«Казанские ведомости», г. Казань, Республика Татарстан
Правительство РФ установило норматив минимальной обеспеченности населения точками продажи периодической печатной продукции. Было установлено минимальное количество изданий, которое должно быть представлено в киосках и павильонах печати: не менее 500 видов периодических изданий в специализированных киосках, а в стационарных, включая почтовые отделения, — не менее 120.
При этом по всей стране отмечается критическое снижение количества газетных киосков. Ежегодно число павильонов и киосков прессы уменьшается на тысячу. Уже через пару лет в Казани может не остаться ни единой точки продажи прессы.
Для обсуждения существующих проблем отрасли и выработки их решения в Татарстане была создана Ассоциация издателей и распространителей печатной продукции PT. В редакции «Казанских ведомостей» был организован круглый стол с участниками рынка печатной продукции Казани — директором ООО «Агентство торговли» Зуфаром Хакимзяновым, ИП Маратом Мельниковым и директором сети магазинов периодических изданий Daily Игорем Терехиным. В роли модератора встречи выступила президент Ассоциации издателей и распространителей печатной продукции PT, главный редактор «КВ» Венера Якупова.
Ожидания и надежды
Венера Якупова: — Каковы ваши ожидания от введения нового норматива и решения правительства в целом
З.Х.: — Оно узаконивает ответственность регионов за сохранение газетных киосков. Хочется верить, что это поможет сохранить сети продажи прессы, чтобы люди могли и дальше получать контент в привычной форме. Мы имеем примеры городов и регионов, в которых муниципальные и региональные власти активно взаимодействуют с отраслью, вплоть до уровня губернаторов и мэров. В этом лидерами всегда были Липецк и Воронеж. В последние годы взаимодействие с исполкомом Казани также вышло на новый уровень, в городе принято несколько полезных решений.
И.Т.: — Не думаю, что само по себе появление норматива может что-то изменить, острее стоит вопрос экономики самого бизнеса. Вряд ли завтра покупатель будет готов приобрести газету за 200 рублей, даже если она будет продаваться на каждом шагу. Издержки растут катастрофически. Каждый раз мы вынуждены закладывать их в цену.
А потом ждем, пойдет ли к нам покупатель с такими ценами. Дорогие журналы и газеты мы уже закупаем штучно, просто ради постоянных покупателей.
М.М.: - Хорошо, что правительство установило такой норматив, но соглашусь с коллегами. Чтобы он работал, нужно как-то поддержать отрасль. А проблемы накопились катастрофические. Кадровый вопрос сейчас стоит так, что мы не можем найти продавцов на точки.
— Кадровый дефицит наблюдается по всей стране. Как он сказывается на вашей отрасли?
З.Х.: - Мы просто не способны платить продавцам рыночную зарплату, иначе бизнес становится убыточным. Хочу заметить, что государство активно субсидирует существующие СМИ. Сети распространения газет и журналов также заслуживают денежной поддержки. Нашу отрасль сложно назвать высокорентабельной, она находится на грани выживания. И этот вопрос нужно поднимать как на региональном, так и на федеральном уровне. Возможно, это будут не прямые дотации, а иные преференции. Сейчас государство задумалось о субсидировании зарплат водителей общественного транспорта, работников аграрного сектора. А ведь газеты и журналы также несут социальную функцию.
И.Т.: - Будем честны, в стране остро не хватает рабочей силы. Мы бы и рады платить больше, но не получается. Приведу пример. В прошлом октябре транспортные компании увеличили тарифы на доставку федеральной прессы сразу на 43%. При этом уже в сентябре тарифы вырастут еще на 38%! Затраты растут, а доходы падают.
М.М.: - В киоски с хорошим покупательским потоком найти продавцов пока получается. Но многие наши точки давно не приносят дохода, поднять на них зарплаты продавцам я не могу. Поддерживать объекты, которые приносят убыток, также не могу себе позволить. Если хотя бы выходим в ноль — продолжаем платить зарплату и поддерживать точку на плаву. С каждым годом точек становится все меньше. Продавцы попросту переходят на места с более выгодной зарплатой.
— Выходит, даже с существующим нормативом ни о каком расширении существующих сетей продажи печатной продукции сейчас речи быть не может?
М.М.: - Нам бы сохранить то, что имеем. Возможно, мы бы смогли открыть новые киоски на действительно выгодных условиях. Но, например, в новых микрорайонах очень трудно оценить потенциальный покупательский поток. При этом в некоторых местах требуют совершенно неадекватные деньги за подключение сетей.
И.Т.: - Нет, мы не готовы открывать новые точки, даже существующие поддерживать становится непросто.
З.Х.: - Нет, более того, некоторые наши точки стоят закрытыми в отсутствие продавца.
— Часто приходится слышать от представителей крупных федеральных сетей, что они имеют достаточно ресурсов, чтобы заменить существующие сети продаж печатной продукции в регионах. Так ли это?
З.Х.: - Мы все имеем огромный опыт работы на рынке Казани и Татарстана в целом. Никто не сможет прийти сюда, взмахнуть волшебной палочкой и создать эффективную сеть продажи печатной продукции. Да, у них есть ресурсы, но они не знают местного рынка, его специфики. Есть примеры, когда они приходили в те или иные города, а спустя некоторое время сдавали все свои объекты в аренду. Это не филантропы, а бизнесмены.
М.М.: - Они судят по ситуации в Москве, которая кардинально отличается от нашей. В столице на одной станции метро иногда может быть продан больший тираж печатного издания, чем во всей Казани. В регионы они могут прийти, только позарившись на субсидии. Только вот я уверен: освоив их, они столкнутся с теми же проблемами, что и мы. А значит, закроют убыточные точки. И город попросту останется без прессы.
Как меняются сети
— В решении правительства указано минимальное количество изданий, которое должно быть представлено в киосках и павильонах печати. Достаточно ли их представлено в казанских сетях?
З.Х.: - Такой показатель для нас — не проблема. В казанских сетях представлен весь ассортимент местной прессы, а он немалый. Продаются и популярные федеральные издания. В большинстве точек представлено по 700 наименований и более.
М.М.: - Это правильное требование, оно отсекает предпринимателей, которые хотели бы заниматься розничной торговлей под видом киосков прессы. Например, овощи продавать.
И.Т.: — Все республиканские издания продаются в наших сетях. Такие требования легко выполнят все местные сети.
— Нередко приходится слышать, что газетные киоски массово превратились в кофе-поинты…
З.Х.: — А давайте взглянем на Европу. Там газеты продаются в любой булочной. Даже у крупнейших распространителей печатной продукции ее доля в общем ассортименте не превышает пяти процентов. Это модель, которая позволяет продолжать эффективно распространять газеты и журналы. При этом молодежь не относится негативно к газетным киоскам. Современные павильоны могут привлечь новую аудиторию. Мы понимаем, что возникают ситуации, когда в точке продается всего пара изданий, это неправильно. Чтобы такого не возникало, в договоре должны жестко прописываться все условия.
И.Т.: - В Европе давно не осталось специализированных точек продажи прессы. Они видоизменились, в них торгуют сопутствующими товарами, сувенирной продукцией. Упор на ту или иную продукцию делается в зависимости от локации. При этом некоторую печатную продукцию невозможно эффективно продавать в киоске. Открытки или тетрадки с яркими обложками продают себя «лицом», чтобы их представить, нужно больше площади.
М.М.: — В нашей сети точки имеют небольшую площадь, потому в них представлена только пресса. Чтобы увеличить ассортимент, пришлось бы расширить площадь. Да и нагрузка на персонал в таком случае заметно бы выросла.
Налоги в 1 процент
— Чем могло бы помочь отрасли государство? На что можно направить субсидии?
М.М.: - Признаться, для нас это не так важно. Снижение расходов по любой из статей дает возможность распределить освободившиеся средства на другие. Потому мы были бы рады любым субсидиям. Но особенно важно сейчас решить проблему зарплат киоскерам.
И.Т.: — Наверное, для государства было бы проще предоставить нам некие льготы, чем субсидировать напрямую. Хотелось бы, чтобы для нас понизили налоги.
З.Х.: — В Татарстане мы уже платим пониженный налог — 10% вместо 15%. Но хотелось бы, чтобы ставка была снижена до 1%. Такие прецеденты в стране есть, в частности, в Удмуртии. Регионы могут предоставлять налоговые льготы отдельным отраслям. Впрочем, я повторюсь. Если государство субсидирует социально значимые отрасли, то следовало бы помочь и сетям распространения прессы.
— Если в ближайшее время ситуация останется без изменений, какой прогноз вы даете для существующих сетей?
М.М.: — Если я повышу зарплаты, то окупаемость точек заметно снизится. Со временем придется закрыть нерентабельные точки, оставить только самые прибыльные. Уже через несколько лет в городе может не остаться ни одного газетного киоска. А для населения пресса станет менее доступной. Ведь никто не поедет за газетой несколько остановок на автобусе. С самого детства население выталкивают в интернет.
И.Т.: — У нас все помещения, кроме магазинов в метро, — в собственности. Каждый год задумываемся: выгоднее ли сдать помещения в аренду? Арендатор с другим бизнесом приносил бы больше, так как рентабельность продажи прессы ежегодно снижается. Но пока удается сохранить нашу сеть.
З.Х.: - Ситуация становится все сложнее. Без поддержки государства мы не сможем решить кадровую проблему.
Владислав Косолапкин
0 лайков