«Красный Север», г. Вологда, Вологодская область
Петербурженка Мария Правдина работала в музее имени Ахматовой и преподавала в Санкт-Петербургском институте культуры, но семь лет назад круто изменила жизнь и переехала в Тотьму.
Шедевр определила на ощупь
Марию Правдину коллеги называют настоящим музейным детективом: благодаря ее опыту и насмотренности в Тотьме были обнаружены и «опознаны» экспонаты, которыми гордились бы музеи Парижа, Лондона, Нью-Йорка и Санкт-Петербурга.
— Годами у нас в архивах хранились чашки, подсвечники, которые просто датировались XIX веком. Но наши предшественники не могли отличить гарднеровский фарфор от, к примеру, кузнецовского — не было в Тотьме специалистов такого уровня, — говорит Алексей Новоселов, директор Тотемского музейного объединения.
А Правдина, добравшись до запасников, смогла открыть глаза коллегам на то, какие сокровища у них хранятся на самом деле.
— Я фетишист: в искусстве меня больше привлекает декоративно-прикладное искусство — все эти чашечки, сервизы, рюмочки, подсвечники, — рассказывает она. — Каково же было мое удивление, когда, переехав в Тотьму, нашла в музейных фондах резной стаканчик трехслойного стекла — ведь пальцами чувствую: тот самый, императорский! И спустя время нахожу в каталогах Государственного исторического музея точно такой же! И он пылился здесь, никем не опознанный, как и гравюры XVIII века, найденные в архивах тотемского художника и краеведа Феодосия Вахрушова!
Историю с гравюрами Алексей Новоселов считает просто детективной: они много лет лежали в фондах, даже не поставленные на хранение. А оказалось, что это образцы западно-европейской гравюры, аналоги которых хранятся в Лувре и Императорском дворце Санкт-Петербурга!
А чего стоит история с картинами Вахрушова! Когда Мария Борисовна впервые за многие годы вынула их из подрамников, оказалось, что некоторые из них — двусторонние!
К тому же именно благодаря Правдиной и ее связям с музейным сообществом о Тотемском музее заговорили на федеральном уровне: проект «Школа музейного развития» выиграл престижный конкурс в 2019 году.
Что же привело специалиста такого уровня в нашу маленькую Тотьму
Америку открыла — и закрыла
Как шутит сама Мария Борисовна, «нужно было смотаться в Америку, чтобы открыть для себя Тотьму». Дело в том, что в 2001 году она была на стажировке в США, где обучали музейных работников, и там познакомилась с тогдашней заведующей тотемского музея церковной старины Ольгой Письменной. Наша землячка так вдохновила петербурженку рассказами о Тотьме, что та решила съездить к ней в гости.
— Съездила раз. Потом другой. Так ездила несколько лет, — вспоминает она.
В то время она жила в Пушкине (Царское Село) под Питером. Дорога на работу и обратно занимала по два часа, а дочка Ангелина как раз пошла в школу. Она вспоминает, как однажды дочь разбила телефон и просто сложила его сломанным в рюкзак, отправившись дальше по делам.
— А мы с бабушкой в это время сходили с ума от неизвестности. Я мчалась домой и понимала, что эти расстояния съедают мою жизнь, что мне хочется больше времени проводить с дочкой и нужна более спокойная атмосфера. И тогда родилось решение переехать в Тотьму, — рассказывает Мария.
К тому моменту в этом небольшом городке под Вологдой у нее уже появился круг друзей, единомышленников и даже любимый человек, который готов был стать ее семьей. Ее пригласили на должность ученого секретаря Тотемского музейного объединения. Так началась новая глава ее жизни.
На кончиках пальцев
— Дочка поначалу вообще не воспринимала Тотьму, — смеется Мария. — Это мы во взрослом возрасте можем ахать над резными наличниками, церквями и видами, наслаждаться тишиной и уютом маленьких городков. А Ангелина выросла совсем в другой эстетике, поэтому притирка происходила долго. Зато теперь ей 18 лет, она вернулась в Питер, поступив в институт, и уже по-новому оценивает прелести той жизни, где все под рукой. Тяжеловато ей сейчас.
— Когда я выбирала профессию, мне казалось, это так прекрасно: работать в музее, водить экскурсии. На деле же все оказалось гораздо увлекательнее, чем я себе представляла! И я даже не ожидала, но самое интересное — это не экскурсии, а музейные фонды: вот где настоящая сокровищница.
Мария Борисовна с увлечением рассказывает о своих наставниках, научивших ее чувствовать и видеть предметы старины буквально «кончиками пальцев». Это Виктор Файбисович, ведущий научный сотрудник «Эрмитажа», автор нескольких книг об Александре I, который первым подметил ее увлеченность и умение общаться, а также Галина Балог, хранитель музея Ахматовой, которая через полтора года доверила молодой сотруднице дело своей жизни — фонды, хранящие наследие великой поэтессы.
Самое ценное рядом
Мария Правдина отмечает, что в деле атрибуции (выявлении предметов искусства) очень важна насмотренность и физическое прикосновение к материалу. И этого в питерских музеях было достаточно. Плюс — поездки во множество музеев страны и мира: опыт колоссальный. В Тотьму же она везла с собой ящики с каталогами — вот с чем было расстаться труднее всего!
Эта недооцененность, недоисследованность сокровищ Тотемского музейного объединения для нее настоящий простор для творчества. Говорит, что многие вещи долгое время оставались неатрибутированными из-за провинциального стеснения некоторых сотрудников: даже в Вологодский музей боялись позвонить, спросить — а вдруг сочтут нас невеждами?
Я мечтаю, чтобы Тотьма стала знаменитой на всю страну и даже за ее пределами. Потенциал у города огромный. Мечтаю, чтобы в новых зданиях купца Холодилова было организовано максимально открытое хранение фондов. Я не хочу, как Кощей Бессмертный, чахнуть над своими сокровищами: все это можно и нужно видеть и трогать по возможности. Мне не важно, кто и по какой причине придет в музей, главное — чтобы люди пришли и прикоснулись к великому наследию своей страны.
Мария Правдина, ученый секретарь Тотемского музейного объединения
Главное «сокровище», отмечает Мария, — это люди, с которыми она здесь познакомилась. На удивление легко и быстро сошлась с новым молодым директором музейного объединения Алексеем Новоселовым и его командой — Зинаидой Селебинко и Артемом Чернегой: совершенно не чувствуется разница в возрасте, никакого соперничества авторитетами. Говорит, пока они здесь — точно останется в Тотьме.
Наталья Новинская
0 лайков