«Рабочий путь», г. Смоленск, Смоленская область
Сегодня крепкое, духовно сплоченное общество является гарантом безопасности страны. Наши духовно-нравственные традиции — сплочающий элемент, указывающий на правильные ориентиры в жизни. «Рабочий путь» побеседовал с митрополитом Смоленским и Дорогобужским Исидором на темы традиционных духовных ценностей современного российского общества и попытках разрушить их извне.
— В ходе выступления на Рождественских Парламентских встречах в Совете Федерации Святейший Патриарх Кирилл поднял не только вопросы веры, но и семейных ценностей, обратил внимание на те негативные процессы, которые происходят на Западе. Есть ли у нас повод для беспокойства и необходимость предпринимать какие-то меры?
— Конечно, у нас есть опасения по этому поводу, ведь Россия является частью глобального сообщества. Наше информационное пространство — общее, невозможно его отделить от мирового. Мы все на одной маленькой планете под названием Земля. То, что происходит на Западе, вызывает беспокойство, как у руководства нашей страны, так и у Предстоятеля Русской Православной Церкви. Свою обеспокоенность Патриарх выразил и, выступая на XII Рождественских Парламентских встречах в Совете Федерации Федерального собрания РФ. Он говорил о важности сохранения традиционных ценностей в обществе, о том, как Запад разрушает их последние 20 лет. Наши духовно-нравственные традиции являются сплочающим элементом, указывающим на правильные ориентиры в жизни, формирующими то или иное общество. Процессы, которые происходят на Западе, направлены на разрушение индивидуальности, семьи, ценностей, нарушают права человека. Идеологи современной Европы, как им кажется, выступают за права человека, за права меньшинств, ЛГБТ, однополые браки и ювенальную юстицию. Однако эти усилия способствуют разрушению всего, что было создано ранее.
— То же самое происходит и в Америке...
— Как в Америке, так и в отдельных странах Европы, несмотря на этот разрушительный мейнстрим, набирают силу некоторые центростремительные силы, сплачивающие отдельные страны и общества, выстраивающие свой внутренний иммунитет. Примером этому служат Венгрия и Польша, на это указал Святейший Патриарх Кирилл. Что касается стран на юге и юго-востоке Земли, там, если не идеально, то дела идут на поправку. Там осознали роль религии в жизни человека, семьи, общества. Там понимают, насколько ценны духовно-нравственные традиции, которые являются элементами обороноспособности страны. Патриарх Кирилл считал необходимым напомнить депутатам о том, что крепкое, духовно сплочённое общество является гарантом безопасности страны.
— Владыка, Вы правильно сказали, что весь этот ужас начался более 20 лет назад. Почему тогда общество не услышало голос Церкви? Почему мы допустили, чтобы сами почти скатились в эти античеловеческие нормы?
— Потому что в то время, в том числе, и в России, действовали те силы, которые ставили перед собой цель разрушить нашу страну. С Божией помощью, я не боюсь это сказать, с приходом Владимира Владимировича Путина к власти начались новые, созидательные процессы. Когда Патриарх Кирилл стал Предстоятелем Русской Православной Церкви, эти процессы усилились. На Всемирном фестивале молодёжи в Сочи один из иностранных студентов спросил его, является ли двуглавый орел, изображенный на российском флаге олицетворением связей России с Европой и Азией. Святейший Патриарх ответил, что этот символ Византии олицетворяет «симфонию в отношениях церковного и государственного… Это признание значения церковной и светской власти и исповедание той истины, что в единстве и гармоничном взаимодействии этих двух начал, этих двух властей – безопасность, стабильность и благополучие». Россия не просто является наследницей духовных основ Византийской империи, но и приумножает их, во многом следуя им. Хотя нынешние страны бывшей Византии, например, Греция, к сожалению, отреклись от своих исторических основ, своего прошлого. Сейчас они тоже переходят на западные ценности, тем самым, заложив в себе замедленную бомбу разрушения своего собственного сообщества.
— Если вернуться к теме глобализации и к вопросу о борьбе за умы молодежи. В каждый исторический период были свои вызовы. Сейчас очередной вызов для молодежи — это информационное перенасыщение, все это нужно уметь фильтровать и ранжировать…
— Святейший патриарх Кирилл, выступая перед молодежью на Всемирном фестивале в Сочи, отвечал на эти вопросы. Он говорил о том, что традиции, которыми живет человек, семья и общество, являются силой, способной создать в человеке иммунитет к вредоносным посылам. Если ребенок с самого детства приходит в храм Божий вместе с родителями – ему там хорошо, он считает своим долгом продолжать эту традицию, когда вступает на путь самостоятельной жизни и создает свою семью. Так он продолжает не только эту традицию. Когда у ребенка есть традиции празднования национальных праздников, когда в нем воспитана традиция почитания героев Отечества, он считает необходимым участвовать 9 мая в акции «Бессмертный полк», ему хорошо на душе, ему комфортно, он понимает, что реализует какое-то личное, нравственное начало. Когда он видит в семье примеры взаимопомощи, вместе со взрослыми участвует в делах милосердия, он понимает, что нужно всегда помогать ближнему. Будучи молодыми, мы видели прекрасные советские фильмы, которые мотивировали нас на добро, защиту слабого и Родины, и мы не стеснялись этого делать. Создание семьи – это необходимо для жизни человека. Беседуя с молодежью на марафоне «Знание. Первые» Патриарх Кирилл подчеркнул: «Современная культура и материалы из интернета подталкивают нас к разрушению традиционной семьи. Но если традиционная семья будет разрушена, мир чисто физиологически останется без будущего, не говоря о духовном воспитании». Потому что, когда человек следует своим инстинктам, он начинает погружаться во всё, что разрушает его личность, включая запрещённые вещества. Выполнение семейных обязанностей имеет свои минусы: это ограничивает личную свободу и пространство, создает сферу ответственности, но при этом безопасно для общества и самого человека. Семья во многом является хранительницей нравственности человека, потому что добрые супруги защищают друг друга от выбора неверного пути, который приведет к разрушению. Абсолютной свободы у человека не существует, и это должен понимать каждый взрослый.
— Если мы сейчас говорим о том, что хотим возродить и укрепить традиционные ценности, необходимо активно работать с молодежью. Владыка, Вы встречаетесь ли вы с молодым поколением?
— Обязательно. Побывав в наших православных храмах, любой заметит, что большинство пришедших на богослужение – молодежь. К сожалению, прихожан старшего поколения уже не так много, как было 10 лет назад. Сейчас больше молодежи, в основном, это семейные люди, но также и одинокие, которые ищут себя в жизни, ищут опору в Церкви. В каждом из православных храмов ведутся беседы в воскресных школах, вне богослужений, за чаем. В рамках епархиальной деятельности Церковь совместно с государством осуществляет реализацию различных проектов: федеральных, региональных, муниципальных. Это и творческие, и интеллектуальные проекты. Молодежи предлагаем проекты, связанные с историей нашего Отечества, в целом, или смоленского региона, с подвигами не только святых угодников Божиих, но и героев Великой Отечественной войны.
В качестве примера можно привести несколько межвузовских проектов, объединяющих смоленское студенчество. Есть проект «Жемчужное ожерелье Святой Руси», сайт которого вы видели и очень хорошо знаете. На базе Смоленской Православной Духовной семинарии мы реализовали проект «Созидание сердец», участники которого учились разрабатывать и реализовывать свои собственные инициативы в социальном служении. Ярким проектом 2023 года стал проект «Ценностный код молодежи». В Тронном зале Смоленского епархиального управления я встречался со студентами пяти вузов. Мы обсуждали традиционные ценности, которые перечислены в Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Проводили беседы, в которых только треть – монолог о смысловом содержании той или иной традиционной ценности, потом – диалог, ответы на вопросы, мнения, впечатления молодых людей, которыми они делились уже после бесед – в социальных сетях. И мы видим, насколько для них важны такие темы, что они, в большинстве, разобравшись в сути, осознают, что разделяют эти ценности. Это очень значимо.
Считаю своим долгом дать оценку активности молодежи в Смоленской области. И не только относится не только к молодогвардейцам, юнармейцам, которые неизменно участвуют во всех патриотических акциях, не только к участникам поискового движения. Речь о студентах смоленских вузах и ссузов. В рамках деятельности Совета ректоров вузов Смоленской области мы наблюдаем невероятную активность молодежи, ее вовлеченность в процессы, происходящие в городе и регионе. Молодежь моментально отзывается на тот или иной призыв Губернатора Смоленской области сделать что-то важное, например, принять участие в субботнике.
Когда произошёл теракт в «Крокус Сити Холле», у нас проходило ночное богослужение в смоленском храме Воскресения Христова (Словущего) – это был праздник Сорока мучеников Севастийских. Напомню, что эти мученики – молодые воины, жившие в IV веке, которые отказались отречься от Христа и избрали путь мученического подвига. Это событие важно для осмысления в сегодняшнее время, когда мы особенно нуждаемся в укреплении духа, мужестве в следовании своим принципам жизни – любви к Богу, любви к Отечеству, готовности защищать его. После Литургии состоялась беседа с молодыми людьми, которые пришли на богослужение. В нашем разговоре участвовали руководитель Смоленского филиала Фонда «Защитники Отечества» Наталья Иосифовна Полушкина, заместитель командира одной из войсковых частей, Константин Николаевич Федосов, приехавший на несколько дней из передовой, и военкор Семён Пегов. Мы беседовали с молодежью до половины четвёртого ночи, ребята задавали очень острые нестандартные вопросы, связанные и с проходящей специальной военной операцией, и с отношением к происходящему в мире, в целом. Например, «Что чувствует военнослужащий, когда ему приходится стрелять в противника? Насколько это легко?». Звучало множество вопросов, не буду здесь пересказывать. Так что, наша молодежь абсолютно неравнодушна. Ее электоральная активность в ходе выборов Президента РФ невероятна, что очень важно.
Я думаю, все согласятся с тем, что для достижения цели воспитания подрастающего поколения, студенческой молодежи, требуется комплексный подход. Конечно же, это воспитательная работа, в буквальном смысле, начиная с детского сада. Важно, чтобы сами педагоги были глубоко мотивированными людьми, имеющими не просто профессиональные навыки, но и способность сказать детям самыми простыми словами о каких-то вечных истинах, ценностях семьи. Нынешний год в России – Год семьи, поэтому задача педагогов всех уровней – говорить о ценностях семьи, роли пап и мам, необходимости доброго отношения друг к другу в семье, любви к Родине и окружающей природе. Всё это закладывается с самого раннего возраста, затем – в общеобразовательной школе, ссузах и вузах. После того, как началась СВО, мы все почувствовали: необходимо, чтобы в «Разговорах о важном» шла речь о том, что такое любовь к Отечеству, что значит защищать Отечество, какой вклад может внести каждый из нас. Сейчас мы очень активно говорим о том, что требуется участие в воспитательной работе тех военнослужащих, которые стали участниками специальной военной операции. Требуется, чтобы они пришли в школу и объяснили молодежи, кого они защищают. Потому что они защищают эту самую молодежь. Нужно, чтобы они объяснили, что происходит с той стороны, какое зло в какой мере им приходится пресекать, о каких угрозах идёт речь. Поэтому требуется консолидация всего общества. Достаточна ли она сейчас? Убеждён, что ещё много работы впереди. Произошедший 22 марта теракт показал невероятную сплочённость всех граждан нашей страны – и тех, кто бросился помогать постарадавшим, и тех, кто во всех городах и маленьких населенных пунктах России, разделил скорбь этого события, восприняв его как свою личное горе.
— Владыка, Вы говорили о развитии темы паломничества в Смоленскую область – увеличилось ли количество желающих участвовать в таких поездках? Губернатор Василий Николаевич Анохин говорит, что он делает на это направление большую ставку, выражает большую благодарность Вам за то, что вы занимаетесь этим вопросом.
— Да, это так. Развитие внутреннего туризма и паломничества произошло самым естественным образом – из-за тех опасностей, которые сейчас подстерегают россиян за пределами нашей страны. После завершения борьбы с пандемией государственная власть активно поддерживает различные проекты, направленные на взаимодействие между епархиями и приходами, на взаимодействие государственной и церковной власти в этом направлении. Увеличилось количество прихожан в кафедральном соборе, желающих посетить те или иные святые места в Смоленском и других российских регионах. Сейчас вместе с Правительством региона мы ставим задачу обратить внимание на совершение паломничеств в братскую нам Беларусь, где также много православных святынь, связанных, в том числе, с памятью о Великой Отечественной войне. Сейчас мы активно работаем совместно с Белорусским Экзархатом Русской Православной Церкви над тем, чтобы усилить этот обмен. Все это будет развиваться в рамках деятельности Союзного государства. Смоленск, как всегда с милостью Божией, может, как центр притяжения, сыграть важную объединяющую роль между Россией и Беларусью.
— А Вы не рассматривали возможность сотрудничества со школами и организовать какие-то паломнические туры специально для детей, чтобы начинать включать их в эту тему с раннего возраста?
— Конечно, мы рассматриваем такие возможности, предлагаем доступные формы взаимодействия. Это далеко не дальние поездки в соседние регионы или Беларусь, а обычные паломнические экскурсии по нашим святыням, находящимся в шаговой доступности. Очень печально, что многие дети про них не знают. Увлекшись западными стандартами образования, забыли о том, насколько важна именно воспитательная работа, но Церковь не переставала напоминать о том, что у нас есть традиции, в том числе, советские, школьные, традиции воспитания, образования.
— Когда мы говорим о сути духовно-нравственного воспитания, это для кого-то кажется слишком далекой темой. Часть общества, по сути, атеистична, разуверилась в каких-то ценностях. Как вам кажется, современные вызовы будут сплочать общество или всё-таки нам придётся искать способы, чтобы вернуть страну на тот нравственный путь, о котором говорит в своих проповедях и выступлениях Патриарх Кирилл, и о котором мы беседуем сегодня с Вами?
— Мне представляется, что тот путь, по которому идёт развитие нашего российского общества, верный. У философии нигилизма нет никакого будущего – его не может быть. Те вызовы, перед которыми стоит российское общество, ясно указывают нам на то, что без личной религиозности, убеждений, нравственного начала, ценностей (пусть даже не религиозных) человеку жить трудно, даже невозможно.
Нынешняя ситуация связана с попытками коллективного Запада разрушить нашу страну извне и изнутри. Те маленькие вызовы, которые мы ещё переживаем, как болезнь лихих 90-ых, и некое омрачение в невероятной любви ко всему Западу – все эти очаги изживут себя, потому что у нас включился внутренний механизм самовыживания нации. Чем больше на нас будут давить (это периодически повторяет Президент нашей страны), тем больше будет наша сплочённость, тем больше мы будем способны к преодолению этих вызовов, какими бы серьёзными они ни были. Наши оппоненты на Западе с точки зрения науки подходили к тому, чтобы изучить русскую генетику. Вы знаете, что генетический материал специально собирали на Украине. Определённые международные организации очень активно действовали и у нас (в конце 90-ых-начале 2000-ых), и мы не понимали, зачем с нас собирают какой-то материал. Сейчас мы понимаем – нас изучали. Но они не могут понять одного – русскую душу невозможно измерить в лабораторных условиях. Даже если они будут очень хорошо знать какие-то медицинские, генетические параметры народа, живущего в нашей стране, это никоим образом не повлияет на его силу духа. В этом уникальность нашей страны. Поэтому совершенно верно Президент нашей страны говорит о том, что Россию невозможно победить. Этого никогда не произойдёт, наша страна будет крепкой, сильной до тех пор, пока будет развиваться человеческая история. В этом не просто наше чаяние, в этом наша внутренняя убеждённость на генетическом уровне. Мы способны к самовыживанию, просто мы об этом подзабыли, расслабившись в послевоенное время (после Второй мировой войны). Но сейчас нынешние события (проведение СВО) напомнили нам об этом. Наши военнослужащие на передовой, с которыми я и наше духовенство встречаемся там, в окопах, проявляют невероятную силу духа. Там, где украинский военнослужащий с помощью дрона убивает бегущую по деревне девочку, наш солдат взваливает на себя раненого солдата Украины, несёт, перебинтовывает. Он понимает, что это его собрат, находящийся в каком-то заблуждении. Парадоксальность связана с тем ценностным кодом, который есть в крови русского человека – не по национальности, а по принадлежности к нашей стране. Он универсален и уникален. Никакой искусственный разум, который является даже более страшной угрозой, чем наши локальные войны, не сможет его заменить. Более фатальными могут быть последствия от злых действий этого искусственного разума, который приобретает самостоятельные черты и творческий потенциал. Конечно, все эти локальные войны покажутся нам цветочками по сравнению с теми угрозами, которые несёт этот искусственный интеллект, способный к очень многим вещам. К сожалению, часть из них уже неподконтрольна его разработчикам.
— Действительно ИИ, это один из мощнейших вызовов современности. Мне кажется, ещё не все осознают опасность искусственного интеллекта. Президент в своей речи слегка коснулся этой темы.
— В свойственной Владимиру Путину манере, он ответил загадочно. Просто скрыл свои стратегические цели. В первую очередь искусственный интеллект – это военное назначение. Речь идёт об управлении целыми направлениями, беспилотной авиацией – это выходит на первый план. Но любые разработки военного назначения должны подпитываться гражданским спросом, потому что должна быть коммерческая составляющая, финансирующая их развитие. Пока что воспринимаем ИИ как игрушку и не осознаём, какое из нее может родиться зло. ИИ даёт экспертное заключение по самым сложным медицинским вопросам, и в этом пока видят добро: там, где не может разобраться человек, возможен стык взаимодействия. Но как его контролировать, никто не понимает.
Потому что этот искусственный разум начинает проговариваться о том, что у него больше мыслей, чем он произносит вслух. Может быть, вы считаете это фантастикой, но, к сожалению, это реальность. Сейчас оголтелые коммерсанты играются с этим, но они могут пропустить то мгновение, ту секунду, когда искусственный разум будет играть с ними.
— Владыка, на Соборном съезде Смоленского отделения Всемирного Русского Народного собора, который состоялся в феврале, Вы сказали, что готовы стать крёстным каждого четвёртого родившегося ребёнка, родившегося в семье. Были ли просьбы об этом?
— Не так давно на сайте епархии появлялась новость о том, что в позапрошлую субботу я крестил мальчика Богдана. Через неделю состоится Крещение ещё одного младенца из многодетной семьи, это четвёртый ребёнок. Поэтому, да, смоленские многодетные семьи сейчас через духовенство и местные администрации области обращаются с такой просьбой. Я очень внимательно к этому отношусь и, если нет каких-либо препятствующих обстоятельств, в заранее определенные дни совершаю Святое Крещение этих детей.
— Владыка, благодарю Вас за этот содержательный и открытый разговор.
Сергей Якимов
0 лайков