«Гений и море... восторга». Оскароносный мультипликатор открыл в Смоленске свою выставку

«Рабочий путь», г. Смоленск, Смоленская область

Графика, живопись, анимация... Работы режиссера, художника-мультипликатора, члена Союза кинематографистов России, члена Американской киноакадемии, обладателя премии «Оскар» Александра Петрова известны во всем мире. При этом многие из них долгие годы хранились в мастерской и не были доступны стороннему глазу...

Новая выставка-ретроспектива открывает смоленскому зрителю окно в мир сказочных образов, которые и составляют большую часть экспозиции. В едином выставочном пространстве собрано более 140 уникальных работ, выполненных в различных техниках.

Главным гостем открытия стал сам автор выставки Александр Петров. Его приветствовали член Совета Федерации России Ирина Кожанова, первый заместитель начальника департамента Смоленской области по культуре Александр Жбанов, директор Культурно-выставочного центра имени Тенишевых Юлия Гришечкина, заслуженный художник России, профессор Смоленского государственного университета Вера Самарина, заместитель директора Детской художественной школы имени М. К. Тенишевой Татьяна Еленева со своими ученицами. Мероприятие собрало представителей органов власти, творческих объединений, общественных организаций и просто смолян, желавших своими глазами увидеть творчество признанного в мире мастера.

— Я не ожидал увидеть такое количество зрителей, — скромно признался Александр Петров. – Спасибо всем за добрые слова и пожелания! Я постарался познакомить вас с особенностями и разновидностями мультипликации. Мало кто делает выставки работ из мастерских аниматоров. Помню, как сам впервые познакомился с трудом мультипликатора. Я говорю про Юрия Борисовича Норштейна – моего учителя, друга, коллегу и уникального автора. Он произвел на меня огромное впечатление. Надеюсь, моя выставка также найдет отклик в сердцах смолян и гостей города. При этом я не готов назвать себя просветителем, просто постарался приоткрыть завесу творческого процесса. Зрителям представлена ретроспектива жизненного пути художника с разными интересами. Смотря ее, можно понять, что законченных работ здесь нет. Дело в том, что я в принципе не автор законченного полотна, а художник этюда. Чувствуется это и в кино. Здесь мое отношение к природе, жизни и искусству. Тут мои впечатления, намерения и ожидания. К слову, эта экспозиция для меня возможность познакомиться с нашей страной. Так, например, я счастлив впервые оказаться в прекрасном городе Смоленске.

Лауреат премии «Оскар» рассказал, что в своем творчестве использует уникальную технику «ожившей живописи». Это его визитная карточка. На подсвеченном стекле художник создает рисунок с помощью кисточек или пальцев. Мастер не признает компьютерной графики. Она, как утверждает Александр Петров, поглощает и уничтожает его индивидуальность.

На выставке зрители увидели циклы иллюстраций к литературным произведениям, графические и живописные работы, созданные во время путешествий по России, Италии, Африке. Показаны тут и ранние работы: эскизы к фильмам 1980-х годов «Сказочка о козявочке» и «По щучьему велению», снятые на Свердловской киностудии, где Александр Петров выступал только художником картин.

— Еще я очень люблю наблюдать за детьми: как они рисуют, катаются на лошадях, занимаются фигурным катанием... Вот так «подсмотрю» за своими внучками и на свет появляются наброски, — поделился автор.

Сейчас Александр Петров работает над своим первым полнометражным фильмом «Князь», главным героем которого стал Александр Невский. Завершение киноленты планируется к 2025 году.

Справка

Александр Петров родом из Ярославской области, с детства мечтал о живописи, но увлекся мультипликацией. Сегодня он всемирно известный режиссер анимационного кино, единственный академик-мультипликатор Российской академии художеств, сценарист, педагог и, конечно же, художник, который достоин особого внимания. Его фильмы четырежды номинировались на премию Оскар: «Корова», «Русалка», «Моя любовь». Мультфильм «Старик и Море» удостоился одной из самых престижных наград в области кинематографа в 2000 году и стал первым в истории анимационным фильмом для кинотеатров большого формата IMAX. В копилке автора — также призы многочисленных российских и международных кинофестивалей. Малой, но бесценной частью экспозиции стали четыре этюда к оскароносному фильму «Старик и море» (1999 год). Работы представляют процесс разработки типажа главного героя – старика Сантьяго.

Ольга Градова

0 лайков