От Сталинского «Паккарда» – до ретрофестивалей

«Коммуна», г. Воронеж, Воронежская область

В прошлом, 2019, году «ради нескольких строчек в газету» пришлось исколесить всю Воронежскую область, принять участие в пресс-турах, которые хороши тем, что у журналистов региональных СМИ появляется возможность посетить места, куда сами они вряд ли бы добрались. И всюду, где довелось побывать, встречались удивительные люди, до самозабвения влюблённые в своё дело. Как сейчас говорят, фанаты.

Несмотря на время, машина находится в неплохом состоянии. Фото: Валерий Казанов

В Можайском городском округе Московской области, где мне довелось побывать благодаря Альянсу руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС), есть уникальный музей ретроавтомобилей. Располагается «Автокомбинат» недалеко от деревни Цыплино. Раритеты по всей стране с 1991 года собирает и восстанавливает Андрей Сергеев. Во всём ему помогает жена Екатерина.

Андрей Сергеев собирает, кроме автомобилей, магнитофоны – свидетели прогресса. Фото: Валерий Казанов

– Долгое время мы скитались в Москве, но затем решили сюда переехать, – пояснил хозяин музея. – Под навесами, в ангарах и на открытых площадках разместилось около двухсот экспонатов. Ещё около сотни надо перевезти.

Большая часть коллекции – американская автоклассика, среди которых статусные «Кадиллаки», «Линкольны», «Понтиаки», «Шевроле», «Бьюики». За каждым из этих автомобилей – своя история.< И каждая уникальна сама по себе. Андрей может рассказывать о них часами.

Отличительная особенность этого собрания заключатся в том, что 90 процентов машин ввезены во времена Советского Союза. Это сейчас можно запросто приобрести иномарку. Были бы деньги. А тогда владеть такой техникой было уделом немногих. Её могли позволить приобрести лишь звёзды кино, знаменитые спортсмены и дипломаты. Ну и, конечно, представители высшей советской номенклатуры. К ним относился и сын Иосифа Сталина – Василий.

По словам Андрея, командующий ВВС Московского военного округа генерал-лейтенант авиации Василий Иосифович Сталин был человеком неординарным, ярким, активным. Он немало сделал для советского спорта, при нём, например, небывалое развитие получил мотоспорт. Сын вождя мечтал создать скоростной болид в классе «Гран-при». Уж очень ему хотелось блеснуть на международной арене, но не получилось. Последним же приобретением Василия Сталина летом 1952 года стал чёрный «Паккард».

– На его базе он собирался разработать отечественный, советский спортивный автомобиль. Но вскоре после похорон Иосифа Виссарионовича Сталина Василия арестовали по подозрению в антисоветской деятельности. Машину национализировали, и она ходила по рукам в Москве, а потом на долгие годы пропала. Пять лет назад при строительстве платной дороги стали сносить гаражи, и в одном из них обнаружился «Паккард» Василия Сталина. За большие деньги выкупили его. Теперь он в нашей коллекции, ждёт своей реставрации.

Большая часть коллекции – американская автоклассика, среди которых статусные «Кадиллаки», «Линкольны», «Понтиаки», «Шевроле», «Бьюики». За каждым из этих автомобилей – своя история. И каждая уникальна сама по себе.

Машины по-разному попадают в экспозицию. Что-то приходит с металлобазы. А вот автомобиль, участвовавший в ковбойских фильмах, Андрею пришлось выкупить. Но при этом хозяин поставил условие: приобретаешь десять машин, а эту он дарит. «И ничуть не жалею, что её приобрёл», – признаётся наш собеседник.

Ещё одна изюминка коллекции – «Бьюик», принимавший участие в американской национальной выставке «Промышленная продукция США», которая проходила в 1959 году в парке «Сокольники». Тогда была представлена и бытовая техника, и оборудование для предприятий городского и коммунального хозяйства, а также транспортные средства.

– Американцы привезли тридцать машин, – рассказал владелец музея ретроавтомобилей. – После окончания выставки два «Бьюика» подарили первым секретарям компартии Грузии и Армении, а третий достался автозаводу ЗИЛ. Машину разобрали и на её основе создали затем правительственную «Чайку». После того её отдали на «Мосфильм». Она участвовала в съёмках в нескольких кинокартинах. Когда же ремонтировать её стало в тягость, то продали. В 2014 году отмечалось 55-летие промышленной выставки в «Сокольниках», и мы выставили машину на общее обозрение. Постарались при реставрации учесть все мелочи. Так, для салона авто нам пришлось подбирать ткань и по цвету, и по фактуре. Делали даже запрос на завод-изготовитель.

Кроме машин, Андрей собирает старые магнитофоны, по которым можно изучать весь путь развития отечественной и зарубежной электроники. Есть у него и большая коллекция ретронарядов, более пяти тысяч экземпляров.

– Летом мы провели ретрофестиваль. Посетители смогли увидеть не только уникальные автомобили, узнать их историю, но была подготовлена обширная культурная программа. Кроме того, были организованы всевозможные мастер-классы, викторины и весёлые старты на ретроавтомобилях. Желающие могли принять участие в раскрашивании старых машин. После концерта на сцене прошло модное дефиле в винтажных и ретроодеждах, – рассказал наш собеседник. – Решено и в дальнейшем проводить такие фестивали.

Валерий Казанов