«Моя околица», г. Краснодар, Краснодарский край
Говорят, мы утеряли статус самой читающей в мире страны. Подтверждением в Интернете гуляет подборка «книг», которые люди пытались взять в библиотеке: «Обком звонит в колокол», «Трое в лодке, нищета и собаки»… 6 июня мы отмечаем День русского языка. Приурочен он к рождению А.С.Пушкина — величайшего поэта в истории России. Памятные даты — повод поговорить о культуре чтения и сохранности родного языка.
В памперсе — за книгой
Современных детей часто обвиняют в невежестве и нелюбви к чтению. Но приведем экспертное мнение библиотекаря. Светлана Захарова — детская писательница, много лет проработавшая в Краснодарской краевой детской библиотеке им. братьев Игнатовых. Она подтвердила, что с необычными запросами сталкивалась.
— Просили «Белый дом, черное ухо», «Над пропастью не ржи», — рассказала Светлана. — Спрашивали «Путешествия Жуливера» (дали на всякий случай и «Гулливера», и Жюля Верна). Искали «книгу Гоголя про бабку какую-то» (подразумевалась «Старуха Изергиль» Горького). Путаница простительна — учительница диктует, а дети записывают, как слышат. Однако это не означает, что они мало читают.
Самому юному читателю в практике Светланы было… две недели от роду! Едва малыш родился, в библиотеку за книгами для него пришел папа.
— Вкус к чтению воспитывается в семье, — пояснила Светлана Захарова. — Этот папа — пример родителя, понимающего, как важны самые первые впечатления: тактильные, зрительные и слуховые. Любящие родители читают малышу вслух, нежно его обнимая, — так задается старт полноценному и гармоничному развитию. У их деток чтение всегда будет ассоциироваться с удовольствием.
Когда говорить о душе?
По мнению педагога Натальи Головко, разговоры о том, что «мы были другие», — со времен царя Гороха.
— Мне не кажется, что все плохо, — говорит Наталья Александровна. — В западных исследованиях учитывают чтение на электронных носителях, а у нас берут книгу как таковую. На общекультурные знания своих учеников я не жалуюсь. Замечу лишь, что на общем уровне образованности сказывается то, что мы пытаемся разучить наших детей мыслить.
Не стоит ругать детей за то, что «сидят в интернете». В компьютерах и телефонах «сидим» все мы. Но пытаться понять, что они там ищут, необходимо. Скорее всего, выяснится, что «добирают» общение по интересующим их темам.
— Времена, когда люди собирались всей улицей, отмечали вместе праздники, ушли. Каждый в своей скорлупе. Дети растут закрытые, им не хватает живых эмоций. Поэтому задача школы — воспитать не просто грамотного человека, а думающую, чувствующую личность, — убеждена Наталья Головко. — Литература — тот самый случай. Это уроки, на которых говорят о душе, о волнующем и сокровенном. Детям этого не хватает. Им интересно поговорить о любви Наташи Ростовой, например. Всегда находятся те, кто ее осуждает. Я предлагаю сопоставить историю Наташи с реальной жизненной ситуацией. И «судей» убавляется.
А читателей в библиотеках — прибавляется. Кстати, там подтверждают, что старшеклассники любовные романы уважают. И любимый автор у них — Пушкин! Соревнуются между собой два произведения — «Дубровский» и «Капитанская дочка».
Что такое «сетература»
Таким образом, дети, подростки и юношество — читают постоянно (программы обучения все еще этого требуют). А вот позиции взрослых читателей уязвимы. Книгопечатание (в сравнении с СССР), потеряло былой размах. В 80-х книги передавались из рук в руки, а сегодня всё доступно по клику. Все чаще чтиво для себя зрелые читатели находят в электронных библиотеках и в соцсетях.
Посты в интернете многим заменили художественную литературу в ее привычном понимании. Подсчитано, что во всем мире среднее время, которое человек проводит в социальных сетях в день, составляет 2 часа 24 минуты. То есть, современный взрослый читает немало. Но…
— Чтение в основе своей стало поверхностным и лёгким, — считает эксперт в области массовых коммуникаций Елена Крекнина. — Печатные книги — особенно в советское время — редактировали, корректор исправлял ошибки… Хорошие художественные сетевые тексты — большая редкость.
Изменилось и еще кое-что. Прежде человек читающий мог удержать в голове десятки героев с их личными историями, вписанными в сюжет. Каждый день по нескольку страниц неспешного чтения с лирическими отступлениями, описаниями природы, батальными сценами, авторскими размышлениями…
— Сегодня долгое, смакующее чтение могут позволить себе только эстеты, «аристократы духа» и читатель за 40, воспитанный в советское время, — делает вывод эксперт. — В этом существенное различие литературы и сетературы (так называют сетевое чтение). Для современной публики «многабукафф» — «чёрная метка» в литературе.
Мнение. Нужно ли заставлять читать?
Филолог, педагог, член Союза российских писателей Елена Лобанова:
— Чтению учатся через усилие. В любой науке иначе не бывает. Поэтому детей надо иногда и заставлять, а прежде — пытаться заинтересовать. Прочесть отрывок рассказа, пробудить любопытство: а чем кончится? Чтобы сами книгу открыли. Для меня всегда были ценны моменты преодоления, победы моих учеников над собой. Как-то один десятиклассник, не читающий, написал сочинение по «Преступлению и наказанию». Читаю: «Раскольников, старуха… и вдруг фраза: «Елена Александровна! Это самый (выразительное многоточие) роман, который я прочёл в своей жизни!!!» Я была счастлива. Это была первая книга, которую он дочитал! От души надеюсь, что не последняя…
Работа над ошибками
Еще один ущерб от отсутствия привычки читать зафиксировала… пятиклассница Оля Бевз из г. Котлас. На школьных чтениях девочка защитила работу «Влияние начитанности на уровень грамотности».
— Моя учительница по русскому языку говорит: «Кто много читает, тот грамотно пишет», — объяснила девочка. -Так ли это? Я решила проверить.
Участвовать в эксперименте согласились две Олины одноклассницы, которые не любили читать и имели большие проблемы с грамотным письмом. Каждый день в течение четырех месяцев они читали по 15-30 минут (Оля постаралась подобрать интересные книги). Раз в неделю проверяли технику чтения и писали диктант. Ошибок стало гораздо меньше.
— Чтение влияет на грамотность, — пришла к выводу Оля Бевз. — При чтении расширяется кругозор, обогащается словарный запас. Когда читаешь, включаются разные виды памяти. Зрительная память как бы «фотографирует» слова, написание их можно вспомнить.
Конечно, это не новость. Профессиональные исследователи давно заметили взаимосвязь. Но примечательно, что проблемой заинтересовалась пятиклассница.
Ее пример — укор и назидание взрослым, которые не стесняются писать безграмотно — путаются в «жи» и «ши», «тся» и ться» и не находят времени для хорошей книги. Есть о чем подумать и поклонникам сетературы. Сетевые авторы, увы, часто небрежны и грамотности учиться у них вряд ли стоит...
Светлана Лазебная
1 лайк