Феномен семейства Хвостовых

«Липецкая газета», г. Липецк, Липецкая область

Елецкая ветвь дворян Хвостовых — явление в отечественной истории уникальное. Род, истоки которого начинаются ещё в XIII веке, дал Родине двух министров внутренних дел, генерал-прокурора и министра юстиции, членов Государственного совета, сенаторов и губернаторов. Имена уроженцев Елецкого уезда были одними из самых известных и уважаемых в Российской империи.

Алексей Николаевич и Екатерина Лукинична Хвостовы стали елецкими помещиками в середине XIX века, переехав из Тверской губернии. Отец Екатерины Лука Жемчужников был азартным картёжником. Он то располагал огромными суммами, то находился на грани разорения. Подарив на свадьбу молодым имение в Воронце, Лука Ильич почти сразу его заложил, чтобы получить ссуду и поправить финансовые дела. Только спустя годы Хвостовым удалось выкупить усадьбу обратно.

Прогрессивный помещик

Переездом пара осталась довольна, считая его, как и женитьбу, «делом благого Провидения». Алексей Николаевич пользовался репутацией прогрессивного помещика, был членом Орловского комитета дворянства по подготовке крестьянской реформы 1861 года, мировым посредником при земельных спорах. Хвостовы освободили своих крепостных на удобных для крестьян условиях с длительной рассрочкой выкупа, значительную часть земель передали им безвозмездно.

В семье Алексея Николаевича и Екатерины Лукиничны было 7 детей: Николай — сенатор и член Государственного совета; Варвара, ставшая супругой известного литератора из знатного тверского рода Фёдора Александровича Свечина; Екатерина после смерти старшей сестры при родах вышла замуж за того же Ф.А. Свечина; Наталья была в замужестве за поэтом-монархистом и офицером Сергеем Сергеевичем Бехтеевым-средним; Сергей — елецкий уездный предводитель дворянства, затем пензенский губернатор, погибший при взрыве на даче Петра Столыпина в Петербурге; Александр — в разные годы министр юстиции и генерал-прокурор, министр внутренних дел и член Государственного совета; Алексей — черниговский губернатор, сенатор, на которого террористы совершили покушение, причинив серьёзный вред здоровью — он лишился слуха и частично зрения.

В Воронце большая семья Хвостовых жила в двухэтажном каменном доме конца XVIII века. Вот как вспоминал семейные вечера племянник Александра Алексеевича: «В Воронце жили дядя Саша и дядя Алёша, ещё холостые, последний был моим крёстным отцом, а бабушка крёстною матерью. Как-то я сидел с бабушкою в гостиной за столом и трогал большую бронзовую лампу. Бабушка, с всегдашним терпением, мне сказала, чтобы я её не трогал. Тут же сидел и дядя Саша, и когда я тронул её еще раз, ударил меня по руке. «Это не дядя, а какой-то лютый зверь», — сказал я, и это выражение как-то привязалось к дяде. А между тем, более доброго человека найти было трудно, и пользовался он как министр юстиции уважением всех имевших с ним дело».

Закон есть закон

Действительно, генерал-прокурор Александр Алексеевич Хвостов оставил о себе добрую память как об «убеждённом законнике», стоявшем на страже интересов государства. Родился  Александр 8 января 1857 года. Юноша, как и все Хвостовы, получил хорошее образование, окончив престижный Императорский Александровский (бывший Царскосельский) лицей. Успешная карьера началась 1878 году, когда он поступил на работу в Государственную канцелярию.

В 1915-м, тяжелейшем для России военном году, Александр Алексеевич становится министром юстиции и генерал-прокурором. Русская армия ведёт жестокие бои, теряя громадные территории Польши, Западной Белоруссии и Украины. В тылу процветает коррупция и казнокрадство, в обществе зреет недовольство властью, всё активнее становятся радикальные политические силы и слева, и справа.

Без скидки на родство

Его принципиальность даже по отношению к самым близким людям хорошо характеризует один случай. В сентябре 1915 года государь решил назначить министром внутренних дел племянника Александра Алексеевича — Алексея Николаевича Хвостова, депутата Государственной Думы, бывшего ранее вологодским и нижегородским губернатором. Когда решили поинтересоваться мнением на этот счёт генерал-прокурора, то во время аудиенции в Царском Селе Хвостов заявил императору, что его племянник, безусловно, несведущий в этом деле человек и по характеру совершенно неподходящий.  Дядя отметил, что его родственник человек весьма неглупый, но не умеющий критиковать свои собственные побуждения и мысли, а также склонный к интригам и будет стремиться стать председателем Совета Министров, а не посвящать себя делам министерства.

Государь поблагодарил Александра Алексеевича за откровенное мнение, но своего решения так и не поменял. Впрочем, Алексей Николаевич продержался на новом посту всего полгода.

Александр Алексеевич не раз жёстко конфликтовал с Распутиным, отбивая его попытки проталкивать на хлебные должности своих людей. Он даже организовал за «сибирским старцем» слежку, чтобы протоколировать все его похождения. Хвостов инициировал следствие по делу и арест военного министра Сухомлинова, обвинённого в плохом снабжении воюющей русской армии. В  итоге тот был помещён в каземат Петропавловской крепости и уже при Временном правительстве в сентябре 1917 года осуждён на вечную каторгу. Но это будет позже.

Нажив немало влиятельных врагов, в первую очередь Григория Распутина, министр юстиции долго не продержался на своём посту. В июле 1916 года Николай II неожиданно назначил Хвостова министром внутренних дел. На новой должности он пробыл всего пару месяцев. После отставки Александр Алексеевич продолжил исполнять обязанности сенатора и члена Государственного совета.

Такие разные судьбы

После октября 1917 года Хвостов наряду с другими министрами и высшими должностными лицами царского правительства был допрошен в Чрезвычайной следственной комиссии, но обвинений ему не предъявили. Есть легенда, что Ленин предлагал «убеждённому законнику» стать министром юстиции в правительстве большевиков, но тот ответил на это предложение словами: «Я монархист и своих убеждений не меняю». Было это или нет на самом деле, сказать сложно, документальных свидетельств не сохранилось. Однако никаких претензий высокопоставленному государственному деятелю власть рабочих и крестьян не предъявляла.

В начале 1918 года Александр Алексеевич уехал из Петрограда в Елец вместе со своей дочерью Екатериной Тимашевой и сыном Владимиром.

А вот судьба его племянника Алексея Николаевича сложилась трагически. После Февральской революции Хвостов был арестован Временным правительством как один из высших чиновников царского режима и заключён в Петропавловскую крепость. После Октябрьской революции большевики перевезли его в одну из московских тюрем.

В сентябре 1918 года, после покушения эсэров на Ленина и Урицкого, А.Н. Хвостов был  расстрелян на Ходынском поле в числе большой группы священнослужителей и правых политиков. Его родные в Воронце больше не появлялись, имущество семьи было национализировано.

Умер как псаломщик

Александр Алексеевич тихо прожил свои последние годы в Ельце, на квартире в доме сестёр Хренниковых на Успенской (сейчас Советской) улице. Всю свою землю в Воронце он ещё в 1902 году отдал крестьянам. Будучи глубоко верующим человеком, он часто посещал Покровский храм, помогал батюшкам на службах, читал молитвы на клиросе. Скончался А.А. Хвостов от плеврита в кругу семьи в ночь с 5 на 6 декабря 1922 года. Его племянник вспоминал: «Когда после революции дядя Саша жил в Ельце как псаломщик и умер, то крестьяне из Воронца пришли с гробом, отобрали у большевистских комиссаров его тело и заявили: «Он наш, пускай у нас и лежит». Гроб несли зимою 10 вёрст на руках…» Очевидно, что в этих словах есть доля преувеличения, но то, что Александр Алексеевич пользовался в Елецком уезде большим уважением, — это несомненно. Похоронен он был возле алтаря Казанского храма в Воронце рядом с усадебным домом.

В особняке Хвостова, поделённом на 17 квартир, сейчас живут обычные сельчане. Имения семейства находились не только в Воронце. Ближайшей деревней Шаталовка в конце XIX — начале XX века владел Сергей Алексеевич Хвостов. После его гибели 12 августа 1906 года в теракте, устроенном эсерами-максималистами на даче министра внутренних дел на Аптекарском острове, владелицей усадьбы стала его вдова Анна Ивановна. В 1918 году усадьба Хвостовых была национализирована и со временем превращена в противотуберкулёзный диспансер.

Комплекс из нескольких строений сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, однако главный дом и его интерьеры ещё оставались целыми. В 2010-х годах, после перевода противотуберкулёзного диспансера в другое место, дом постепенно приходил в упадок: провалилась крыша, были утрачены грифоны с парадного крыльца и красивое чугунное литьё, разбиты витражи, обвалились перекрытия второго этажа. Но пока ещё сохраняется величественный силуэт главного усадебного дома, построенного в стиле английской псевдоготики. Шпили на крыше — как в настоящем замке, деревянные узорчатые двери, красивые стрельчатые окна по-прежнему восхищают немногочисленных гостей глубинки. Усадьбу окружает дендрологический памятник — пейзажный парк с 50 видами деревьев и каменным гротом. Сегодня студенты ЛГПУ опекают этот объект, выезжая на субботники.

Интерес растёт

Не так давно липецкие крае­веды выяснили, что Александр Алексеевич по семейному разделу имущества 1882 года получил во владение хутор Красенский, или Красный, к югу от Воронца, где построил для своей семьи усадьбу с двухэтажным кирпичным домом и другими постройками. Участники Липецкого областного краеведческого общества обследовали остатки заброшенной усадьбы Хвостова и составили их описание.

В последние годы интерес к истории семьи Хвостовых заметно вырос. В Липецке по инициативе областной прокуратуры регулярно проходят Хвостовские чтения — научно-практическая конференция, названная в честь генерал-прокурора Российской империи. В Ельце установлен бюст Александра Алексеевича авторства липецкого скульптора Андрея Сулина, к нему силовики региона часто приносят цветы. В серии «ЖЗЛ» вышла книга Александра Звягинцева и Юрия Орлова «Российские прокуроры», в одной из глав которой подробно рассказывается о нашем земляке.

— Семья Хвостовых — настоящий исторический феномен, — считает краевед, начальник Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области Андрей Найдёнов. — Александр Алексеевич был не просто чиновником высшего ранга, а в первую очередь порядочным, глубоко верующим человеком, до конца следовавшим своему долгу перед Богом и Россией. Хотелось, чтобы интерес к этому роду в итоге воплотился в большую программу восстановления тех объектов, которые сохранились. Нашему краеведческому обществу после кропотливых  поисков в архивах удалось точно установить дом на современной улице Советской в Ельце, в котором прошли последние годы жизни А.А. Хвостова. Теперь будем решать, как сохранить на здании память о государственном деятеле.

Ждёт своего хозяина находящаяся в областной собственности усадьба в Шаталовке, сейчас прорабатываются идеи превращения её в туристический объект. Так что нам ещё предстоит тщательно изучить наследие Хвостовых, а, главное, достойно увековечить  их память.

Автор благодарит директора института истории, права и общественных наук ЛГПУ Елену Найдёнову за помощь в подготовке публикации.

Основные вехи биографии Александра Алексеевича Хвостова

  • 8 января 1857 года - родился в Воронце
  • 1878 год - окончил Императорский Александровский (бывший Царскосельский) лицей, начал службу в Государственной канцелярии
  • 1885 год - назначен редактором департамента Министерства юстиции
  • 1894 год - перевёлся на службу в Министерство внутренних дел
  • 1901 год - вернулся в Минюст на должность директора 1-го департамента
  • 21 января 1905 года- назначен товарищем министра юстиции
  • 1 января 1912 года - стал членом Государственного Совета
  • 6 июля 1915 года - назначен министром юстиции и генерал-прокурором
  • 7 июля 1916 года - освобождён от занимаемой должности и назначен министром внутренних дел
  • 16 сентября 1916 года - ушёл в отставку, сохранив должности сенатора и члена Государственного совета
  • 1 января 1917 года - произведён в действительные тайные советники
  • 6 декабря 1922 года - скончался в Ельце от плеврита

Сергей Малюков

0 лайков