Монголо-Бурятская республика и Ленско-Байкальская область: Какой могла стать Бурятия

UlanMedia, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

История региона в 20-е годы

Бурятии исполнилось 100 лет. Тогда в июне 1923 года созданная Бурят-Монгольская АССР находилась в составе Дальневосточного края, позже вошла в Сибирский край, затем и в Восточно-Сибирский край. Однако история Бурятии те годы могла сложиться по-другому: БМАССР могла стать частью Ленско-Байкальской области с центром в Иркутске или пойти по пути Монголо-Бурятской республики. Продолжение исторического цикла UlanMedia (УланМедиа).

Юридическое признание автономии в 1923 году отнюдь не означало автоматического решения всех проблем, связанных с готовностью бурятского народа к созданию собственной национальной государственности. Форсирование процесса создания республики наталкивалось на объективные трудности, связанные с уровнем политического, экономического, культурного и правового развития народов региона. Новым органам местной власти необходимо было решить два главных вопроса: как строить автономию, рационально используя ее преимущества, и каким образом преодолеть экономическую разруху и голод.

В 1924 г. в СССР началось новое районирование, предусматривавшее изменение территориально-административного деления страны.

В Сибири намечалось создание четырех областей: Енисейской, Якутской, Ленско-Байкальской и Дальневосточной. По инициативе Иркутских губернских органов в Сибплан был внесен проект создания Ленско-Байкальской области в составе Иркутской, Забайкальской губерний и Бурят-Монгольской АССР. БМАССР должна была войти в состав области на правах округа, что означало бы ликвидацию ее как национально-государственного образования. Лишь твердая позиция и поддержка Наркомата иностранных дел и лично наркома Г.В. Чичерина помогли руководству республики решить конфликт в пользу сохранения БМАССР.

Бурят-Монгольская АССР в 1923 — 1925 гг. находилась в составе Дальневосточного края, в 1925 –1930 гг. — в составе Сибирского, а с середины 1930 г. до конца 1936 г. — в составе Восточно-Сибирского края. В октябре 1927 г. было проведено новое районирование республики и создано 16 аймаков-районов. Вскоре к ним прибавился перешедший из Иркутского округа Кабанский район. Количество сомонных и сельских Советов в результате нового районирования составило 374 единицы, в том числе 140 бурятских, 159 русских, один украинский, 16 тунгусских и 68 смешанных.

В 1926 г. была проведена Всесоюзная перепись населения, зафиксировавшая изменения в его численности и составе. Перепись зарегистрировала 298 699 занятых лиц (60,8% от общего количества населения), из них: рабочие — 1,5% населения Бурятии, из которых лишь 0,4% были заняты в фабрично-заводской промышленности; служащие — 3% (большинство служащих составляли работники аппарата управления — 1,7%, учреждений торговли и кредита — 0,5%); крестьянство — 87,8%; представители частного капитала — хозяева с наемными рабочими (заводчики, фабриканты, владельцы кустарно-ремесленных заведений, подрядчики строительных работ, торговцы), хозяева, работающие с членами семьи, одиночки (кустари и ремесленники, мелкие торговцы) — 1,9%; интеллигенция — 0,03%; служители культов — 0,04%.

Мероприятия по введению бурятского языка в делопроизводство в аймаках республики начали проводиться после принятия 26 апреля 1924 г. постановления Президиума ЦИК и СНК БМАССР № 53 «О национализации советского низового аппарата в бурятских районах».

Принимая во внимание, что во всех восточных аймаках (а из западных — в Тункинском) «...монголо-бурятская грамотность существовала в размерах, обеспечивающих возможность ведения в советских учреждениях делопроизводства на бурятском языке», ЦИК постановил: «Ввести в Баргyзинском, Хоринском, Агинском, Троицкосавском и Тункинском аймаках и в Верхнеудинском уезде среди бурят-монгольского населения делопроизводство на бурятском языке в следующем порядке: в сомонах — с 1 июля, в хошисполкомах — с 1 июля и в аймисполкомах — с 1 октября с. г...».

В 1926 г. был разработан план «коренизации» аппарата, согласно которому намечалось довести представительство бурят в республиканских учреждениях до 37,7%. Однако доля бурят выросла с 7,8% в 1926 г. до 22,4% в 1928 г. На 1 октября 1929 г. сотрудников-бурят в ЦИК, СНК и Госплане было 37,5%, русских – 57,1%1. Наибольшие сложности вызывало укомплектование низовых организаций.

В марте 1924 г. был избран областной комитет ВКП(б) во главе с В.И. Трубачеевым, которого в ноябре на посту секретаря обкома сменила М.М. Сахьянова. На шестой областной партийной конференции, состоявшейся в декабре 1928 г., секретарем обкома стал М.Н. Ербанов. В эти годы развернулась широкомасштабная работа по вовлечению населения в ряды партии, главным образом рабочих. В 1923 г. в Бурят-Монголии было 1238 коммунистов. В Советах, профсоюзах и других общественных организациях создавались коммунистические фракции, через которые осуществлялось руководство их деятельностью. Почти на всех руководящих должностях работали коммунисты. Однако в республике, где большинство населения было сельским, создание партийной организации шло крайне медленно. Деревенские и улусные парторганизации были крайне малочисленны и слабы.

Сложно проходило формирование Советов депутатов трудящихся, сказывалась нехватка финансовых средств и дефицит кадров. Первые выборы в сомонные (сельские), хошунные (волостные), аймачные (уездные), городские Советы прошли осенью 1923 г. Инструкции и циркулярные письма партийных и советских органов строго регламентировали процедуру выборов. В них оговаривались численный состав депутатов, их пол и национальность, соотношениеответственных работников и беспартийных, список руководящих работников, рекомендованных на избрание.

В выборах приняли участие всего 29,1% избирателей. Партийные организации добивались включения в состав Советов коммунистов по социальному положению: рабочих, бедняков, батраков. Из-за малочисленности партийной организации через Советы осуществлялось руководство сельским населением. Осенью 1924 г. в республике прошли новые выборы в Советы, в конце 1925 г. — перевыборы в местные Советы.

Повсеместно депутатами, за некоторым исключением, были избраны лица, рекомендованные партийными организациями. В 1927 г. в результате перевыборов батраки, бедняки и середняки составили 91,7% среди членов сомонных и сельских Советов, коммунисты и комсомольцы — 13,2%. Удельный вес бурят в составе сельских Советов поднялся до 50,9%, районных — до 48,5%.

Для подготовки управленческих кадров создавались особые учебные заведения — советско-партийные школы. Первая школа с годичным сроком обучения была открыта в октябре 1924 г. в г. Верхнеудинске. Школы готовили руководящие кадры низового и районного звена с производственным уклоном (промышленным или сельскохозяйственным). Большую роль в подготовке национальных руководящих кадров для Бурятии сыграл Коммунистический университет трудящихся Востока (Москва). Только за первые четыре года существования БМАССР его окончили 65 представителейБурятии, в том числе 55 бурят. В 1923 — 1925 гг. на учебу за пределы Бурятии были командированы 94 человека.

В сентябре 1923 г. было создано оргбюро Республиканского комитета Союза молодежи для руководства областной комсомольской организацией. В мае 1924 г. состоялся I Республиканский съезд комсомольцев Бурятии, на котором присутствовали 50 делегатов. Активно вовлекали и женщин в производственную и общественно-политическую деятельность.

Для этого при обкоме, айкомах партии были созданы отделы по работе среди женщин (женотделы), при них функционировали коллегии. По инициативе женотдела обкома партии в январе 1926 г. при БурЦИК была создана комиссия по улучшению быта женщин-тружениц, которая состояла из трех секций: по охране материнства и младенчества; по борьбе с безработицей и изучению условий женского труда; юридической. Вскоре такие же комиссии были созданы при аймисполкомах. На руководящие должности республиканской комсомольской организации назначались выходцы из рабочих, бедняков и батраков. Секретарем был назначен Н.Е. Кузьян. Ряды комсомольцев пополнялись: в 1924 г. в республиканской комсомольской организации состояли 1834 человека, в 1928 г. — уже 7965, из них 4145 бурят, 3519 русских, 301 человек других национальностей в 383 ячейках.

В русских районах и бурятских аймаках проводились делегатские собрания женщин. Делегатки избирались на общих собраниях. Они проходили учебу по программе, разработанной обкомом партии и женотделом, принимали активное участие в общественно-политической жизни республики, аймака, села. К началу 1930-х гг. женские организации объединяли 462 делегатских собрания с 5267 членами. В 1927 г. появились передвижные женские юрты, при которых работали кружки по ликвидации безграмотности, по политграмоте и домоводству.

Создание сети массовых общественных организаций позволило партаппарату контролировать и формировать общественное сознание. В этих условиях возникали дискуссии по вопросу национально-культурного строительства. Э. -Д.Р. Ринчино и Б.Б. Барадин по поводу коренизации парт— и госаппарата утверждали, что бурятское население социально однородно, предлагали отказаться от классового подхода при выдвижении кадров и привлекать на руководящую работу всех грамотных бурят независимо от классовых позиций.

Жаркая дискуссия по поводу пути развития бурятского народа разгорелась на II областной партийной конференции (10 — 15 марта 1925 г.). Ряд партработников (И.С. Архинчеев, Е.И. Лосов, М.М. Пилунов, М.Е. Атанов, Д.М. Иванов и др.) выступили против курса, проводимого обкомом РКП(б), и потребовали смены руководящего состава. В ноябре 1925 г. на объединенном пленуме ОК РКП(б) и контрольной комиссии республики оппозиционеры признали свою позицию ошибочной. Однако дискутируемый вопрос продолжал волновать национальную интеллигенцию.

В русле установок Коминтерна о роли Бурят-Монголии как «социалистическом плацдарме на буддийском Востоке» в 1925 г. И.С. Архинчеев, Д.М. Иванов и другие выступили с теорией о создании единой народной Монголо-Бурятской республики и мотивировали это тем, что Бурятия в хозяйственном отношении родственна не столько с советской Сибирью и советским Дальним Востоком, сколько с Монголией. На республиканском совещании о национально-культурном строительстве, проходившем в 1926 г., Б.Б. Барадин выступил с идеей создания для бурят единой территории, поскольку без этого буряты не смогут добиться своей консолидации.

На следующий год в журнале «Революционный Восток» была опубликована статья Э. -Д.Р. Ринчино, в которой он писал о панмонголизме как о прогрессивном течении, которое «стремится мирным путем объединить монгольские области в пределах прежде единонационального государства, разорванные насильно сначала Маньчжурией, впоследствии империалистическими правительствами России, Японии и Китая».

Источники:

Материалы Первого культурно-национального совещания. 1926. / Авт. -сост. Ц.П. Ванчикова, М.В. Аюшеева, О.С. Ринчинова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2020. 296 с.

Ринчино Э. -Д. К вопросу о национальном самоопределении Монголии в связи с задачами китайской революции // Революционный Восток. М., 1927. № 2. С. 65–78.

0 лайков