«Рабочий путь», г. Смоленск, Смоленская область
В этом году детскому оркестровому объединению Смоленского дворца творчества детей и молодежи исполняется 35 лет. Наш собеседник — его художественный директор, дирижер Александр Зуй. В интервью он рассказал, почему музыка очень логична, чем оркестровое объединение отличается от музыкальной школы и как изменились современные дети.
«Музыкальная конструкция должна быть построена по правилам»
Александр Васильевич специализируется на народной музыке. Его основным инструментом была домра, вторым — народные духовые. В институтские годы он состоял в народном ансамбле. Коллектив сам придумывал и сочинял репертуар, потому что для этих инструментов его было недостаточно.
— Ваше первое образование — техническое. В музыке есть сольфеджио — музыкальная математика. Помогает ли вам в работе техническое образование?
— Безусловно, это очень далекие виды деятельности, но, на самом деле, музыка очень логична. Многое взято из математики. Музыкальная конструкция должна быть построена по правилам, логична и четко рассчитана. И сам ритм — это, грубо говоря, чистая математика. Первое образование, наверное, помогает именно с точки зрения развития логичности. То есть, непосредственно это все очень далеко, но как способ мышления имеет место быть.
— Вы сами пробовали писать партии. Можете рассказать, как этот процесс происходит?
— Аранжировкой занимаюсь давно. Начало было положено по причине нехватки репертуара для коллективов, с которыми занимался. Это промежуточная ступень между инструментовкой и композицией. Начал интересоваться этим посредством самообразования и личного опыта.
«Мы нацелены на музыкальное воспитание»
В Детском оркестровом объединении Смоленского дворца творчества детей и молодежи два коллектива: оркестр русских народных инструментов и джазовый оркестр. И ансамбль, и солисты участвуют в конкурсах, делают совместные проекты, постановки, концерты с другими коллективами.
— Есть ли отличие от музыкальной школы?
— У нас много общего с музыкальными школами: индивидуальное обучение, теоретические предметы, групповые занятия и общие репетиции. Отличие от музыкальной школы — в целях. Музыкальная школа — это профобразование, в которой выбирают лучших и их двигают. Основная нагрузка делается на тех детей, которые в дальнейшем могут стать музыкантами и получить профессию. У нас иная задача: мы работаем со всеми. А если кто-то уже в процессе этой работы становится звездочками местного масштаба, это их заслуга. Мы вовлекаем детей в постоянно бурлящую деятельность, и это является основным мотивом, нацелены именно на музыкальное воспитание. На воспитание как человека, личности.
— А в чем явное отличие взрослого и детского народных оркестров?
— Взрослым музыкантам многие вещи просто объяснять не надо. С детьми иначе. Состав нашего оркестра сейчас около 60 человек. Случаются разные напряженные моменты. Чтобы общий организм работал, должна быть дисциплина, надо бороться и с опозданиями, и с неточностями.
— Для ваших оркестрантов вы кто, в первую очередь: дирижер в классическом понимании, как для взрослых, или больше учитель, наставник?
— Конечно, второе. Потому что дирижирование — это последний этап подготовки произведения, концерта или программы. В процессе это берется, готовится, разбирается, учится, а потом соединяется. Дирижирование — необходимая вещь, которая показывает итог всей работы, не только моей, но и всех педагогов, потому что дети распределяются по классам инструментов и готовятся. Я представляю и показываю результат всех детей и всех педагогов.
— Часто ли вы пересматриваете свои концерты, чтобы оценить проделанную работу?
— Естественно, мы записываем знаковые концерты для того, чтобы проделать анализ работы.
— На ваш взгляд, каким должен быть наставник детского коллектива?
— Первое, что для меня всегда важно, ты должен сам соответствовать тем требованиям, которые предлагаешь для других. Это обязательно. Иногда лишний раз можно не сказать, а показать своим примером, как и что надо сделать. Тогда тебя поймут, прислушаются. Надо быть честным и ответственным.
— Вашему оркестру уже 35 лет. Есть ли разница между теми детьми и сегодняшним поколением?
— В процессе работы меняешься ты сам. И, оборачиваясь на 30 лет назад, сейчас бы сделал очень много замечаний себе. Мы учим детей, дети учат нас, и это продолжается постоянно. В 90-е годы не было ни компьютеров, ни гаджетов, детей было легче увлечь. Летом каждого года мы ездим в профильный лагерь. И я сталкиваюсь с тем, что некоторые не умеют держать мяч. Игры стали другие. А это сказывается и на характере.
Смоляне выступят в Москве и Ульяновске
— Расскажите о ваших предстоящих концертах.
— Джаз-оркестр 15 июня едет в Москву для участия в 3-м Международном молодежном джазовом фестивале, организованном фондом Игоря Бутмана. В финальный день мы будем выступать в парке «Зарядье». Еще в этом году планируется выезд народного оркестра. Мы прошли Всероссийский отбор среди ансамблей и оркестров народных инструментов, включающих не только детские, попали в финал и в октябре поедем в Ульяновск.
Тина Джикия, Егор Сомов
0 лайков