Айтишник прошел больше 100 километров по горам Дагестана

«Красный Север», г. Вологда, Вологодская область

«Вот и завершилось мое приключение — одиночный поход по Кавказской тропе. За восемь дней я прошагал больше ста километров, преодолел три перевала, увидел множество красивейших пейзажей и не встретил на своем пути ни одного туриста. Это было невероятно», — написал в соцсетях 34-летний вологжанин Алексей Тихоничев, недавно вернувшийся из Дагестана.

Наедине с природой

Тягу к перемене мест инженер IT-компании «Логасофт плюс» Алексей Тихоничев почувствовал еще в детстве, а всерьез заболел походами уже в зрелом возрасте — ближе к 30. Тогда в компании друзей с рюкзаками и палатками он впервые рванул в Карелию, где и открыл для себя потрясающие ландшафты, Ладогу, Онежское озеро, сосновые боры, дух свободы и умиротворение.

С тех пор выходные на природе стали нормой жизни.

— Мои любимые места — это Опоки на Сухоне, Рыбинское водохранилище, Белое и Кубенское озера, уголки, куда не проедет машина и где редко ступает нога человека, - рассказывает айтишник. — Грибы, ягоды, рыбалка — это не мое. Мне нравится созерцать и фотографировать, смотреть в бинокль на звезды, наслаждаться тишиной, отдыхать от информационного шума. Кто был в походах, тот меня поймет.

Про Кавказскую тропу Алексей Тихоничев случайно прочел в Интернете. Это пешеходная тропа протяженностью около 1 300 километров  от Каспийского моря (Дербент) до Черного (Сочи).

— На официальном сайте тропы все расписано: где находятся родники и другие источники воды, места под палатку и гостевые дома для ночевки. Там же делятся опытом и дают советы туристы, которые уже прошли по маршруту, — сообщает Алексей.

Разумеется, он тоже загорелся прошагать «от моря до моря»: скачал с сайта трек с разметкой, чтобы сориентироваться и не сбиться с маршрута, приобрел специальное снаряжение — легкую палатку (в горах каждый грамм на счету), вместительный рюкзак, трекинговые палки из карбона. А еще собрал походную аптечку и почти пять месяцев ходил на работу пешком — туда и обратно получалось по 14 километров в день. Без этих тренировок, признался позднее путешественник, в горах ему было бы тяжело.

Проснулся от адского смеха

Покорять Кавказскую тропу вологжанин решил поэтапно. Сначала нацелился на первый маршрут — «Узоры времен», а это 108 километров по Дагестану от Дербента до села Кубачи. Попутчиков не нашлось, поэтому отправился в одиночку. До самого древнего города России добрался на поезде, но сначала зарегистрировался через портал госуслуг в МЧС, указав контрольные точки маршрута.

— Первые 30 километров, как предупреждали в чате бывалые туристы, была опасность встретить гюрзу — самую ядовитую змею. У пострадавшего от ее зубов есть только два часа, чтобы ввести специальную сыворотку. Я очень надеялся избежать встречи с этой гадюкой, и мне повезло, — вспоминает турист.

Зато новенькие трекинговые ботинки подвели: в первый же день Алексей до крови стер ногу. Когда закончился пластырь, в ход пошел армированный скотч для ремонта палатки. И это при том, что вологжанину приходилось шагать в среднем по 20 километров в день с 20-килограммовым рюкзаком.

— Заблудиться я не боялся: путь мне подсказывал навигатор  (для него я взял запас батареек и три пауэрбанка). Да и связь на маршруте была почти везде. Каждый день мне звонили из МЧС и спрашивали, все ли ладно. Сотрудники этого ведомства в Дагестане очень ответственно относятся к туристам, - делится наш земляк. — Правда, пару раз я все же испугался не на шутку. Однажды, когда пошел вдоль реки Уллучай разведать родник, поскользнулся и повис на руках на обрывистой скале. Наверх едва вскарабкался — с тех пор стал ходить по горам еще аккуратнее. А второй раз стало жутко, когда попал в грозу на перевале. Это было на самой высокой точке (около 2 000 метров), молнии били в соседние холмы, и я на адреналине, не чувствуя усталости, как-то очень быстро пролетел вниз.

А вот стая шакалов, встреченных на тропе, Алексея не напугала. Он знал, что эти звери, похожие на маленьких волков, на людей, как правило, не нападают (максимум, что они могут, — стащить чужую еду). В одну из ночей путник даже проснулся в палатке от «адского смеха» — рядом выл шакал.

Впрочем, трудности перехода с лихвой компенсировали местные красоты, вспоминает вологжанин. Больше всего его впечатлило заброшенное село Чахри, где сохранились рукотворные ступенчатые террасы, а также перевал Варходаг (тот самый, где путника застала гроза) с проплывающими рядом облаками и парящими по спирали огромными хищными птицами.

О кавказском гостеприимстве

Время от времени на тропе попадались села, и Алексей в них заходил, чтобы докупить свежие продукты (в поход он брал в основном сублиматы и похудел на три кило). И всюду путника встречали тепло и радушно.

— Местные жители оказались очень гостеприимными. Они приглашали на чай, на хинкали, давали в дорогу хлеб и фрукты, предлагали бесплатно переночевать, рассказывали о других туристах. К примеру, их очень удивили две девушки, которые прошли здесь до меня, — вспоминает наш земляк. - А вот чему удивился я, так это тому, что в далеком Дагестане очень многие слышали про Вологодчину: у кого-то из местных здесь живут родственники, кто-то у нас лечился. Это было неожиданно и приятно. Кстати, в этой республике около 50 языков и диалектов, но все жители знают русский язык — мы прекрасно понимали друг друга.

Оценил вологжанин и местную кухню. Ему пришлось по вкусу баранье курдючное сало — и соленое, и копченое было удивительно нежным. Понравились путнику и национальные наваристые супы, и знаменитое сушеное дагестанское мясо. Даже родниковая вода там особая — как минеральная, говорит Алексей. И удивляется: он пил ее ледяной — и никаких простуд, не говоря о кишечных расстройствах.

— За восемь дней у меня ничего не заболело, даже перегруженные колени. Зато, как только я приехал в Вологду, все болячки вернулись. Да и сам родной город показался мне ровным и плоским, как бильярдный стол, — настолько я привык к горам. Я еще долго буду их вспоминать: те неземные красоты и восторг, с которым ты идешь по тропе. Вокруг никого, только ты и природа, — это полная перезагрузка. Теперь я понимаю, почему люди уходят в походы на недели и даже месяцы. Жалею, что мое путешествие было слишком коротким: только «разошелся» — и все, оно закончилось.

Ольга Бурчевская

0 лайков