«Тюменские известия», г. Тюмень, Тюменская область
Новая книга Сергея Козлова «Надземный переход», вышедшая недавно при участии Общества русской культуры, почти целиком состоит из рассказов о людях, побывавших на грани — между тем и этим светом.
Также она о «маленьких» чудесах, которые в среде реалистов принято считать случайностями и совпадениями. Автор, согласный с нобелевским лауреатом Исааком Зингером, со значением приводит скептикам его слова: «Совпадение — не кошерное слово…»
В книге четырнадцать рассказов, три из которых уже были опубликованы в другом сборнике. Все они проникнуты верой в божественное провидение и верой в спасение. Прочитав новинку, захотелось побеседовать с автором.— Подавляющее большинство историй основаны на реальных событиях. Но первая вещь — выдумка, она продиктована самим Богом ночью. Я просто сел и записал её. Бывают такие озарения, — признался Сергей Сергеевич.
— Фантазия у вас неистовая…
— Была бы база — начитанность и хорошее образное мышление… Мой друг, поэт Михаил Федосеенков, прочитав книгу, сказал, что чувствуется влияние Гессе, Кафки, Борхеса. Так это же хорошее влияние!
— А вот история в рассказе «Пятьдесят на пятьдесят», связанная с погибшим другом-полицейским, который через девочку, чуткую к тонкому миру, попросил вас описать свой случай, тоже не случайная?
— Есть у меня знакомые опера, из рассказов которых эта вещь и сложилась. Нечто подобное происходило в 1990-е годы в районе частного сектора на Ямской. Конечно, я добавил мистики. Без этого как? Однако и в работе оперов мистики много…
— В вашей жизни было что-то мистическое?
— Роман «Сорок дней» написан на основе личных переживаний. Один мой товарищ, прочитав его, поинтересовался, почему я ему раньше не говорил об этом. Он, технарь по образованию, принёс мне свой рассказ. Но его работу сложно читать, и я прямо ему об этом сказал. В итоге сделал на её основе свой рассказ «Между тем и этим светом», просто изложив историю художественным языком. Однако настоящим автором считаю Александра Зайкова и его семью. Кстати, картинка с ёжиком, которая стала образным рефреном рассказа, существует на самом деле.
— Значит, и рассказ «Невозвращенка» о женщине, не желавшей вернуться к жизни, тоже из реальных историй?
— Как-то я выступал в библиотеке. И в конце встречи ко мне ринулись читатели с дополнительными вопросами и за автографами. Попробуй разорвись на всех. Тут ещё бабушка дёргает за рукав: «У меня-то ведь тоже история была…» Я её вполуха слушал. А бабуля шепчет и шепчет. После встречи всё забылось. Но однажды всколыхнулась память, и родился рассказ. Человеческая память вообще уникальна. Я вот в школе думал: «Зачем мне химия, физика, если я чистый гуманитарий?» А потом оказалось, что в жизни нет лишних знаний. В определённый момент они всплывают в голове, и ты понимаешь: пригодилось! Чаще всего это проявляется в экстремальных ситуациях. Со мной так не раз было. Более того, спасло как-то жизнь не только мне, но и моим 12 ученикам! Тогда, помню, мы пересекали по зимнику переправу на Иртыше. Ехали в Тюмень на микроавтобусе на КВН. Лёд под нами затрещал и стал расходиться. Вижу: впереди идёт волна поднимающегося льда. Водитель заволновался: «Сдавать назад?» Я возразил: «Ни в коем случае, только вперёд. Как едешь 30 километров в час, так и держи скорость…» В общем, выехали на другой берег. И представьте: только что были на волосок от гибели, а дети уже пляшут и репетируют песню. Мы же с водителем нервно курим. Я ещё и звоню всем главам администраций и костерю их на чём свет стоит за только что сданный зимник. Кстати, до того случая я не знал, что такое холодный пот. Узнал! Мой пуховик и спинка сиденья в автобусе были мокрыми насквозь. Потом уже водитель поинтересовался, как я догадался, что нужно держать одну скорость? И я ответил, что вспомнил курс школьной физики. Бог стукнул в темечко…
— Сергей Сергеевич, книгу вы издали с одобрения РПЦ…
— Да, издатель Тимофей Сайфуллин подал рукопись в издательский совет Русской Православной Церкви. У меня большинство книг имеют гриф РПЦ, что позволяет продавать их в храмах, монастырях, на православных ярмарках. Между прочим, там читателей значительно больше, чем в обычных книжных магазинах. «Надземному переходу» гриф присвоили без вопросов. Ничего не нашли антихристианского или не соответствующего нормам православия. А вот, скажем, книге «Романовы: преданность и предательство» гриф не дали, потому что посчитали, что образ Григория Распутина получился там слишком положительным. Это не совпадает с официальным мнением Церкви. Я попросил дать мне возможность ознакомиться с этим самым мнением. Оказалось, что в документальном виде его не существует. Тогда с чем же написанный мною образ не совпадает? Я не изобразил Распутина ни святым, ни грешником. Описал его как простого человека с определённым даром. Но некоторые церковные служители почему-то основываются на записках монаха-растриги Илиодора, который и Дзержинскому потом служил, и в Америку уехал, и вообще опустился до проклятий в адрес Русской Православной Церкви…
— Все сюжеты ваших книг сейчас так или иначе связаны с верой в Бога…
— Я начал печататься до того, как пришёл к вере. И, наверное, сейчас писал бы какую-нибудь «нахлобученную» фантастику, с которой и начинал, или продолжал бы играть в русского Борхеса, может, сочинял бы юморные вещи. Это в лучшем случае. Но в 1990 году меня шарахнуло, я вернулся с того света и понял, что талант надо нести тому, кто его тебе дал. Более того, его надо вернуть сторицей. Вспомните притчу о талантах из Евангелия… Мой роман «Сорок дней» появился после того, как я чуть не умер. К вере я пришёл через боль и страдание. Признаюсь, было страшно. Но мне повезло: чьими-то руками Господь положил на мою прикроватную тумбочку Евангелие. Я начал читать. И получил ответы на все главные вопросы: почему я? что дальше? на этом всё? Теперь всем говорю: читайте Евангелие. Там на трёх страницах Нагорной проповеди умещены все труды философов. Лучше того, что сказал в ней Спаситель, никто не сказал. Пусть сурово, но с любовью. Надо помнить, что тогда Господь пришёл ко всем как любовь. И в первую очередь к грешникам. Но в следующий раз он придёт судить.
— Вы задумывались, что есть Бог?
— Мы и все вокруг нас — это и есть Бог. Люди, созданные по его образу и подобию, — единственные существа на планете, у которых есть свобода выбора. Только человек может сказать, что любит Бога, или засомневаться, нужен ли он ему. Но, знаете, даже животные чувствуют Создателя. У меня есть рассказ «Собачья молитва». Реальная история. Когда мы вставали с семьёй на молитву, наш пёс приходил и садился рядом с нами. И это не один такой случай. Отец Владимир Петров, который служит при областной больнице №2, поведал мне о коте, который всегда присутствует при служениях. Рассказ об этом можно найти в моей новой книге…
Досье «ТИ»
Ирина Тарабаева
0 лайков