«Северная неделя», г. Северодвинск, Архангельская область
Крестьянский северный дом-двор восемнадцатого-девятнадцатого веков, в частности в Пинежском районе Архангельской области, представляет собой очень умно и прочно построенную совокупность жилых и хозяйственных помещений.
Передняя и средняя часть дома состоит из одно- или двухэтажных срубов. В них размещаются верхние и нижние избы и горницы (комнаты), чуланы и другие хозяйственные службы. В средней части чердака над передом размещается четырехстенный сруб — светелка.
Двор (зад) расположен в задней части дома. В нижнем уровне двора расположено общее наземное (без пола) помещение для скота — назём — и хлевы. Помещение над ними называется поветью. Площадь повети позволяет развернуться на ней лошади, впряженной в сани или телегу.
Часть повети служит сеновалом. В задней стене сеновала устроены поветные ворота, а к ним с улицы пристроен наклонный взвоз — накат из бревен, уложенных на лесины, для въезда лошади, груженой возом сена.
Изба-зимовка примыкает торцом к боковой стене хлева и частично назёма с одной стороны дома. В стене между помещением для скота и зимовкой имеется дверной проем. Зимовка часто бывает двухкомнатным пятистенком. Служила она кормокухней, яслями для новорожденных животных, мастерской и временным жильем для семьи в очень сильные морозы или при вымораживании в доме тараканов.
Расположение и размеры всех помещений, проемов, лестниц позволяло проживать в доме семье, размещать под одной его крышей весь скот, хранить запасы кормов и продуктов, перемещаться по дому в любом направлении с ношей и грузом, обряжать скот и выполнять хозяйственные работы, не выходя из дома.
Крестьянский северный дом служит обычно 150-200 лет, а при хорошем уходе — и долее.
При закладке его выравнивалась площадка, по «едоме» (горизонту), укладывались окладные камни-валуны, на камни — кладной венец из самых толстых и прочих лесин (лучше из лиственницы или сосны). А затем венец за венцом, бревно за бревном, плаха за плахой — закатывали, поднимали все выше и выше, примеряли и подгоняли. Для этого каждое бревно неоднократно приподнимали и опускали, поворачивали и переворачивали, точно прилаживали, отесывали и притесывали.
Углы сруба рубили «в чашу», а стены в паз — когда в нижележащем бревне для угла вырубается чаша, а в вышележащем — паз по всей длине бревна для более плотного и широкого пролегания. Чаши и пазы прокладывались мхом.
По мере нарастания сруба выстраивались строительные леса. Дом завершался кровельным шатром. После этого приступали к внутренним работам.
В жилых избах деревни в основном сооружались многоцелевые русские печи с глинобитной топкой, так как кирпич стоил дорого и часто был в недостатке. Печь с глинобитной топкой сооружала собранная из соседей ватага «на помочь» под руководством мастера-умельца. Внутренний ларь и опалубку готовил и устанавливал сам мастер.
Часть ватаги добывала, подвозила, готовила (месила) и подавала глину. Другая часть — битчики — деревянными молотками-битами сбивала из нее стенки топки. Последний кляп в «горшок» печного свода вбивал обычно сам мастер. Хозяин угощал ватагу, и никакой другой оплаты не полагалось.
При хорошем качестве работ и аккуратном пользовании печь служила полвека и более, пока не выгорала глина.
Большое мытье избы устраивалось в доме ежегодно. А при возможности — два-три раза в год с приглашением соседок «в мытницы». Из избы выносилась все мягкое, обувь, посуда, все мелкие вещи и помехи. Готовились березовые веники — голики, тряпки, горячая вода и шайки, набивалась дресва — мелкая крошка из пережженного серого камня.
Мылось все — от потолков до ухвата, все деревянное шоркалось голиком до желтизны и блеска. Полы и другие наиболее загрязняющиеся места шоркались с дресвой. Мужики подносили и выносили воду и готовили для мытниц баню.
После такой помывки жилая часть дома сияла чистотой и свежестью. Полы застилали домоткаными половиками, мытницы шли в баню.
При частой уборке все «схватывалось» тряпками. А полы и нижние части стен ежедневно обметали увлажненным березовым веником. Половики зимой выбеливали — расстилали на снегу.
Входить в дом в грязной одежде и обуви было не принято, полагалось все очищать от грязи и обметать от снега у крыльца.
Михаил Яковлев, г. Северодвинск
1 лайк