Спрут по имени холдинг. Медиа

Медиахолдинг нельзя проектировать сверху – газеты должны сами решать, стоит ли им объединяться

Владимир Сумароков. Фото с личной страницы в «Одноклассниках».

СМИ – дело тонкое!

До сентября 2015 года Республикой Коми рулил Вячеслав Гайзер. В его администрации служил тогда один мой приятель. Он занимал крупный пост, но при этом был молод, весел и любознателен. Иногда, на правах знакомца, прибегал ко мне в редакцию за советом. И получив рекомендацию, поступал ровно наоборот. Это как с теми сапогами из советского фильма: «Значит, надо брать!»

– Вот скажи, почему у нашей правительственной газеты низкий тираж? – однажды спросил он.

Потому, что она про власть, а не про людей, сказал я. Ну и зачем это людям?

– На районные газеты мы ежегодно тратим 30 миллионов рублей, – сообщил Пётр (назовем его так). – А что если их все закрыть? Во-первых, большая экономия. Во-вторых, у сельских жителей не будет выбора – останется только одно официальное издание.

А в ту пору по Коми как раз катилась очередная волна оптимизаций – школ, больниц, поликлиник. Если еще и районки оптимизировать, в деревнях начнется бунт, бессмысленный и беспощадный, пошутил я.

Но Пётр, как ни странно, задумался. В ту пору многие чиновники еще умели задумываться. Им было интересно узнать, как устроена народная жизнь и почему простые люди так странно себя ведут.

– У нас созрела новая мысль, это вообще бомба, – полгода спустя поделился со мной Пётр. – Хотим создать холдинг под эгидой государственной газеты «Республика». Соберем туда все районки, соединим их тиражи и получим супер-пупер издание.

Это была уже вполне здравая мысль – и она меня, редактора конкурирующего издания, честно говоря, напугала. Поэтому я сердито ответил: скрестить ужа с ежом не получится. Механическое объединение чревато уродством. Жители районов, даже если им за это приплачивать, не будут читать откровенный официоз.

– Куда они денутся?! – удовлетворенно рассмеялся приятель (в том смысле, что «сапоги надо брать») и опять убежал. На этот раз – навсегда. Вскоре его арестовали. Вместе с Гайзером и его компаньонами.

Достали из шкафа

Кресло Гайзера занял Сергей Гапликов. Он вел себя в Коми, как слон в посудной лавке. Затем на его место пришел Владимир Уйба, которого сравнивали с предыдущим главой: «Ну, этот хотя бы не пьет!» Уйба был тихий и аккуратный чиновник, но других достоинств, к сожалению, не выказывал. И при своем умеренном темпераменте почему-то умудрялся постоянно попадать в скандалы.

Всего за 10 лет, с 2015 по 2025 годы, рейтинг местной власти опустился до плинтуса. Что, конечно, ударило и по официозной прессе. Ведь, если у хозяина скверная репутация, над слугами тоже смеются. Хвалить непопулярных начальников журналистам стало еще сложнее, а главное, противнее.

Теперь уже глупо было сетовать на маленькие газетные тиражи. За минувшее десятилетие в республике маленьким стало все: и люди, и события. Чиновники и депутаты измельчали до неузнаваемости. Впервые за постсоветскую историю в Коми разразился голод – кадровый. Этот кризис не решался за счет приезжих назначенцев. Увидев, что «все украдено до нас», московские варяги сразу же теряли стимул к работе.

Из того, что еще не было украдено, осталось, пожалуй, лишь несколько старых идей, которые не успела довести до ума администрация Гайзера, в том числе, проект по реорганизации СМИ. Грубо говоря, он сводился к тому, чтобы запустить какой-нибудь холдинг-шмолдинг, и тогда будет всем счастье – и журналистам, и читателям.

Проектное мышление – штука, в принципе, неплохая. Например, при проектировании зданий или механизмов. Однако, когда речь идет о СМИ, простые решения редко бывают удачными.

Пётр давно уже освободился – и от конвоя, и от лямки бойца идеологического фронта. Он покинул республику, но идея медиахолдинга живет. Правда, этим занялись уже другие люди. И поступили просто: достали из шкафа старый проект, сдули пыль, сказали: «Это мы только что придумали!». Тогдашний губернатор Уйба их похвалил, а проект одобрил.

Щупальца спрута

Медиахолдингу «Республика» пошел уже восьмой месяц. В сущности, пока младенец. Хотя и весьма крупненький – 17 различных СМИ, включая 12 районных газет и пять республиканских изданий. Помимо самой газеты «Республика», туда входят три журнала: литературный «АРТ», деловой «Регион» и детский, с удивительным, по нынешним временам, названием «Радуга». И даже сугубо религиозное издание «Эском» («Вера»), которое почему-то выпускается за казенный счет. А еще несколько коммерческих СМИ, включая серьезный телеканал «Юрган» и юмористический журнал «Чушканзi», в холдинг хоть и не вошли, но остались под прямым управлением администрации главы региона.

Таким образом в Коми экспериментальным образом опровергнут устаревший тезис о том, что ужи с ежами не скрещиваются. На самом деле скрестить можно все, что угодно. Если, конечно, начальство прикажет.

Однако сей странный гибрид существует, в основном, в головах самих чиновников. Им приятно думать, будто они владеют неким информационным спрутом, который держит в своих щупальцах весь регион. И если, допустим, новый губернатор Ростислав Гольдштейн вдруг простудится и чихнет, то вся республика – от Объячево до Усть-Цильмы – дружно скажет: «Будьте здоровы, Ростислав Эрнстович!»

По задумке устроителей этого проекта, любое проявление главой республики каких-либо признаков жизни и деятельности должно быть немедленно отражено во всех 17 изданиях холдинга. А заодно – и в остальных провластных СМИ – в эфире ТВ-канала «Юрган» и в газете «Коми му». Особенно трудно, наверное, сатирическому журналу «Чушканзi»: не все шутки губернатора можно перевести на коми язык, а использование карикатур в данном случае вряд ли уместно.

У нас «на районе»

Я, конечно, сильно утрирую. Но ведь и чиновники, замыслившие это дело, тоже постарались упростить ситуацию и превратить 17 изданий в братьев, которые если и не близнецы, то уж очень похожи.

Но жизнь опровергает любую мечту, в том числе, и порочную. Реальная картина все-таки другая: районные и республиканские СМИ, несмотря на попытки их унификации, пока еще продолжают автономное плавание.

Фото губернатора на первой полосе районной газеты – дело, конечно, святое. Тут уж никто не спорит, все привыкли. Но, по большому счету, в повседневной жизни районок мало что изменилось. В этом я убедился, побеседовав со многими редакторами.

Степень их откровенности была разной, зато условие они поставили только одно: строгая конспирация. Никаких имен, адресов, названий. Что весьма разумно: руководство холдинга пусть и далеко, в Сыктывкаре, зато именно там сейчас находится касса, то бишь бухгалтерия всех районок.

Централизованная бухгалтерия – главная фишка любых оптимизаций, которые проводятся по известному принципу «Сократим аппарат, удлиним змеевик». То есть уволим по одному бухгалтеру в каждой районной газете, а на сэкономленные средства наберем целую бригаду бухгалтеров и финансистов в сыктывкарском офисе холдинга.

Таким образом, руководителей районных изданий отлучили от денег. Теперь они не знают, сколько доходов получено ими от рекламы, объявлений, заказных материалов. А по некоторым районкам это немалые суммы – до 4-5 миллионов в год. Нынче все поступления идут в общую финансовую бочку холдинга.

«Не забивайте голову деньгами (они теперь как бы общие), а занимайтесь творчеством!» – такую примерно установку дали сотрудникам районок. Вроде бы, и неплохо, но, с другой стороны, теряются малейшие стимулы к тому, чтобы самим зарабатывать, крутиться, искать дополнительные источники финансирования. Сельские редакторы, люди, в основном, старой закваски – честные и добросовестные, продолжают пока этим заниматься. Но, скорее, по инерции. Если по итогам года они не получат за это соответствующие бонусы для своих редакций, денежная мотивация тихо сойдет на нет.

При этом избавиться от отчетности, рутинной бумажной работы «районщикам» не удалось. Пожалуй, теперь этого «добра» стало даже больше, утверждают они.

Но еще сильнее их угнетает так называемая «республиканская повестка» – необходимость в каждом номере размещать до полутора полос информационных материалов, которые сельским читателям абсолютно не интересны.

У районных изданий своя уникальная информационная ниша. Сельчане хотят, чтобы газета сообщала районные новости, а не о том, что очередной губернатор куда-то съездил, осмотрел чужой коровник или посетил политическое сборище.

Читатели разбегаются

Вообще, локализация информпространства убивает традиционные СМИ. Благодаря интернету у людей появился выбор – и они тут же разбежались по «телегам» и чатам. Теперь даже у маленьких деревень есть свои странички во «ВКонтакте». Там обыватели делятся новостями, обсуждают соседей и просто сплетничают. И если при этом районная газета перестанет писать о маленьком сельском мире и переключится на большой, то быстро потеряет свою коренную аудиторию.

Кстати, по числу подписчиков на душу населения районки показывают феноменальные результаты. В некоторых районах местную газету выписывает каждый десятый (!) житель, включая стариков и младенцев. Но это – пока. Если сельчан и дальше будут перекармливать новостями из Сыктывкара, районки останутся без читателей.

Сельские журналисты годами возделывали свой информационный огород, знают там каждую «грядку». В их повседневной работе есть множество всяких нюансов, в которые столичное начальство не может вникнуть, да и не хочет. Поэтому редакторов районок тяготит опека со стороны. Впрочем, еще не слишком жесткая. Но что будет завтра? – беспокоятся они.

Я лично считаю, что монополия на информацию вредна и в творческом плане, и с экономической точки зрения. Да, можно посадить все СМИ на шею налогоплательщиков, но от этого газеты не станут лучше. Лишь честная и свободная конкуренция на рынке СМИ может сделать их эффективнее.

Что же касается медиахолдингов, то, на мой взгляд, они должны создаваться только на добровольной основе. Если редакция СМИ действительно в этом заинтересована и уверена, что в таком объединении есть очевидные плюсы.

В Коми, к сожалению, произошло иначе. Редакторов никто не спрашивал – в холдинг их загнали силком.

Владимир Сумароков, главный редактор республиканской газеты «Трибуна» (г. Сыктывкар, Республика Коми), член АРС-ПРЕСС

32 лайков