Места знать надо. Какие клады находили и ищут на Южном Урале

«Южноуральская панорама», г. Челябинск, Челябинская область

Челябинская область не так богата на клады, но и здесь они встречаются. Многие из них могут рассказать о древней истории региона.

В российском законодательстве юридический статус клада описан в статье 233 Гражданского кодекса. Согласно закону, клад будет принадлежать нашедшему его, если он был обнаружен на собственном огороде или в доме. Если клад найден на чужом участке, то его собственник имеет право на половину находки. Клад, открытый на месте памятника истории и культуры, должен быть передан государству, при этом половину его стоимости получат собственник земли и тот, кто нашел. Однако археологам вознаграждение за клад не положено, их находки вне зависимости от ценности становятся собственностью государства и сдаются на хранение в музеи.

Шило в мешке

В 1926 году крестьянин М. В. Бутаков из деревни Супряк обнаружил на своем огороде кожаный мешок с бронзовыми и медными предметами. В мешке лежало 43 предмета: наконечник копья, два ножа-кинжала, бритва, ножи различной формы, четыре струга, тесло, долото, шило, крючок. Были в кладе и украшения: гривны в серебряной обкладке, браслеты, пронизи, подвеска, кольца. Смекалистый крестьянин приспособил некоторые находки в хозяйстве.

Вскоре о находке узнали власти. В 1948 году археолог Константин Сальников открыл на месте находки крупное поселение абашевской культуры бронзового века. Его возраст 3500 лет! Сейчас это окрестности Магнитогорска. На месте поселения исследователи обнаружили множество наконечников копий, стрел, скелеты животных. Когда-то здесь было сражение, и, видимо, накануне боя владелец спрятал самое ценное в кожаном мешке, а сам погиб.

Пожалуй, один из самых известных археологических кладов Южного Урала — Сапоговский клад. Он был случайно найден в 1900 году В. М. Говорухиным. Крестьянин распахивал участок земли недалеко от деревни Сапогово (теперь это село Новобурино Кунашакского района Челябинской области) и обнаружил какие-то бронзовые фигурки. Позднее ученые пришли к выводу, что фигурки олицетворяют социальную структуру кочевых сообществ. Например, сарматов, гуннов или монголов. В кладе были фигурки жрецов и военачальников, воины и конные дружинники, а также простолюдины.

Говорухин собрал находки и в 1905 году продал половину клада крестьянину Федорову. В 1910 году с этими находками познакомился екатеринбургский археолог Владимир Толмачев. Он их по достоинству оценил, и вскоре фигурки оказались в Императорском Эрмитаже, где хранятся и сегодня. Судьба другой части клада не столь успешна. Две фигурки Говорухин потерял, другие две продал неизвестным лицам, а оставшиеся шесть в 1928 году были приобретены Свердловским музеем. Сегодня их можно видеть в экспозиции краеведческого музея в Екатеринбурге. В 1985 году у села Усть-Багаряк, в 25–30 километрах от места обнаружения клада, нашли бронзовую фигурку воина, которая была очень похожа на сапоговского «пляшущего человечка». Вероятно, это одна из потерянных Говорухиным фигурок. Она экспонируется в Историческом музее в Челябинске.

Еще один клад был обнаружен в Миассе в августе 2008 года. Тогда во время земляных работ на улице Булатной было открыто 14 каменных орудий труда эпохи неолита и энеолита VI–III тысячелетий до нашей эры. Они были спрятаны сознательно и находились вне своего культурного слоя. Среди находок оказалось четыре каменных шлифовальных топора, два каменных тесла, каменный топор, два каменных шлифовальных топорика, обломок каменного шлифовального топора, два нуклеуса и два парных абразива.

Найденное владелец участка передал в Миасский городской краеведческий музей. Однако вскоре вознаграждение показалось недостаточным, и собственник участка потребовал вернуть находку. Сотрудники музея отказались возвращать переданные предметы, так как по закону коллекция археологических предметов является не кладом, а объектом культурного наследия, и принадлежит государству. Дело дошло до суда, который признал требования жителя Миасса к музею незаконными и отклонил его жалобу.

Золото Пугачева

В период восстания под предводительством Емельяна Пугачева в 1773–1775 гг. Южный Урал оказался в эпицентре событий. Восставшие захватывали и уничтожали заводы, осаждали крепости. К бунтарскому войску примыкали местные жители. Предводитель жаловал «крестом и бородою, рекою и землею, травами и морями, и денежным жалованьем, и свинцом, и порохом, и вечною вольностью». В своих манифестах Емельян Пугачев, представляясь императором Петром Федоровичем, обещал полное равенство, уравнительное распределении земли и собственности, казацкую вольницу.

На Южном Урале сохранилось немало легенд и преданий о Емельяне Пугачеве, свидетельств и памятных мест, связанных с событиями Пугачевского восстания. Однако клад Емельяна Пугачева так никто и не нашел. В рассказах о кладе ориентирами служат неуникальные объекты — деревья, горы, пещеры, а их на Южном Урале тысячи.

Жившая в Саткинском заводе в первой половине XIX века бабка Акулина, называвшая себя «полюбовницей пугачевского атамана», рассказывала, что пугачевцы, отступавшие через Саткинский завод, зарыли на берегу реки Ай под двумя дубами большой сундук. Он был полон золота и серебра. На противоположном берегу ориентирами служили три дуба…

Другой пугачевский клад описывается в уфалейской легенде: узнав о приближении пугачевцев, несколько мастеровых прихватили драгоценности и скрылись. Их догнали вооруженные башкиры из отряда пугачевцев. Часть мастеровых осталась отбиваться, другие через реку Суховяз ушли по берегу пруда до горки, которая теперь возвышается около станции. Один из уфалейских мастеровых знал там лаз в пещеру. Лаз был невысоким, узким, и мастеровые ползком по частям перетащили все добро через ход. Неожиданно обрушился свод, схоронив под собой мастеровых вместе с богатствами…

Интересная находка была обнаружена в 2009 году в мечети Гатауллы-муллы в Троицке — сверток дореволюционных банкнот конца XIX — начала XX века. Он находился под деревянными ступенями лестницы. В свертке оказалось 22 307 рублей. Огромная сумма по тем временам, когда эти деньги были входу. Вероятно, клад был зарыт в годы Гражданской войны, когда его владелец опасался за свои богатства и жизнь.

Мечеть построил купец Абдулвали Яушев в 1894–1895 гг. Свое название она получила по имени первого имама. На должность муллы прихожане пригласили муэдзина 2-й троицкой мечети Гатауллу Максудова. Благодаря 12-летнему опыту духовного служения он успешно сдал экзамены на звания имам-хатыба и мударриса, а также показал хорошее знание русского языка в объеме, необходимом для кандидатов в городские муллы. В 1923–1928 гг. в мечети служил один из сыновей шейха Зайнуллы Расулева — Кадыр. После закрытия в 1928 году здание мечети занимали различные учреждения, магазин, в годы войны — автоколонна № 42.

Николай Антипин, кандидат исторических наук

0 лайков