Участник полярных конвоев: в Казанском Кремле открылась выставка, посвященная ледоколу «Красин»

«Республика Татарстан», г. Казань, Республика Татарстан

Выставка «Ледокол «Красин» – основные исторические вехи» открылась в минувшую пятницу в Казани. Расположилась она на территории Кремля в одном из залов Музея-мемориала Великой Отечественной войны, филиала Национального музея РТ.

В 2004 году ледокол «Красин» был пришвартован на вечную стоянку на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге. После чего стал филиалом Музея Мирового океана, который находится в Калининграде.

«Это наша общая история, мы живем в большой многонациональной стране. Когда происходят какие-то знаковые события, в них участвуют все народы. Неважно, в каком регионе человек родился и вырос, – на Севере, в Арктике, Поволжье… Исследования могут захватить любого, главное – мечтать», – рассказывает заведующая научно-фондовым отделом музея Мария Растегина.

Сегодня ледокол «Красин» является единственным сохранившимся в России судном – участником полярных конвоев.

«Хотелось, чтобы люди, которые не планируют поехать в Петербург или Мурманск, узнали историю покорения Северного полюса, поскольку, когда начинаешь углубляться в ее изучение, понимаешь, что она полна героических событий. Обычные моряки, врачи, исследователи, научные работники отправлялись в эти северные широты, и каждый день там был подвигом», – отмечает Мария Растегина. – Миссия ледокола – спасать и помогать». За свою историю судно не раз приходило на помощь застрявшим во льдах. Например, в 1928 году «Красин» спас членов экипажа потерпевшего крушение итальянского дирижабля с генералом Умберто Нобиле.

Музейный фонд составляет более 6 тысяч экспонатов. В Казань привезли 61 экземпляр. В основе выставки – подлинные предметы из коллекции музея «Ледокол «Красин»: судовое оборудование и инструменты, книги, предметы быта, фотографии и личные вещи членов экипажа разных лет.

Интереснейшим экспонатом является одна из пяти миллионов заклепок первоначальной обшивки корпуса. После Великой Отечественной войны ледокол проходил модернизацию в Германской демократической республике. Его перевели с угля на дизель, но корпус остался прежним. «Маленькая, но увесистая деталь хранит в себе больше ста лет истории», – говорит про заклепку Мария Растегина.

Еще одним из удивительных предметов является вилка с гравировкой «Святогор» (дореволюционное название ледокола «Красин»). В 1918 году, когда войска Великобритании подходили к Архангельску, было принято решение о затоплении нескольких судов в устье Северной Двины, чтобы перегородить пролив. Капитан «Святогора» выполнил этот приказ. По легенде, перед тем как покинуть ледокол, он раздал часть имущества членам экипажа. В том числе столовые приборы. Одну из этих вилок привезли в Казань.

Выставка будет открыта до 8 ноября, после чего переедет в Уфу.

Юлия Бидун

0 лайков