«Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович» Врубеля – «всероссийский скандал» в художественной среде»

Михаил Александрович Врубель (1856–1910) — один из наиболее ярких представителей русского искусства конца XIX — начала XX веков, на протяжении длительного периода был связан с Абрамцевским художественным кружком.

Многие знатоки искусства, как и публика, тогда воспринимали творчество Врубеля неоднозначно, а меценат и хозяин усадьбы Абрамцево Савва Иванович Мамонтов нашёл возможность его поддержать. В 1896 году в Нижнем Новгороде открылась Всероссийская промышленная выставка, для художественного отдела которой Мамонтов заказал Врубелю два огромных панно. Однако созданные художником панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович» в силу их новизны вызвали настоящий, как тогда говорили, «всероссийский скандал» в художественной среде». Газетные критики громили Врубеля как декадента. Жюри Академии художеств признало эти вещи «нехудожественными». Тогда раздосадованный и возмущённый Савва Иванович «в пику Академии» построил для произведений Врубеля специальный павильон на выставке, и в этот павильон «валом валил народ». Именно этот нижегородский инцидент принёс Врубелю настоящую всероссийскую известность.

Составить собственное мнение о творчестве художника можно, посетив экспозицию «Абрамцевская керамическая мастерская. Михаил Врубель», расположенную в украшенной деревянной резьбой Студии-мастерской Музея-заповедника, которая была создана Виктором Гартманом в 1873 году. Наиболее яркую часть экспозиции составляют керамические изделия, выполненные в Абрамцевской гончарной мастерской. Это самые известные вещи Михаила Врубеля — в частности, керамическая сюита «Снегурочка», «Египтянка», декоративные вазы, а также изразцы для печей.