Под влиянием Кафки, Борхеса и Бога

«Тюменские известия», г. Тюмень, Тюменская область

Новая книга Сергея Козлова «Надземный переход», вышедшая недавно при участии Общества русской культуры, почти целиком состоит из рассказов о людях, побывавших на грани — между тем и этим светом.

Также она о «маленьких» чудесах, которые в среде реалистов принято считать случайностями и совпадениями. Автор, согласный с нобелевским лауреатом Исааком Зингером, со значением приводит скептикам его слова: «Совпадение — не кошерное слово…»

В книге четырнадцать рассказов, три из которых уже были опубликованы в другом сборнике. Все они проникнуты верой в божественное провидение и верой в спасение. Прочитав новинку, захотелось побеседовать с автором.— Подавляющее большинство историй основаны на реальных событиях. Но первая вещь — выдумка, она продиктована самим Богом ночью. Я просто сел и записал её. Бывают такие озарения, — признался Сергей Сергеевич.

— Фантазия у вас неистовая…

— Была бы база — начитанность и хорошее образное мышление… Мой друг, поэт Михаил Федосеенков, прочитав книгу, сказал, что чувствуется влияние Гессе, Кафки, Борхеса. Так это же хорошее влияние!

— А вот история в рассказе «Пятьдесят на пятьдесят», связанная с погибшим другом-полицейским, который через девочку, чуткую к тонкому миру, попросил вас описать свой случай, тоже не случайная?

— Есть у меня знакомые опера, из рассказов которых эта вещь и сложилась. Нечто подобное происходило в 1990-е годы в районе частного сектора на Ямской. Конечно, я добавил мистики. Без этого как? Однако и в работе оперов мистики много…

— В вашей жизни было что-то мистическое?

— Роман «Сорок дней» написан на основе личных переживаний. Один мой товарищ, прочитав его, поинтересовался, почему я ему раньше не говорил об этом. Он, технарь по образованию, принёс мне свой рассказ. Но его работу сложно читать, и я прямо ему об этом сказал. В итоге сделал на её основе свой рассказ «Между тем и этим светом», просто изложив историю художественным языком. Однако настоящим автором считаю Александра Зайкова и его семью. Кстати, картинка с ёжиком, которая стала образным рефреном рассказа, существует на самом деле.

— Значит, и рассказ «Невозвращенка» о женщине, не желавшей вернуться к жизни, тоже из реальных историй?

— Как-то я выступал в библиотеке. И в конце встречи ко мне ринулись читатели с дополнительными вопросами и за автографами. Попробуй разорвись на всех. Тут ещё бабушка дёргает за рукав: «У меня-то ведь тоже история была…» Я её вполуха слушал. А бабуля шепчет и шепчет. После встречи всё забылось. Но однажды всколыхнулась память, и родился рассказ. Человеческая память вообще уникальна. Я вот в школе думал: «Зачем мне химия, физика, если я чистый гуманитарий?» А потом оказалось, что в жизни нет лишних знаний. В определённый момент они всплывают в голове, и ты понимаешь: пригодилось! Чаще всего это проявляется в экстремальных ситуациях. Со мной так не раз было. Более того, спасло как-то жизнь не только мне, но и моим 12 ученикам! Тогда, помню, мы пересекали по зимнику переправу на Иртыше. Ехали в Тюмень на микроавтобусе на КВН. Лёд под нами затрещал и стал расходиться. Вижу: впереди идёт волна поднимающегося льда. Водитель заволновался: «Сдавать назад?» Я возразил: «Ни в коем случае, только вперёд. Как едешь 30 километров в час, так и держи скорость…» В общем, выехали на другой берег. И представьте: только что были на волосок от гибели, а дети уже пляшут и репетируют песню. Мы же с водителем нервно курим. Я ещё и звоню всем главам администраций и костерю их на чём свет стоит за только что сданный зимник. Кстати, до того случая я не знал, что такое холодный пот. Узнал! Мой пуховик и спинка сиденья в автобусе были мокрыми насквозь. Потом уже водитель поинтересовался, как я догадался, что нужно держать одну скорость? И я ответил, что вспомнил курс школьной физики. Бог стукнул в темечко…

— Сергей Сергеевич, книгу вы издали с одобрения РПЦ…

— Да, издатель Тимофей Сайфуллин подал рукопись в издательский совет Русской Православной Церкви. У меня большинство книг имеют гриф РПЦ, что позволяет продавать их в храмах, монастырях, на православных ярмарках. Между прочим, там читателей значительно больше, чем в обычных книжных магазинах. «Надземному переходу» гриф присвоили без вопросов. Ничего не нашли антихристианского или не соответствующего нормам православия. А вот, скажем, книге «Романовы: преданность и предательство» гриф не дали, потому что посчитали, что образ Григория Распутина получился там слишком положительным. Это не совпадает с официальным мнением Церкви. Я попросил дать мне возможность ознакомиться с этим самым мнением. Оказалось, что в документальном виде его не существует. Тогда с чем же написанный мною образ не совпадает? Я не изобразил Распутина ни святым, ни грешником. Описал его как простого человека с определённым даром. Но некоторые церковные служители почему-то основываются на записках монаха-растриги Илиодора, который и Дзержинскому потом служил, и в Америку уехал, и вообще опустился до проклятий в адрес Русской Православной Церкви…

— Все сюжеты ваших книг сейчас так или иначе связаны с верой в Бога…

— Я начал печататься до того, как пришёл к вере. И, наверное, сейчас писал бы какую-нибудь «нахлобученную» фантастику, с которой и начинал, или продолжал бы играть в русского Борхеса, может, сочинял бы юморные вещи. Это в лучшем случае. Но в 1990 году меня шарахнуло, я вернулся с того света и понял, что талант надо нести тому, кто его тебе дал. Более того, его надо вернуть сторицей. Вспомните притчу о талантах из Евангелия… Мой роман «Сорок дней» появился после того, как я чуть не умер. К вере я пришёл через боль и страдание. Признаюсь, было страшно. Но мне повезло: чьими-то руками Господь положил на мою прикроватную тумбочку Евангелие. Я начал читать. И получил ответы на все главные вопросы: почему я? что дальше? на этом всё? Теперь всем говорю: читайте Евангелие. Там на трёх страницах Нагорной проповеди умещены все труды философов. Лучше того, что сказал в ней Спаситель, никто не сказал. Пусть сурово, но с любовью. Надо помнить, что тогда Господь пришёл ко всем как любовь. И в первую очередь к грешникам. Но в следующий раз он придёт судить.

— Вы задумывались, что есть Бог?

— Мы и все вокруг нас — это и есть Бог. Люди, созданные по его образу и подобию, — единственные существа на планете, у которых есть свобода выбора. Только человек может сказать, что любит Бога, или засомневаться, нужен ли он ему. Но, знаете, даже животные чувствуют Создателя. У меня есть рассказ «Собачья молитва». Реальная история. Когда мы вставали с семьёй на молитву, наш пёс приходил и садился рядом с нами. И это не один такой случай. Отец Владимир Петров, который служит при областной больнице №2, поведал мне о коте, который всегда присутствует при служениях. Рассказ об этом можно найти в моей новой книге…

Досье «ТИ»

Сергей Козлов родился 28 мая 1966 года в Тюмени. Окончил исторический факультет ТюмГУ, служил в армии. Работал сторожем, музыкантом, учителем истории, директором школы в посёлке Горноправдинске (ХМАО). Преподавал на кафедре журналистики Югорского университета, работал главным редактором газеты «Новости Югры» и журнала «Югра». В 2011 году был избран депутатом Тюменской областной Думы пятого созыва. В настоящее время литературный редактор газеты «Тюменская область сегодня». Сопредседатель общества русской культуры Тюменской области. Первый рассказ Козлова «Параллели» напечатали в 1989 году в газете «Тюменский комсомолец». В 1999-м вышла его первая книга «Ночь перед вечностью». Произведения писателя переведены на сербский, греческий, болгарский, азербайджанский языки. По его повести «Мальчик без шпаги» снят фильм «Наследники» (режиссёр Константин Одегов). Картина получила сразу два приза на Международном детском кинофестивале в Крыму «Алые паруса». Сергей Козлов — лауреат престижных литературных премий, в том числе Международной премии имени Крапивина, всероссийских премий имени Ершова и имени Мамина-Сибиряка, Международного конкурса литературы для детей и юношества имени Толстого, а также обладатель статуэтки «Золотой витязь» одноимённого Международного славянского литературного форума.

Ирина Тарабаева

0 лайков