Старые негативы поведали историю фотокорреспондента «Ставропольской правды»

«Ставропольская правда», г. Ставрополь, Ставропольский край

В Книге Памяти города Ставрополя есть короткая запись об этом человеке, за строками которой – целая жизнь. Младший лейтенант командир взвода пограничных войск Олег Пожарский (год рождения 1916-й) с первых дней войны участвовал в боях на Кексгольмском направлении (ныне город Приозерск Ленинградской области). 16 августа 1941 года под Старой Руссой (Новгородская область), командуя минометным взводом, получил ранение. В дальнейшем, после лечения, принимал участие в борьбе с бандформированиями в Грузии и Армении. В 1943 году комиссован по ранениям в запас, награжден орденами «Красной Звезды» и «Отечественной войны» I степени». После лечения с 1944 года по 1961 год работал фотокорреспондентом в г. Ставрополе в газетах «Ставропольская правда» и «Молодой ленинец». Дата смерти: 1992 год.

Спустя более чем полвека нынешний коллектив газеты узнал об еще одном коллеге-журналисте – участнике Великой Отечественной войны. За минувшие десятилетия до нас дошли лишь краткие данные о приеме фотокорреспондента Олега Михайловича Пожарского в штат редакции. Теперь благодаря неравнодушию одного из жителей Ставрополя это имя возвращается в нашу общую память. По счастливой случайности в руки ставропольца Игоря Коданцева попали некоторые документы из семейного архива Пожарских, и мы признательны Игорю Гавриловичу за то, что он поделился с нами некоторыми сведениями и воспоминаниями.

Игорь Гаврилович никак не ожидал обнаружить в попавшемся на пути пакете… целую судьбу. Поначалу внимание привлекли непривычные ныне фотопленки, которые заинтересовали как фотолюбителя с большим стажем.

— Сейчас такого уже не увидишь, а тут смотрю — пленка 6 на 6, откуда? – рассказывает И. Коданцев. — А я вырос в Ставрополе, все в родном городе знаю и примечаю, для меня все здесь дорого. Очень огорчаюсь, если вдруг исчезло возле знакомого дома дерево, стоявшее там десятки лет… Такой характер. Бывает, возьмешь в руки старую вещь и всплывают неожиданно воспоминания о том, что казалось забыто. А тут старые снимки… Я ведь еще с детства увлекался фотоделом, поэтому эти старые негативы сразу привлекли мое внимание. На таких пленках раньше часто встречал интересные кадры видов города – это же все история.

Особенно «зацепило» его то, что часть негативов была бережно упакована в специальных конвертиках, какими в основном пользовались профессиональные фотографы, раскладывавшие негативы по определенному порядку. Дома начал рассматривать каждый кадр, и стало ясно, что надо бы их «оживить». Но как? Современное фотодело с приходом «цифры» давно избавилось от прежних сложных технологий, необходимых для пленки. Но Игорь Гаврилович хорошо помнит свой любительский опыт. Сам-то сорок лет проработал механиком на заводе, довелось общаться и с настоящими профессионалами фотодела, бывал в их мастерских. Кстати, некоторое время место его работы располагалось почти что в шаговой доступности от старого здания редакции газеты.

Особенно захотелось находчивому горожанину проявить кадры, где просматривались эпизоды футбольных матчей на стадионе «Динамо» в Ставрополе. Ориентировочно определил период этих событий — на одном из снимков еще присутствует памятник Сталину, а такие, как известно, существовали до 1953 года. В общем, пришлось провести ревизию собственного старого сарая, тут пригодилась знакомая многим привычка все хранить «на всякий случай»: там на полках нашел сохранившиеся чудом еще советский проявитель и старый увеличитель чехословацкого производства. Правда, закрепителя не оказалось в наличии, по памяти сам изготовил, зато фотобумага нашлась – из 80-х годов прошлого века, подаренная когда-то приятелем-фотографом. По инструкции срок её годности вроде бы давно истек, и тем не менее многие кадры удалось напечатать, вот какое качество…

Так постепенно открывалась его глазам целая семейная история Олега Михайловича Пожарского. По надписям на конвертах удалось узнать, что была у фотографа любимая дочь Виталина, что с супругой они жили явно душа в душу, что футбол занимал важное место в творчестве, как и ставший родным город Ставрополь. Многое сегодня изменилось в облике краевой столицы, но немало и такого, что существует и поныне. К примеру, известный горожанам фонтан «мальчик и девочка» на бульваре в историческом центре, правда, на старом кадре фонтан почему-то весь оброс густой травой… А вот и не менее популярные фигурки рыб, тоже украшающих начало бульвара, у них и сегодня любят фотографироваться семьи с детьми и молодожены… По обнаруженным среди снимков некоторым документам стало известно имя самого автора: сохранившаяся трудовая книжка с фотографией однозначно указала, кто этот человек.

— Смотрел на снимки и думал: где я этого человека видел? Дня три вспоминал, — рассказывает Игорь Гаврилович. — И вспомнил: на улице Спартака я после армии работал в НИИ «Электроаппарат», рядом с издательством и редакцией газеты, а у нас был старый фотограф дядя Саша, я к нему часто забегал за каким-нибудь советом, вот там и видел Пожарского. Они оба участники войны, фотографы, им было о чем поговорить. С самим Пожарским мне общаться не довелось, но лицо запомнил точно.

Помимо трудовой книжки среди документов обнаружились медицинская выписка о ранении на фронте, редакционное удостоверение и совсем раритет по нынешним временам — так называемый ордер на квартиру – крошечная потертая бумажка с указанием адреса на улице Кагановича, ныне Морозова. А еще небольшая вырезка из газеты, по содержанию которой можно понять, что в 1969 году, будучи уже в солидном возрасте, Олег Михайлович Пожарский передал на хранение в краевой архив целый пакет своих фотографий, сделанных в период работы фотокорреспондентом. Это был настоящий гражданский поступок человека, понимающего, как важно сохранить для потомков кадры истории, лица людей, знаменательные события… Та заметка так и озаглавлена – «На вечное хранение».

Ну а в доставшейся И. Коданцеву коллекции снимки более камерного, часто — семейного характера. Дружеские праздничные застолья, семья у родного дома, встречи с друзьями на улицах города. Практически во всем ощущается очень светлое, доброе настроение. Это понятно: страна восстанавливалась после страшной войны, люди радовались просто счастью жить. Учились, рожали детей, строили заводы... Но эти кадры несомненно несут на себе и отпечаток характера самого фотографа, видимо, обладавшего очень позитивным отношением к миру. Ему удалось передать замечательно живые человеческие лица. Да и облик города тоже открывается любопытными сторонами. Знаменитое здание «под шпилем» практически не изменилось. А вот на стадионе «Динамо» еще явно не хватает ряда трибун, которые потом будут достроены…

На многих снимках различимы милые домашние приметы времени – радиола, накрытая кружевной салфеточкой, скромная обстановка комнат. На одном из фото жены и дочки Пожарского Игорь Коданцев узнал здание, и вспомнил, что когда-то там находился магазин «Книги», куда школьником он бегал с друзьями перед началом учебного года за учебниками. Этого магазина давно уже нет…

Изучение этих кадров вызвало у Игоря Гавриловича желание больше узнать о человеке, чья судьба так неожиданно пересеклась с его судьбой. Хотел найти следы семьи Пожарских. По адресу их проживания, разумеется, практически никто спустя столько лет уже не мог помнить подробностей. Одна старенькая бабушка из местных жителей вроде бы знала Пожарского, но запомнила только, что он всегда ходил с фотоаппаратом. И все. После нескольких попыток все же удалось узнать, что сын Пожарского рано умер, а дочь вроде бы работала завкафедрой микробиологии Ставропольского мединститута и несколько лет назад ушла из жизни. Так с исчезновением семьи постепенно утрачивалась и память людей. Если бы не обнаруженный пакет с негативами…

— Вот такая мне открылась история, — размышляет Игорь Гаврилович. — Много думал о том, что не случайно я нашел эти бумаги. Как будто мне было кем-то адресовано сохранить их, чтобы человек не ушел бесследно в забвение. Ведь он так любил и родной город наш, и людей, которых снимал…

Действительно не случайно! Остается лишь радоваться тому, что не прошел он мимо этих документов и негативов, поведавших нам и так мало, и так много… Одним из старейших сотрудников «Ставропольской правды», ныне пенсионер Галина Кинеева лично не застала Олега Пожарского в штате редакции, но четко помнит, что это был очень хороший фотограф. Значит, жива все-таки память. Закрепить ее – горячее желание Игоря Коданцева. В его планах – обратиться в администрацию Ставрополя с предложением увековечить имя замечательного фотографа в памятной табличке на стене дома, в котором он жил. Это будет справедливым долгом памяти человеку, запечатлевшему когда-то жизнь родного города в лицах и событиях.

— Надо понимать, что такое был в те годы человек с фотоаппаратом, — говорит И. Коданцев. – И что такое была газета! Она много лет оставалась единственным, главным источником информации, не считая разве что радио. Олег Михайлович прожил прекрасную творческую жизнь, прожил интересно, достойно. Такое не должно подлежать забвению!

Всецело соглашаясь с Игорем Гавриловичем, мы одновременно очень благодарны ему за его неуспокоенность души, за его любовь к истории Ставрополя, на улицах которого ему с детства знаком каждый уголок. Таких людей, я уверена, немало в Ставрополе. И все мы любим его замечательные исторические уголки, которыми любуется уже столько поколений. Так почему бы не реализовать добрую инициативу одного из нас, увековечив память Человека с фотоаппаратом…

Наталья Быкова

0 лайков