«Ставропольская правда», г. Ставрополь, Ставропольский край
Чечня удивила меня еще в первую поездку пять лет назад, и я решил показать ее своей жене и сестре. Погода установилась замечательная, и полтысячи километров хорошей равнинной дороги мы одолели уже к полудню. Перед нами был город Грозный, получивший название от русской крепости Грозная, основанной генералом Ермоловым в 1818 году на берегу реки Сунжи для защиты от набегов из горных районов. В 1869 году крепость потеряла свое значение и была преобразована в город Грозный тогдашней Терской области. Сейчас в Грозном, согласно официальным данным, живет около 330000 человек.
Знакомство с городом
Разместившись в центре и немного отдохнув, мы отправились на прогулку по городу. Она началась с комплекса «Грозный-Сити» — семи небоскребов делового центра, гостиницы, нескольких жилых домов и самой большой 40-этажной 145-метровой башни «Феникс». Поднявшись на смотровую площадку уже другой, 30-этажной башни, мы увидели панораму города с проспектами и бульварами, парками и скверами, красивыми жилыми микрорайонами, магазинами и мечетями. Куда бы мы ни посмотрели, все радовало глаз! А ведь 20 лет назад, после двух вооруженных конфликтов, здесь все было практически полностью разрушено. Говорят, даже рассматривался вопрос строительства города на новом месте. Все развалины хотели оставить как площадку для съемок различных фильмов – как говорится, декорации были готовы… Но после обсуждения этого вопроса все-таки решили город восстановить.
Сейчас мало что напоминает о недавней истории. Грозный – самый динамично развивающийся город в России. Со смотровой площадки нельзя снимать правительственный комплекс, в котором работает глава Чечни, поэтому здесь находится смотритель, следящий за тем, чтобы туристы не нарушали правил. Рядом с существующим планируется построить новый комплекс «Грозный-Сити 2» с небоскребом «Ахмат Тауэр», который должен стать вторым по высоте зданием России и Европы после Лахта-центра в Санкт-Петербурге.
Налюбовавшись видами города, мы спустились в парк цветов, находящийся рядом с комплексом «Грозный-Сити». Парк был открыт в 2017 году и занимает 4,5 гектара. В нем высажено 150 тысяч цветов, 18 тысяч кустов, 550 деревьев. Все цветет и благоухает. Длинные широкие аллеи парка перекрыты металлическими полукружьями арок, на которых размещены сотни корзин с яркими цветами. В каждую из них подведен автоматический полив, так как вручную полить цветы, растущие на высоте до пяти метров, просто невозможно. Все аллеи парка разные и цветы на них тоже! Рядом разместился парк детских развлечений с большим количеством аттракционов, кафе, павильонами с мороженым и сладостями.
Следующим объектом нашего внимания стала построенная турецкими строителями в 2008 году центральная мечеть города «Сердце Чечни» имени первого президента республики Ахмат-Хаджи Кадырова, вмещающая до 10 тысяч человек и очень похожая на Голубую мечеть в Стамбуле, с огромным парком вокруг в 14 гектаров, фонтанами, цветочными клумбами и разнообразием деревьев. До недавнего времени это была самая большая мечеть в Европе. Мои спутницы, покрыв себя строгими накидками, поднялись на балкон мечети, чтобы полюбоваться коврами, внутренней отделкой и уникальными люстрами.
Традиции и менталитет
Из мечети, пройдя центральную площадь, мы попали на новую пешеходную зону на проспекте Махмуда Эсамбаева. У входа установлена «напоминалка» – огромная многосторонняя пирамида, на которой написаны десятки старинных и не очень использующихся для употребления в обиходе слов чеченского языка. Хорошо бы и в наших городах установить такие напоминания о забытых и малоиспользуемых, но очень точных русских словах! В Грозном много чему можно поучиться. Например, нет окурков, валяющихся на улицах, здесь вообще не курят. На улицах нет пьяных не только потому, что ни в Грозном, ни в Чечне в целом не продают алкоголь, но и потому, что так воспитывают детей. Вообще детей в Чечне воспитывают строго, их не балуют. Молодые люди здороваются с вами, будучи совсем незнакомыми, уступают место и предлагают помощь. При любом обращении люди бросают все и охотно, доброжелательно помогают вам.
В Чечне нет бездомных, беспризорных и бомжей. Многочисленные тейпы (в переводе с арабского – род, племя, а также единица организации вайнахских народов) не допускают, чтобы люди остались без жилья и помощи. Если бедному и больному, одиноко живущему человеку не на что купить лекарства или сделать дорогую операцию, тейп соберет деньги и не даст человеку продать для этого свое жилье. Чеченцы не допустят, чтобы их пожилые отцы или матери оказались в домах престарелых. Если такое случится, родственники сразу же заберут их в семью. Такая же забота и о детях. Чеченский ребенок не должен оказаться в детдоме. Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров подает пример чеченцам, усыновив двоих мальчиков, хотя имеет десять собственных детей. Его мать тоже усыновила двоих детей. В Чечне практически нет преступности. Молоденькие девушки, в случае большой необходимости, могут совершенно безопасно пройти по вечерним улицам, хотя по обычаям их должны сопровождать.
Променад
Пешеходная зона, украшенная тысячами разноцветных зонтиков, образовавших мозаичную крышу длиной в сотни метров, поразила нас еще до того, как мы в нее вошли. От нее веяло праздником! По ее центру прохаживались сотни приятно одетых молодых людей, семей с детьми и колясками, на красивых боковых скамейках отдыхали люди постарше. Вдоль улицы среди зелени и цветов, ближе к окаймляющим зданиям, огромное количество уютных кафешек и ресторанчиков, в которых не продавалось ни капли спиртного, но свободных мест там не было. На столах мороженое, соки, коктейли, чайники и кофейники, фрукты и сладости. Казалось, весь Грозный вышел на этот замечательный проспект прогуляться и поприветствовать нас! Такое количество людей я видел раньше на демонстрациях во времена СССР. Для ужина зашли в красивое кафе, где подают как национальные блюда – хингалш, далнаш, чепалгаш с чайником молочного улуна, так и другие. После недолгого ожидания нам принесли заказ с пожеланиями приятного аппетита. Особенно нам понравился хингалш – тонкие кукурузные лепешки на кефире со сладкой тыквенной начинкой и топленым маслом. На чемпионате мира в номинации «лучшее блюдо» с участием 66 стран эти чеченские лепешки заняли первое место!
Продолжив прогулку, мы вышли на центральный проспект, носящий имя действующего президента Владимира Путина. Посередине протянулся зеленый бульвар, а в зданиях вдоль проспекта расположились красивые и ярко освещенные магазины, кафе, салоны, торговые центры, аптеки, кулинарии и вообще все, что можно увидеть в любой столице. Раньше по выходным проспект перекрывали и он становился пешеходной зоной для отдыха. Это было удобно для отдыхающих, но создавало массу проблем для автовладельцев, жителей, хозяев магазинов и кафе. После открытия пешеходной зоны на параллельной улице проспект перекрывать перестали.
К центральной площади мы подошли уже поздно вечером и не узнали ее! Она блистала красиво иллюминированными огромными зданиями, которые подсвечивались меняющимися, как в калейдоскопе, всеми цветами радуги. Все восхищало своим великолепием и выглядело волшебной сказкой, в которой мы казались себе маленькими гномиками.
Аргун
На следующее утро к нашей гостинице подъехал местный чеченский гид Апти для проведения индивидуальной экскурсии по республике. Свой рассказ он начал с истории Чечни и ее столицы – Грозного. С первых же слов нас поразил совершенный, яркий и образный русский язык гида. Его было просто приятно слушать, что бы он ни говорил! За очень информативными рассказами о людях, здесь живущих, их обычаях и традициях, делах и проблемах, по отличному шоссе мы незаметно доехали до сильно пострадавшего во время первой и второй войн города Аргун — нашей первой остановки. Сейчас в нем проживает более 43 тысяч человек, город полностью восстановлен, появились высотные здания.
Остановились в самом центре города, где в 2014 году по проекту турецкого архитектора была построена уникальная мечеть в стиле хай-тек, которая очень сильно отличается от подобных традиционных сооружений. Крыша здания опирается на элементы фундамента. Стен тоже нет, их заменили стеклянные витражи. У мечети три минарета, что тоже необычно. Обычно бывает два или четыре. Уникальное освещение помещения осуществляется светильником со светодиодными лампами в виде полумесяца. На ковре мечети может одновременно разместиться до 15 тысяч человек. Мечеть носит имя «Сердце матери», или мечеть имени Аймани-Хаджи Кадыровой, матери Рамзана Кадырова. Посетив эту удивительно красивую мечеть, продолжили путь в следующий город Чечни – Шали.
Шали
Шоссе было все таким же качественным, а за окнами машины мелькали крепкие дома из нового кирпича с современными цветными крышами. Во всех встречных селах мелькали магазины, школы, кафе и торговые мини-рынки. Поля в республике засеяны, сады цветут, жители живут нормальной, спокойной жизнью. Везде фотографии Владимира Путина, Ахмата Кадырова и Рамзана Кадырова, флаги России и Чечни.
Мы все время ехали по равнине. Никаких гор в Грозном нет, они будут у нас впереди. А пока мы, проехав 36 километров от Грозного, въезжаем в город Шали, расположенный на предгорной Чеченской равнине. В городе проживает более 55 тысяч человек. Город имеет свои небоскребы в комплексе «Шали-Сити» и самую большую в России и Европе мечеть «Гордость мусульман», построенную в 2019 году узбекскими мастерами, по узбекским проектам и в узбекском стиле. В ней одновременно может находиться до 30 тысяч человек, а на прилегающей территории до 70 тысяч. Помещение украшают восьмиметровые люстры, имеющие форму лотоса и сверкающие кристаллами Сваровски. Они очень похожи на люстры в Белой мечети шейха Заида в Абу-Даби (ОАЭ). Стены мечети выложены белоснежным греческим мрамором с острова Тасос, хорошо отражающим солнечную энергию. Мечеть окружена минаретами высотой 63 метра. Цвет стен и расположение минаретов придает ей воздушность, а красота резьбы и отделки — утонченность и гармонию. Ковер площадью 8000 квадратных метров изготовлен из новозеландской шерсти и весит 36 тонн. Его украшают лилии и чеченский орнамент. Ноги утопают в нем. Даже тонкая резьба дверей мечети останавливает взгляд. Вокруг мечети раскинулся красивый парк с кленами, липами и березами. Его украшает множество кустарников и более 50 разновидностей роз.
Интересно, что в Чечне любой путник, постучавший в дверь любого дома, будет радушно принят хозяевами, но и мечети круглосуточно предоставляют путникам, оставшимся без ночлега, свой кров. Гость в Чечне – посланник Аллаха. Накормить и обогреть гостя обязан любой хозяин дома.
Очарованные красотой мечети «Гордость мусульман», отправляемся в горы, на озеро Кезеной-Ам. Серая лента дороги приводит к селу Харачой. На окраине села останавливаемся. С огромной высоты по выдолбленным из деревьев желобам из горного родника течет ручей «Девичья коса», рядом с которым установлена скульптурная группа — памятник Залимхану Харачоевскому, сидящему с карабином в руках, с пасущимся рядом верным конем. Чеченцы чтут его память и называют своим Робин Гудом.
Перевал
Утолив жажду, по сложнейшему серпантину с десятками поворотов на месте въезжаем в тяжелую и непроглядную тучу, наглухо закрывшую перевал Харами. Минут сорок едем по серпантинам с видимостью всего 3 — 5 метров. Начинается дождь, и «веселая» дорога становится еще «веселее». Водитель, почти ничего не видя, на мокрой дороге скорость почти не сбавляет. Поднимаемся на перевал Харами высотой свыше 2100 метров. Мои спутницы молятся всем богам сразу и — о чудо! Видимость становится лучше, облако редеет и медленно поднимается, открывая нам замечательный вид на высокогорное озеро Кезеной-Ам. По уже сухому серпантину с другой стороны перевала спускаемся прямо к озеру. Вода холодная, купаться не хочется – да и нельзя здесь, и мы едем к древнему городищу Хо. Вид сохранившихся древних башен впечатляет! Часть из них были боевые, а часть жилые, с плоскими крышами, куда насыпали землю и сажали овощи. Рядом с городищем разместилось древнее кладбище с сотнями надгробий в виде вертикально стоящих плоских камней. Небо опять дождливо нахмурилось, и мы поспешили в обратный путь.
Музей «Шира-котар»
Этнографический музей быта чеченского народа мы посетили уже на обратном пути. Он был создан совсем недавно, но образцы строений, инструменты, предметы быта и домашняя утварь представлены интересно. Некоторые вещи уникальны, а многие очень похожи на предметы быта русских крестьян того времени. Хорошо, что чеченцы стараются сохранить свою культуру, самобытность, традиции и свод правил поведения, который в Чечне называют «адат». По нему мужчина идет впереди женщины, чтобы при опасности первым принять удар на себя. Принимая гостя, его сажают дальше от двери, показывая этим, что гость — главный человек в доме. Обслуживает гостей младший сын, чтобы не показывать женщину, которую берегут от постороннего глаза. Если что-то понравилось в доме хозяина, то это дарят. Если женщина входит в помещение, мужчины встают. В Чечне безмерно уважают старших. Слово старшего по возрасту – закон! В присутствии старших младшим нельзя сидеть, смеяться и слишком громко разговаривать. Таких правил огромное множество, и все они вызывают уважение.
Проехав с замечательным гидом Апти почти 250 километров по Чечне, мы многое узнали и открыли для себя. Такого гостеприимства мы не ожидали. В Чечне очень приятно и комфортно находиться, отдыхать и узнавать для себя что-то новое. За несколько дней, проведенных в Чечне, мы, конечно, многого не увидели, поэтому запланировали посетить наших соседей в следующем году.
Ставропольский путешественник Алексей Боярский
0 лайков