«Где же это вы, молодой человек, увидели на носу у модели зелёный цвет?»

Аристарха Васильевича Лентулова (1882–1943) называли «художником солнца» и «русским Матиссом». «Моя страсть к солнцу и яркому свету сопутствовала мне, что называется, со дня моего рождения», — говорил он. Склонность молодого живописца к эпатажу проявилась ещё в его ответе экзаменатору при поступлении в Петербургскую Академию художеств. Тот спросил: «Где же это вы, молодой человек, увидели на носу у модели зелёный цвет?» На что Лентулов дерзко ответил: «А вы разве не видите? В таком случае мне вас жаль!»

В 1910 году Лентулов вошёл в художественную группу «Бубновый валет», тоже прославившуюся эпатажем и разрушением привычных живописных канонов. Творчеству бубнововалетцев, включая Лентулова, в Абрамцеве посвящён целый зал недавно открытой экспозиции «Абрамцево. Искусство ХХ века». Шесть лет, с 1910 по 1916, для Лентулова прошли под знаком «Бубнового валета». Переворот 1917 года художник воспринял восторженно: «Я сам к октябрьской революции подошёл с очень большим восторгом и волнением». Лентулов говорил, что цветом он изображал то же, что поэт-футурист Маяковский — словом.

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочёл я зовы новых губ.

А вы ноктюрн сыграть могли бы

на флейте водосточных труб?

В 1918 году А. Лентулов, И. Машков и другие украшали столицу к 1 Мая. «Кто в Октябрьскую годовщину выкрасил деревья и газоны скверов Театральной площади в неистово фиолетовый цвет темперой, какой пишут в театре декорации? Лентулов!» — писал искусствовед Абрам Эфрос. Эта художественная акция вызвала негодование самого главы Совнаркома: «Кто разрешил, — возмущался В.И. Ленин, — кто позволил сделать это издевательство над деревьями Александровского сада, которые окрашены в фиолетовый, красный и малиновый цвета?..» И потребовал «смыть эту паршивую краску с очаровательных деревьев». Но сделать это было уже невозможно: краска прочно въелась в липовую кору и постепенно сходила с неё ещё несколько лет.

В годы гражданской войны художник переехал в Сергиев (ныне Сергиев Посад), с которым связаны многие страницы его творчества. Он был большим поклонником причудливых форм русских церквей и объяснял это своё увлечение так: «Я писал соборы и церкви не из религиозных чувств. Они все скошенные, расчленены, чего это чувство, конечно, не допустило бы, а просто из любви к русской архитектуре и, в частности, к кремлёвскому стилю и барокко».

Работы А. Лентулова высоко ценятся сейчас на мировых художественных аукционах. Так, в 2013 году на аукционе Christie’s за 3,5 млн долларов ушла «Церковь в Алупке», а годом позже на аукционе Sotheby's за такую же сумму была продана картина «Дети с зонтами».

Музей-заповедник «Абрамцево» приглашает вас посмотреть работы этого замечательного художника в экспозиции «Абрамцево. Искусство ХХ века».


1 лайк