«Красный Север», г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ
Народный журнал «Северяне» отмечает 25-летний юбилей. История его появления столь же необычна, как и он сам. И неразрывно связана с именем Ольги Лобызовой.
Несколько лет ямальская журналистка вынашивала идею создать издание для людей, живущих на Севере, на Ямале, и пишущих для журнала, а также для тех, кому важен и интересен Российский Север в его личностном, исповедальном преломлении. Она советовалась с коллегами и знакомыми, героями прошлых своих публикаций, теми, с кем сводила журналистская судьба в предыдущие годы. По её словам, этот уникальный опыт постижения Севера и северян оказался плотью и сутью, становым хребтом издания нового типа, за что в 2001 году и был получен диплом Союза журналистов России.
Два года журнал делали на коленке. Он выходил в свет только благодаря энтузиазму творческого коллектива. Его существование с самого начала было на преодолении.
– Не побоюсь этого слова, на подвиге, на каком-то самоотречении и высоком профессионализме, — говорит Ольга Лобызова, возглавлявшая «Северян» двадцать один год. — Другого такого издания в России вы не найдёте.
Имя для «новорожденного»
Ольга Григорьевна приехала на Ямал в далёком 1986 году. Работала на радио, в окружной газете «Красный Север».
– Все в нашем коллективе творили, искали, пробовали — свою концепцию, свой стиль, свой подход. Поиск формы шёл параллельно с поиском содержания, — отмечает она. — Начались мои бесчисленные командировки, преимущественно в ямальскую глубинку. Я писала о старушках из полузаброшенной малюсенькой деревеньки Нори, о кутопьюганских пекарях, в жутких условиях выпекающих вкуснейший хлеб, о поисках невест для оленеводов, о судьбе оставленного в Доме ребёнка мальчика с пороком сердца, обретшего вдруг и семью, и здоровье... К моменту создания журнала у меня был уже большой опыт северной журналистской жизни.
Будущий редактор много общалась с коренными северянами, изучала их традиционный образ жизни, философию, искусство. Всё это должно было найти своё воплощение на страницах нового издания. Причём не словами журналиста, а словами, мыслями, намерениями и интересом самих людей.
Первыми, кто откликнулся и загорелся идеей нашей собеседницы, стали коллеги из «Красного Севера» — Владимир Волошин и Татьяна Копылова.
– Мы мечтали издать что-нибудь этакое, — продолжает Ольга Григорьевна. — В округе уже выходил историко-культурный журнал «Ямальский меридиан». Нам же хотелось более гуманитарного, социального, живого направления. Чтобы люди сами говорили, сами писали, сами фотографировали, сами что-то предлагали. Потому он и народный.
И вот в один из зимних вечеров творческая группа собралась в холле салехардского здания на улице Республики, 72, здесь тогда находилась администрация округа.
– А где ещё встречаться? — улыбается собеседница. — Мы такой большой компанией и не поместились бы нигде.
Именно тут, в холле, родилось название журнала. Хантыйская художница и этнограф Надежда Талигина в одной из своих статей так вспоминала этот момент: «Мы озадачились, как же назвать «новорождённого». Иметь собственное название — святое дело. Как назовёшь его, как корабль, так он и пойдёт по жизни. Перебрали с десяток названий: «Обдоряне», «Пуланг-автях», «Северные россыпи», «Салехардцы», «Полярные...», «Северные…». Точку поставили на названии «Северяне». Оно подходит буквально ко всем жителям округа: аборигенам, старожилам, приезжим».
19 февраля 1999 года первый номер «Северян» тиражом 999 экземпляров вышел в свет. Главного редактора у издания ещё не было, поэтому на первой странице разместили обращение творческого коллектива к землякам, автографы авторов и единомышленников: «Здравствуй, читатель! Как долго мы тебя ждали!».
Редакция в квартире
Два года редакцией журнала была… квартира Ольги Лобызовой. Ни штата, ни единой копейки финансирования. Всё на голом энтузиазме.
– Когда я вечером приходила домой, дочь, которой тогда было 12 лет, возмущалась: «Мама, опять звонили по поводу твоего журнала. Думают, что я твой секретарь, ругаются, что что-то тебе не передаю и не могу ответить на их вопросы. Когда наш дом снова будет нормальным?» — вспоминает собеседница.
Ольга Лобызова: «Задумка была такая — берёшь любой номер журнала любого года и обязательно найдёшь, что почитать. Потому что «Северяне» не политическое издание, которое становится ретро, как только происходят новые события. «Северяне» глубже. Здесь поднимаются гуманитарные, философские, общечеловеческие проблемы и темы. Здесь звучат голоса ямальцев».
Кстати, читатели так привыкли к номеру телефона Лобызовых, что, когда у «Северян» появился свой рабочий кабинет, Ольга Григорьевна без раздумий отдала его редакции. Номер 4-44-77 до сих пор действующий!
В конце 2000 года состоялось знаменательное событие — издание зарегистрировали в Западно-Сибирском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Уже в январе 2001-го редакция приобрела статус юрлица и официальное название «Народный журнал «Северяне».
У читателей появилась возможность оформить адресную доставку. Хотя и это было проблематично.
– Нас не включили в смету почтовых расходов, — продолжает собеседница. — И если, например, журнал покупали жители Нового Уренгоя, то мы с бухгалтером садились в машину и ехали в аэропорт. Там обращались за помощью к пассажирам, чтобы они взяли журналы с собой. В Новом Уренгое самолёт встречал наш друг и сподвижник Борис Касаев, редактор газеты «Правда Севера». Он увозил номера в редакцию, где их разбирали читатели.
Когда по Ямалу шествовал День оленевода, редактор сама выезжала в глубинку, чтобы пообщаться с коренными жителями и познакомить их с журналом. Выбиралась в тундру не только в праздники. На чём только не передвигалась: на вертолётах, трэколах, «Уралах», катерах…
– Некоторые тундровики становились нашими авторами. Например, Никита Андреевич Лаптандер из Лаборовой. Прилетаешь, а он уже выскакивает из чума и первым делом рассматривает свежий номер. Потом рассказывает, как живёт, делится своими материалами.
За двадцать пять лет внештатными сотрудниками издания побывали более 400 человек.
– А ведь помимо авторов у нас были и другие помощники — консультанты, единомышленники, критики. Некоторые из них ни одной строчки не написали для «Северян», но помогали советами. Это очень важно.
Кто покровительствует «северянам»?
В 2001 году у журнала появился свой логотип — горностай на ладони. Пришли к этому варианту не сразу.
– Мы с Надеждой Талигиной долго выбирали, — говорит Ольга Григорьевна. — Руку приложил и редактор «Ямальского меридиана» Роман Ругин, за что ему очень благодарна. Помню, прихожу к Роману Прокопьевичу с одним из вариантов — олень на ладони. А он: «Нет, не годится». — «А что годится, Роман Прокопьевич?» — «Присмотрись к маленькому хитрому зверьку — горностаю. Неспроста его мех издавна использовали для создания царских мантий».
Ну и присмотрелись. Оказалось, что животное и правда удивительное. У самодийских народов шкурка горностая считалась оберегом. Существует поверье, что, закреплённая в чуме в изголовье постели человека, она придаёт ему особую ясность и крепость ума. А ещё этого зверька называют сыном Солнца.
Но каково было удивление, когда выяснилось, что горностай — покровитель рода супруга Надежды Талигиной. Как-то она отправилась по делам к родственнице тёте Матре, мастерице в скорняжном ремесле, та и поведала об этом.
– Род твоего мужа Хон ёх, нёрапса ёх… поклоняется орлу и горностаю. Шкуру этого зверя нельзя обрабатывать, шить из неё. Кладут её в качестве подарка, приношения родовым духам. Хранят в священных сундуках, нартах и лабазах, — сказала тётя Матра. Об этом вспоминала Надежда Михайловна в материале «Двадцать лет вместе», опубликованном в журнале в 2019 году.
Сомнений не осталось. Горностай стал покровителем журнала «Северяне». Логотип создала Надежда Талигина. В 2007 году он впервые «поселился» на обложке издания.
– На первый взгляд журнальчики тех лет выглядят простоватыми. Их ещё мои коллеги, острые на язык, тетрадочками называли. Но, как писала Марина Цветаева: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд…» Глубина нашего издания ещё будет оценена, — отмечает Ольга Лобызова.
Остается народным
С годами журнал преобразился. С 2004 года он стал выходить в цветной обложке. От 48 страниц дорос до 120. Появились цветные вкладки, новые рубрики и темы.
В 2021 году издание возглавил Андрей Баландин, опытный журналист, много лет проработавший в окружной газете «Красный Север».
Но несмотря на все изменения, прежним остаётся главное — он продолжает подтверждать своё почётное звание «народный». Его авторами являются обычные северяне: те, кто живёт на Ямале, и те, кто когда-то уехал в другие края, но оставил своё сердце здесь.
– Мы благодарны им за ответственный и творческий труд, ведь многие из них воспринимают наше издание своим детищем и именно так к нему относятся. Авторы, сподвижники, художники, критики и читатели, спасибо! — говорят сотрудники редакции.
Ещё одна особенность журнала — обложки. Они традиционно рисованные, порой открывающие новые имена ямальских художников и мастеров, порой привлекающие внимание к уже давно созданным работам. Со временем сложилась своеобразная галерея «Северян», которая продолжает расти, устремляясь в будущее.
Елена Кузнецова
0 лайков