Костюм из матраса и скамейки с камазовской свалки: в театрах рассказали, как создаются спектакли

«Челнинские известия», г. Набережные Челны, Республика Татарстан

В «Мастеровых», татарском драматическом и театр кукол вспомнили, как раньше из подручных материалов создавали костюмы и декорации. Приходилось искать дефицитные элементы на челнинских предприятиях, ездить за ними в столицу, самим выступать моделями для кукол.

Поролон для скамеек из кабины КАМАЗа

Три десятка лет жизни заслуженный работник культуры Татарстана Акрама Жуковская посвятила Татарскому драматическому театру им. А. Гилязова. Она работала заведующей постановочной частью, поэтому не понаслышке знает, как создавались костюмы и декорации. Раньше приходилось проявлять находчивость и изобретательность.

– В театре ставилась комедия «Кодача» (12+). Главному герою – старику, которого играл Рифкат Хамидуллин (ныне покойный) нужны были хлопчатобумажные штаны в полоску. Пригодилась матрасная ткань. Распороли списанный в детском саду советский матрас, постирали ткань, сшили «бабайские» штаны. Такие, как раньше носили пожилые люди, – поведала Акрама Жуковская.

Вспомнила она и как искали материалы для декораций к детскому спектаклю «Ак яфрак» (12+). Собрали всю службу: реквизиторов, машинистов сцены, мастера по декорациям, поехали на камазовскую свалку – раньше туда можно было заехать. Там все необходимое нашли: остатки обивки, проволоки, доски. Сиденья скамеек сшили из поролона, который использовался для кабин КАМАЗов. Из проволоки соорудили купол.

Приходилось обращаться и на местные предприятия.

– Нужно было, чтобы декорации в спектаклях стали мобильными, катались по сцене. В поисках колес объездили разные предприятия. Нашли на «Челны-холоде» и на птицефабрике: там на тележках с нужными колесами возили мясо. Они нам дали колесики, а мы их порадовали пригласительными, – рассказала старожил театра. – На птицефабрике для постановки «Сулкылдап жылый жаннар» (12+), где необходимо было показать заключение под стражу, взяли клетки, где раньше сидели птицы.

Ездили и по деревням, откуда привозили плетеные корзины, домотканые паласы. Люди приносили лапти, ткани, вещи, которые уже не нужны: брючные костюмы, блузки, бабушкины очки. В театре все годилось. Обувь отшивали на фабриках и мастерских Казани, Арска, Челнов.

– Из интересного в последних спектаклях – для постановки «Четыре жениха Диляфруз» (12+) наши парни нашли ВАЗ-2101, купили его. Покрасили в ярко-красный цвет. Бензин уже не зальешь, будет дымить на сцене. Приняли решение переоснастить его, теперь он работает на аккумуляторе. В постановке выезжает на сцену, – делится Акрама Жуковская. – Интересно живем в театре – и во времена дефицита, и сейчас, когда все можно приобрести на маркетплейсах.

Папины ботинки-прощайки из гаража

Согласна с тем, что сегодня многие вещи проще найти и заведующая швейным цехом русского драматического театра «Мастеровые» Жанна Доровикова. За тканями ездили в Елабугу, Нижнекамск, Казань. Дальше только за декорациями: порой главный художник театра Елена Сорочайкина ездила в Москву, например, за шкафами или диванами 40-50-х годов прошлого века.

– Если необходима стилизация под старину, в ход идет все – открываем бабушкины сундуки с тканями или направляемся в папин гараж, где находим вещи с историей, когда мужчины чуть ли не жили в гараже, перебирая машину, домой приходили переночевать и поесть. Например, древний пуховик, ватные штаны и ботинки-прощайки моего отца  использовали, чтобы одеть бомжа в лирической комедии «Случайный визит» (16+), – поделилась воспоминаниями Жанна Доровикова.

На этот же спектакль искали старый ковер – а-ля узбекский, в красно-бордовых тонах, украшавший квартиры 70-80-х годов. Приобрели его у частного лица. Стену в квартире оформили отсканированными черно-белыми снимками времен СССР. На них родственники, знакомые. На одной, например, Елена Анатольевна вместе с мамой и сестрой.

А сколько домашних архивов переворошили челнинцы в поисках видеокассет для спектакля «Кроличья нора» (18+). Причем во времена, когда многие уже перешли на диски и флэшки. В итоге собрали, выложили из них стену.

– Для пошива костюмов принцесс, царей в сказках – «Золушка» (0+), «Конек-горбунок» (0+), «Снежная королева» (0+), «Щелкунчик» (0+) использовали портьерные ткани. Только жаккард может дать эффект «дорого- богато», – отмечает заведующая пошивочным цехом. – Пришлось поискать и подходящую ткань для золотого костюма главного героя в трагикомедии «Гиперболоид инженера Гарина». В магазинах с тканями оказалась проблема: нет текстиля цвета золота. Нам подошла парча, но это декоративная ткань, не предназначенная для пошива костюмов, совершенно не стойкая к износу. Золотого цвета добились, но костюм после каждого спектакля приходится реставрировать, так как он разъезжается по швам.

А для «Месяца в деревне» (12+) использовались списанные вещи, хранившиеся на складах. На бирках указан 1975—1978 годы выпуска. Вещи перешили обновили, таким образом на артистах одежда, которая старше них. При создании спектакля «Горка» тоже пришлось поломать голову, чтобы на высоких и коренастых актеров-мужчин найти колготки из советского прошлого.

– Сейчас таких не выпускают. Да и раньше на мужчин ростом в 1,93 метра не выпускали, – улыбается Жанна Доровикова. – Никто не хотел браться за эту работу. Помочь согласилась фабрика из Альметьевска. Они для нас со склада вытащили оборудование, изготавливающее эти колготки, настроили его. Проанализировали его возможности, сказали, что все получится. Сделали нам партию колготок в двойном экземпляре. В том числе благодаря таким неравнодушным людям спектакль состоялся.

Чтобы украсить детские шапочки, кофты, приносили из дома наклейки, значки, нашивки. Даже есть нашивка, где написано «Сделано в СССР».

Кукла с чертами лица девушки-татарочки

Есть, что вспомнить и театру кукол. Режиссер Гульназ Нуретдинова познакомила с историей становления театра в городе.  Первый сезон в 1988 году открыли показом мюзикла «Чудо-Юдо» (0+). Ставился он под руководством Александра Янкелевича. Художником постановки выступил известный во всем мире Сергей Тараканов.

– Сергей Тараканов – известный художник. Созданные им куклы хранятся в музеях не только России, Татарстана, но за рубежом. Есть они и в музее театре кукол им. С. Образцова. В театре кукол Набережных Челнов тоже имеются его творения – это Акробатка, которая десять лет жила и играла на сцене. Теперь как раритет, исторический экспонат, находится в нашем театральном музее, – рассказала Гульназ Минзакирова.

Сама же режиссер вспомнила, как они создавали первый спектакль на татарском языке «В стране смельчаков» (0+) – в 1994 году. Тогда Гульназ было 15 лет, она постигала азы профессии кукловода. С ее внешности для этой сказки была создана кукла.

– Художники Фарида Мухаметшина и Булат Насихов посадили меня на стул, срисовали овал моего лица, мои черты. Нужен был образ девушки-татарочки. Так и родилась кукла, играющая героиню Айгузель – невеста главного героя Азата Мергена. Сшиты к ним и шикарные костюмы с национальным орнаментом, с монетами на головном уборе – калфаке.

В театре до сих пор хранятся куклы, которым более 35 лет.

Ольга Степанова

0 лайков