
Времена, когда можно было спокойно проиллюстрировать газетный материал найденным на просторах интернета фото, прошли. Сегодня за публикацию такого снимка можно получить судебный иск и заплатить солидную сумму денег неизвестно откуда объявившемуся автору или действующему от его имени доверителю. В России уже появились юридические компании, специализирующиеся на таких исках. Они специально выискивают нарушения, судятся со СМИ и… выигрывают.
По просьбе АРС-ПРЕСС известный российский ученый-юрист, директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности, член Научно-консультативного совета при Суде по интеллектуальным правам (СИП) Владимир Энтин любезно согласился ответить на вопросы, волнующие журналистов изданий всей страны.
— Владимир Львович, у изданий возникает много проблем с использованием заимствованных с интернет-площадок фотографий. При претензии от автора (в новости, статье или в качестве иллюстрации) реально ли доказать, что снимок использовался в информационных целях в соответствии с 1274 ГК РФ
— Бремя доказывания правомерности использования произведения, в том числе и фотографии, возлагается на пользователя (издание, автора статьи). Ссылка на статью закона не рассматривается судом как доказательство. Для использования фотографий требуется лицензия от правообладателей. В качестве таковых чаще всего выступают российские и зарубежные. Скачивая фотографию со стока, вы приобретаете не само изображение, а право им распоряжаться. Сток может диктовать правила, которые нужно соблюдать.
Выход из ситуации, когда нужно принимать решение быстро, – иметь соглашение с УПРАВИС. Это аккредитованная Министерством культуры РФ Ассоциация правообладателей по защите и управлению правами в сфере изобразительного искусства. Она также представляет интересы фотохудожников сети интернет. Соответствующее рамочное соглашение может быть заключено между Ассоциацией региональных СМИ (АРС) и УПРАВИС. Представление такого соглашения со списком членов АРС и документ, подтверждающий выплаты в пользу УПРАВИС, станет искомым документом, подтверждающим правомерность использования фотографий с интернет-площадок.
— В практике были случаи, когда за использование фото с официальных сайтов государственных и муниципальных структур редакция несла судебную ответственность. В частности, за публикацию фото с официального сайта МЧС СМИ получило иск от автора – бывшего сотрудника ведомства. Уволившийся из этой структуры сотрудник доказал, что использовалось его фото, и потребовал компенсацию в 600 000 рублей за нарушение своего авторского права. Хотя на самих официальных сайтах автора фото обычно не обозначают, и журналистам приходится указывать лишь ведомство, откуда заимствовано фото. Есть ли способы защиты от подобных претензий? Как документально оформлять и оформлять ли согласие ведомства на использование фото с его сайта?
— Бывшие и действующие штатные работники МЧС, другого государственного органа, разместившие свои фото на официальном сайте, создали документ ведомства. Соответственно, скриншот с сайта, указывающего на официальное происхождение фотографии, либо ссылка под фотографией, доказывает нахождение фото на сайте. Тем самым фотография юридически становится официальным документом ведомства. Авторское право в отношении документов не действует, хотя все это результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие ведомству.
Для снижения рисков со ссылкой на статью 39 закона о СМИ можно направить запрос в пресс-службу ведомства с просьбой разрешить публикацию фотографии.
— Если автор публиковал фото без фамилии (на сайтах и Телеграм-каналах МЧС, СК и т. д.), как в случае его претензий выстраивать защиту?
— До публикации фотографий с сайтов и Телеграм-каналов ведомств нужно направить по электронной почте запрос в пресс-службу ведомства. Размещение автором анонимных фотографий на сайтах и Телеграм-каналах ведомств показывает, что речь идет о служебных произведениях, выполненных в порядке выполнения трудовой функции. В этом случае автор утрачивает право требования, которое переходит к работодателю. В СМИ нужно указывать источник (сайт, Телеграм-канал ведомства, дату, опубликовано без указания имени автора).
Если по иску автора фотографии дело попало в суд, а ответа от ведомства не было получено, заявлять, что ведомство не ответило на запрос редакции в предусмотренные законодательством сроки, и ходатайствовать о направлении судебного запроса в ведомство, которое должно подтвердить правомерность публикации. Это нужно для оспаривания права автора на подачу иска. Анонимные фотографии с сайтов и Телеграм-каналов ведомств становятся изображениями, иллюстрирующими официальную позицию ведомства, что при отсутствии запрета на их воспроизведение превращает их в официальный документ или официальное сообщение.
— Как минимизировать судебные издержки при нарушении авторского права? Можно ли ходатайствовать перед судом о привлечении третьих лиц, если публикация с фото была прислана в газету сторонней организацией?
— Не публиковать материалов сторонних организаций без подписания ими лицензионного соглашения с редакцией. Указывать, что публикуется на правах рекламы. В типовом лицензионном соглашении с третьими лицами должно быть прописано, что лицензиар (лицо, направившее материал) гарантирует изданию, что имеет право на использование фотографии и обязуется возместить изданию в полном объеме ущерб в случае предъявления претензий от третьих лиц, связанных с публикацией фотографии, охраняемой авторским правом. Типовой проект такого лицензионного соглашения должен быть направлен в такую организацию, если в публикации будут использованы присланные ею фотографии.
— Будет ли нарушением авторского права при использовании фото или видео, сгенерированных нейросетью. Нужно ли указывать этот момент и/или название нейросети?
— Да, под материалом, сгенерированным нейросетью, нужно указывать: «создано с помощью нейросети» и ее название.
— Как правило, фотографии берут с бесплатного фотостока. Но через какое-то время автор запрещает их использование и подает в суд на СМИ, использовавшего эти фото. Сегодня немало компаний, специализирующихся на таких исках – специально выискивают нарушения, авторов и судятся с редакциями. Некоторые даже ради этого выкупают исключительные авторские права. Как защититься в этом случае?
— Нужно сделать скриншот стока, подтверждающий, что фото на нем были размещены на условиях открытой лицензии в смысле статьи 1286.1 ГК РФ, не содержащей ограничений на характер и способы использования на дату публикации.
— Зачастую предметом иска о нарушении авторских прав становится чисто технический снимок, специально выставляемый в Интернет для последующего взыскания средств. Например, квитанция, калькулятор, пачка денег или масляное пятно на воде. Такое «фотопроизведение» можно сделать за пять минут с помощью мобильного телефона. При этом фотоизображение называют произведением искусства и пишут в иске, что на его создание автор затратил значительное количество времени, усилий и финансовых вложений. Налицо приём, направленный на то, чтобы завысить сумму компенсации за нарушение авторского права. Можно ли привлечь истца к ответственности за мошенничество?
— Нельзя использовать в СМИ изображения из интернета, которые не имеют четко обозначенного источника, у которого можно получить лицензию. Фотографии объекта, не обладающего индивидуальными характеристиками, как-то квитанции, калькулятора, пачки денег или масляного пятна на воде, по российскому авторскому праву являются охраняемым объектом даже, если фотография выглядит чисто «технической». Перебить это обстоятельство можно только одним способом – изготовить аналогичную фотографию сотрудником редакции и получить от него сопроводиловку к снимку, где говорится, что «фотография изготовлена по поручению редакции личным творческим трудом такого-то для использования там-то…»
«Повесть о трудах, связанных с созданием фотографии» истца, может быть представлена как не относящаяся к предмету иска, если Вы прилагаете доказательства того, что была использована другая фотография аналогичных предметов.
— Как обезопасить газету от претензий фотографов, чьи фотографии передают нам герои публикаций в качестве иллюстраций своей деятельности, или как личные фото?
— Просить героев публикаций до размещения материала в СМИ подписать и прислать скан лицензионного соглашения, которое обезопасит СМИ от гипотетических претензий третьих лиц. Текст типовой лицензии редакция должна направить тем, кто присылает такие иллюстрации.
— Если редакция СМИ использует видео, взятое из других источников, какой длительности оно должно быть, чтобы не наступила ответственность за использование чужого авторского права?
— Видео должно быть максимально кратким и оформлено как цитата, с указанием источника, не являющегося иностранным агентом.
— Каковы условия легального использования чужих фото и музыки?
— Наличие лицензионных соглашений с соответствующим обществом по коллективному управлению правами. Для музыки это лицензия Российского авторского общества (РАО), для фотографий – подтверждение происхождения из легального фотостока, предоставляющего право использования имеющихся у него фотографий, УПРАВИС, а лучше всего лицензия от автора фотографии или лица, приславшего материал для размещения. Запрос на получение лицензии должен быть направлен до даты публикации.
— Всегда ли есть необходимость заключать договор с российским авторским обществом?
— Всегда, если у Вас нет прямого договора на использование конкретного музыкального произведения с автором, который в лицензионном договоре с Вами письменно гарантирует, что имеет право предоставить такую лицензию на использование.
— Как быть с видео, на которых, к примеру, дети на конкурсе чтецов читают стихи известных авторов? Можно ли их публиковать в социальных сетях газеты?
— Социальная сеть газеты должна содержать рубрику под условным названием «репортаж с места событий». Это позволит квалифицировать чтение стихов детьми как информационное сообщение. Надо иметь в виду, что такие кейсы ситуационны, это требует их надлежащей подачи (оформления) в социальных сетях газеты. При этом нужно, чтобы исполнялось не все стихотворение целиком, чтобы таких исполнений было несколько. Тогда мы имеем иллюстрацию культурного события, а не публичное исполнение охраняемых объектов авторского права.
— Если во время массового мероприятия звучит музыка, а видео публикуется в соцсетях газеты – это нарушение?
— Воспроизведение фоновой музыки не является использованием музыкального произведения. Наличие соглашения с РАО, где прописаны случаи фонового звучания музыкальных произведений, снимет все вопросы.
— Распространяется ли авторское право на классические музыкальные произведения?
— Авторским правом охраняются все музыкальные произведения, в том числе и классические, кроме случаев, когда закончился срок охраны исключительного имущественного права на их использование. То есть, когда с 1 января года, следующего за годом смерти автора, прошло 70 лет. Если автор музыки творил в годы Второй мировой войны, то этот срок увеличивается еще на 4 года. Такие произведения считаются находящимися в общественном достоянии. Они могут использоваться без получения лицензии и выплаты вознаграждения.
— Есть ли разница соблюдения норм авторского права в социальных сетях и в печатной версии газеты?
— Авторское право подлежит применению ко всем версиям газеты. В текстах лицензий на использование произведений следует указывать, что все виды использования, перечисленные в лицензии, действуют в отношении как печатной, так и электронной версии газеты.
— Если опубликованную эксклюзивную информацию сетевого СМИ используют другие издания без ссылки на источник, как в данном случае действовать? Только через суд или существуют еще какие-то возможности? Имеются ли какие-то сроки давности для выставления претензий?
— У сетевого издания должен быть договор с автором, предоставившим эксклюзивное право на публикацию только в данном издании, или трудовой договор со штатным сотрудником редакции. Любое третье лицо, «позаимствовавшее» информацию, становится нарушителем авторского права. К такому нарушителю может быть предъявлена претензия автора с требованием компенсации за нарушение его авторских прав. Максимальный размер компенсации по ст. 1301 ГК РФ – 5 миллионов рублей. Издание, из которого был перепечатан эксклюзив, может освещать ход процесса о взыскании компенсации с нарушителя в суде, комментируя происходящее. Срок давности – три года со дня, когда обладателю авторского права стало известно о нарушении.
— Как редакции СМИ защитить свои авторские права от варварского воровства неофициальными пабликами? Каков алгоритм действий?
— Только сутяжничеством. Создать у издания репутацию СМИ, с которым лучше не связываться. Алгоритм:
1) Закрепить доказательства нарушения ваших авторских прав.
2) Закрепить доказательство использования вашей публикации (нотариально, если вы уверены в платежеспособности ответчика).
3) Иметь или заключить гражданско-правовой договор с автором «украденного» материала, где автор предоставляет исключительное право на публикацию только в определенном СМИ.
4) Направить нарушителю претензионное письмо с вашими требованиями и крайней датой ответа.
5) Если ответа не будет, подать иск в суд по месту регистрации ответчика. Требовать рассмотрения дела в упрощенном порядке без вызова сторон.
6) В случае победы, рекламировать ее, что будет и рекламой вашего издания.
Есть еще один способ избежать судебного иска за иллюстрации, авторы которых не работают в вашей редакции. Подружиться с нейросетями и генерировать изображения в том стиле, какой необходим.
Подготовила Татьяна Вышковская, главный редактор газеты «Советский Сахалин», член АРС-ПРЕСС
3 лайков