«Липецкая газета», г. Липецк, Липецкая область
Светлане Ширяевой есть что возразить тем, кто считает, что вузовские знания вряд ли пригодятся на рабочем месте. Выпускница филологического факультета ЛГПУ, она периодически обращается к студенческим конспектам. И это при том, что выбрала не педагогическую профессию.
Сегодня лейтенант полиции Ширяева трудится экспертом отдела фоноскопических и компьютерных экспертиз экспертно-криминалистического центра УМВД России по Липецкой области.
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Старинная поговорка в современном мире обретает новый смысл: нужно отвечать за то, что говорим, ведь сегодня всё можно зафиксировать. Аудио- и видеозаписи, комментарии и переписки — в общем, все следы, которые оставили подозреваемые в Интернете и на электронных носителях, попадают в поле зрения Светланы Ширяевой. Кропотливое изучение материалов, предоставленных коллегами, расследующими дело, помогает не только подтвердить личность говорящего или пишущего, но и восстановить честь полицейских, ложно обвинённых в клевете.
Важна каждая зацепка
Занятые фоноскопической экспертизой сотрудники из-за огромных наушников порой напоминают чебурашек. Однако качественное оборудование, как и внимательность,— важнейшие слагаемые успеха. Ведь главная задача — сопоставить запись с образцами речи человека. Для этого приходится прослушивать одно и то же по 5 – 10 раз. Если учесть, что продолжительность аудио порой составляет несколько часов, можно представить себе, насколько кропотлив этот труд.
— Каждый случай уникален, так что скучно точно не бывает, — говорит Светлана. — Мне больше по душе записи, в которых нет явных признаков оригинальности говорящего. Интересно анализировать, вслушиваться и находить зацепки, позволяющие определить речевые особенности человека.
Насморк не проведёт
Самые сложные для экспертизы — разговоры заключённых. Находясь в замкнутом пространстве, общаясь с себе подобными, люди за решёткой, можно сказать, «мимикрируют» друг под друга, манера их речи становится очень однообразной. Но и в таких случаях определить, кто есть кто, вполне возможно. Тем более что рядом со Светланой наставник Алексей Алексеевич Щуров, который всегда готов поддержать молодого специалиста.
Тесно сотрудничает она с коллегами-акустиками, которые дополняют собранную информацию техническими характеристиками. Так, речь человека может меняться в зависимости от его состояния. Светлана приводит обычный пример: во время телефонного разговора по голосу точно можно понять, что собеседник не в духе. Влиять на речь могут, к примеру, употребление алкоголя или болезнь. А насморк может привести к тому, что мужчина со средней высотой голоса временно заговорит ярко выраженным басом. Но для экспертов и это не помеха.
Не смогла запутать Светлану даже нейросеть. Однажды опытные коллеги в рамках учебной тренировки дали для разбора сгенерированную искусственным интеллектом запись. Причём настолько искусно сделанную, что было сложно усомниться в её подлинности. Тем не менее Светлана вычислила, что имеет дело с нейросетью: несмотря на идеальное копирование речевых особенностей говорящего, эксперт всё-таки расслышала неестественный «металл» в голосе.
Работа Светланы, можно сказать, по большей части сводится к составлению речевого портрета говорящего. Выявленные ею отличительные особенности — то, что позволяет определить или опровергнуть причастность человека к делу, которое рассматривают её коллеги. А поле для исследования очень велико. Одни употребляют слова-паразиты, заполняющие паузы. Другие сыплют «бабушкиными» диалектизмами. Третьи частенько «гэкают», как это свойственно многим жителям Липецкой области. Дополняют речевую характеристику неправильные ударения («звОнит» вместо «звонИт»), молодёжные сленговые словечки («кринж», «рофл», «скуф»), оригинальные сокращения («щас» вместо «сейчас», «тока» вместо «только») и многое другое. За 2 года службы Светлана научилась подмечать мелочи, которые обычный собеседник даже не заметит.
— Если раньше я слушала, что говорят, то сегодня обращаю внимание и на то, как говорят, — рассказывает Светлана. — Порой это повод для работы над собственной речью.
100 словарей в одни руки
Также Светлана занимается и лингвистической экспертизой, то есть показывает, что именно имел в виду человек конкретной фразой или текстом. Такие исследования приобретают особую значимость в условиях попыток дискредитации Российской армии. После такого основательного разбора человек уже не сможет оправдаться, заявив, что его неправильно поняли. Каждому слову — его значение, в том числе в контексте. На службе у Светланы — сотни словарей, причём не с просторов Интернета, где каждый второй мнит себя Далем или Ожеговым.
Чаще всего приходится обращаться к «Большому академическому словарю». Хорошим подспорьем стал и «Словарь исламских терминов», позволяющий эксперту лучше понимать особенности мусульманской культуры. «Словарь наркотического сленга» уже менее востребован: сегодня молодому лейтенанту и смотреть не надо, как маскируют в сообщениях друг другу любители дури наличие у них дозы. Для этой цели могут служить самые неожиданные слова.
А ещё нередко приходится обращаться к книге «Русская заветная идиоматика. Весёлый словарь народных выражений». К сожалению, нецензурные словечки при общении используются постоянно. Женщины матерятся реже, а мужчины порой так разговаривают, используя целые фразеологизмы. Словарь помогает «расшифровать» любые «трёхэтажные» обороты.
На службу с удовольствием
— Мне очень нравится моя служба, — говорит Светлана Ширяева. — В Интернете для подростков создаётся ложное представление о труде: красивые картинки говорят о том, что у тебя должно быть к 20 годам, чтобы ты считался успешным, но никто не рассказывает, как достичь успеха. В итоге молодые люди на износ работают на трёх работах и выгорают, не приблизившись к цели. Я сама через это прошла.
Светлану, как она сама считает, от иллюзий спасла детская мечта о службе в полиции. Пришла туда, ещё будучи студенткой, воодушевившись статью девушек в погонах, патрулировавших улицы родных Грязей. Начинала с ППС, получив ни с чем не сравнимый опыт.
Сегодня успех для неё — прежде всего стабильность, которую и дарит служба в полиции. Своевременная зарплата, обеспечение форменной одеждой и обувью, служебное жильё, а также интересная работа и поддержка в коллективе — хороший стимул каждый день с удовольствием идти на службу.
Лучший отдых — побыть в тишине. Можно и за книгой — привычку много читать Светлана не растеряла и по окончании вуза. Любимые авторы — Владимир Набоков, Владимир Маяковский, Михаил Булгаков.
Олеся Скворцова
0 лайков