«Южноуральская панорама», г. Челябинск, Челябинская область
120 лет назад началась Русско-японская война. Уездный Челябинск был вовлечен в масштабные события, чему способствовало его географическое положение и построенные на Южном Урале железные дороги. Город в годы войны превратился в крупный эвакуационный пункт.
По решению главной эвакуационной комиссии 31 мая 1904 года в Челябинске была образована внутренняя эвакуационная комиссия. Она занималась развертыванием госпиталей и лазаретов, приемом и распределением по территории Казанского военного округа раненых и больных, эвакуированных с востока. Такие же комиссии действовали в Иркутске, Омске, Москве и Санкт-Петербурге.
Челябинская эвакуационная комиссия, состоявшая из председателя, врачей, военных чиновников и представителя Красного Креста, создала на Южном Урале обширную сеть госпиталей и лазаретов в Златоусте, Миасском и Симском заводах. В самом Челябинске кроме нескольких госпиталей, больницы, лазарета был построен санитарный пропускник с дезинфекционной камерой, прачечной и баней, способной ежедневно принимать до шести тысяч человек. История санитарного комплекса была яркой, но недолгой.
Дорогой санпропускник
Необходимость постройки бани в челябинской Привокзальной слободе стала очевидной в самом начале Русско-японской войны. На восток по железной дороге двигалась огромная масса людей, за короткое время в Маньчжурию была переброшена армия численностью до миллиона человек. Вскоре образовался и обратный поток из раненых и больных. Это создавало угрозу возникновения эпидемий среди мобилизованных солдат.
И вот Челябинск должен был стать барьером на пути инфекционных болезней. На санитарный пропускник легла задача «предотвратить занос эпидемий с театра военных действий в Европейскую Россию». В Объединенном государственном архиве Челябинской области сохранился целый фонд под названием «Комиссия по постройке войсковой бани в г. Челябинске», который содержит документы о строительстве и работе санитарного пропускника.
Строительство бани, прачечной и дезинфекционного флигеля началось 15 сентября 1904 года. Комплекс заложили вблизи железной дороги недалеко от здания для пассажиров IV класса (это место, где сегодня располагается здание челябинского вокзала). Основные работы по сооружению санитарного комплекса выполнили подрядчики: личный почетный гражданин Абрам Гольденберг и самарский 1-й гильдии купеческий сын Сруль Аппель.
Строительство шло быстро. Уже к 1 декабря 1904 года основные работы были завершены, оставалась установка оборудования. В акте приема здания бани отмечалось: «Работы вполне закончены, произведены правильно, прочно и из хороших материалов».
Первоначально на строительство бани военное ведомство ассигновало 60 085 рублей. В конце 1904 года обнаружилась нехватка денег, на некоторое время строительство даже остановилось. После проверок и перерасчетов на строительство санитарного пропускника выделено дополнительно 10 тысяч рублей. 28 января 1905 года комиссия по постройке бани во главе с председателем челябинской эвакуационной комиссии генерал-майором Иваном Ренгартеном приняла здание деревянной бани на каменном фундаменте. Подрядчикам Срулю Аппелю и Абраму Гольденбергу за осуществленные работы заплатили 66 000 рублей.
После этого начались работы по устройству водоснабжения и установке оборудования. Были вырыты два колодца по четыре метра в глубину, что обошлось в полторы тысячи рублей. Трубы, дезинфекционная камера, различные детали были доставлены фирмой А.Д. Зимсена из Ново-Виленска, насос и части к нему — фирмой «Еон, Зелинский и Ко» из Варшавы. Оборудование монтировало «Техническое строительное бюро», руководил работами инженер Бруно Виберинг из Санкт-Петербурга.
На оборудование и дополнительные работы из казны выделено 10 тысяч рублей. Всего же строительство бани, прачечной и дезинфекционной камеры обошлось в огромную по тем временам сумму 80 535 рублей. Это можно сравнить со строительство Народного дома в Челябинске: годом ранее, в 1903 году, на Южной площади завершилось возведение одного из самых красивых зданий города, возведение Народного дома обошлось в 35 тысяч рублей. Таким образом, санитарный пропускник на вокзале стал самым дорогим зданием Челябинска.
Прибыльное дело
14 марта 1905 года санитарный комплекс принял первых посетителей. Примечательно, что подобная баня, находившаяся в Златоусте, строилась до Русско-японской войны около трех лет, кроме того, при этом она была в десять раз меньше челябинской. Однако условия военного времени сжимали сроки: передвигающаяся по железной дороге армия нуждалась в банях, что было единственным средством предотвращения распространения инфекционных заболеваний. Поэтому челябинская баня начала работать через шесть месяцев после закладки фундамента.
Проходящие через Челябинск солдаты сдавали белье в стирку, а верхнюю одежду в камеру Клайтона для обеззараживания и уничтожения насекомых газом. Белье, отданное в стирку с больных нижних чинов, проходило через паровую дезинфекционную камеру. Стирка продолжалась полтора часа. В это время солдат мылся и на выходе получал чистую одежду. Для вещей «острозаразных» при бане действовала формалиновая камера.
Работали баня и прачечная с 7 часов утра до 7 часов вечера. За посещение бани солдаты платили по 3 копейки, а стирка одного пуда белья обходилась в 2 рубля. В прачечную поступало белье также из госпиталей и лазаретов Челябинска: лазарета Красного Креста, 109-го запасного госпиталя, располагавшегося в Народном доме, 1-го и 2-го сводных госпиталей, которые были тут же, недалеко от железнодорожного вокзала.
В годы Русско-японской войны через Челябинск ежедневно проходило около 7 тысяч военных, из них 6 тысяч посещали воинскую баню. Только с 14 марта по 7 июля 1905 года в бане было вымыто 104 801 человек и выстирано 632 пуда белья (более десяти тонн). По проекту эксплуатация санитарного комплекса должна была обходиться казне в 24 тысячи рублей в год. Однако в условиях военного времени, когда через Челябинск проходили тысячи солдат, затраты окупались, и баня даже приносила некоторую прибыль.
Впечатляют масштабы работы построенного санитарного комплекса: на зиму 1905—1906 годов служители бани заготовили в ближайших к станции лесах двадцать пять тысяч березовых веников. Столько планировалось принять военных, ведь Русско-японская война закончилась и разворачивалась демобилизация, теперь миллионная масса солдат должна была проследовать обратно с востока на запад.
Однако работа бани закончилась неожиданно. Временно исполняющий обязанности председателя комиссии по постройке войсковой бани капитан Окороков в одной из последних телеграмм сообщал: «Прекратить отопление, освещение бани, отправить команду в полк, отпустить машинистов, за повреждения механизмов труб от мороза, за разгром бани проходящими войсками ответственность с себя слагаю». Началась революция, и проходящие армейские части разрушили построенное для них полезное заведение.
Николай Антипин
0 лайков