якупова (возглавляет сегодня «Казанские ведомости»), Светлана Сапарова (Шереметьева), Слава Головин и другие.

С Татьяной Морозовой они росли в одном доме на Солнечной (сегодня тех домов уже нет). И соседка всегда ее опекала, защищала, хотя была всего на четыре года старше (в детстве – огромная разница).

В редакции Татьяна сразу бросалась помочь, Маргарита подходила к проблеме вдумчиво, была строга, в первую очередь, – к себе, и требовательна.

В 1976-м Светлана Шереметьева пришла работать в редакцию регистратором писем и поступила в университет на заочное. В ее обязанности входило распределение писем по отделам, направление их для принятия мер: давалось на это две недели. В архиве хранились кипы писем, и всегда можно было найти нужное…

Вспомнилась ей командировка в одно из дальних сел: на «дизеле», потом пешком по полю, посещение семьи, попутно еще несколько тем. Пришлось заночевать в доме колхозника: в большой комнате стояло несколько кроватей, не было занавесок и не запиралась дверь… Зимним утром, просидев ночь без сна, шла до рассвета через поле на станцию, потому что нужно было принимать текст ТАСС (диктовались последние новости специально для «районок»). Если бы не случайная попутчица из села, неизвестно, чем бы закончилось подобное путешествие…

И это были обычные будни журналистов, еще и отругать могли, если бы вернулась не вовремя!

Когда Светлана перевелась с заочного на дневное в университете, старшие подруги помогали с работой в Казани, потому что на журфаке обязательно надо было сотрудничать в газетах.

С самой Светланой Юрьевной мне тоже довелось работать в «Зеленодольской правде». К ней также шли со всем, как к последней надежде. И нельзя было не помочь! У ее стола всегда сидели бабушки-дедушки. Тогда еще только создавалась в городе служба социальной защиты, все утрясалось на ходу, и Светлана Шереметьева всегда доводила дело до логического завершения.

Основы такой ответственности, верности профессии, читателям закладывались в отделе писем Маргаритой Васильевной Агафоновой и Татьяной Феодосьевной Морозовой.

Менялось время, менялись требования к газете. Наши коллеги перешли на работу в республиканские СМИ в Казань, где тоже трудились успешно. Спустя время готовили книги очерков про жизнь республики, интересных людей.

Тяжелая болезнь внезапно оборвала жизнь Татьяны Морозовой. Мы прощались с ней совершенно оглушенные потерей. И помним всегда…

Зинаида Иванова

0 лайков