Сначала он был журналистом: писатель Александр Федосов – о книге про Павла Бажова из серии «Жизнь замечательных людей»

«Областная газета», г. Екатеринбург, Свердловская область

Выбор автора был не случаен: у Александра Федосова уже выходила книга об уральском сказителе — «По ТУ и СЮ сторону бажовского мира»

Фото: Павел Ворожцов / «Областная газета»

В популярной серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга об уральском сказителе. Серии «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия», публикующей книги-портреты выдающихся людей мира, — 135 лет, но еще ни разу в поле зрения издательства не попадал Бажов. Словно реабилитируясь, «Молодая гвардия» обратилась к судьбе писателя и предложила написать о нем земляку — уральцу Александру Федосову.

Выбор автора был не случаен: у Александра Федосова уже выходила книга об уральском сказителе — «По ТУ и СЮ сторону бажовского мира». Однако «Бажов» в серии «ЖЗЛ» — не «прежняя книга под новой обложкой». Сам автор сказал на презентации:

— В той книге было 150 тысяч знаков, в этой — 600 тысяч. Впрочем, дело даже не в количестве знаков, не в объеме книги — разница концептуальная. «По ТУ и СЮ сторону…» больше для тинейджеров, которые предпочитают зрелищность. Их тоже хотелось «подтянуть» к миру Бажова. Самому же мне тогда — даже на листах большеформатной книги — не хватало дистанции, объема, чтобы глубже погрузиться в мир Павла Петровича. Это удалось в новой книге, в которой, кстати, много ссылок и на научные публикации о писателе…

Александр Федосов — журналист, историк, краевед-исследователь. Длительное «погружение» в судьбу Бажова позволило ему побывать практически во всех местах, где бывал писатель: от уральского Камышлова до Усть-Каменогорска в Казахстане, где располагается самая длинная улица имени Бажова, и до сибирского села Бергуль, где Бажов партизанил в годы Гражданской войны, но до которого и сегодня не каждый доберется.

— Два часа самолетом плюс шесть часов на автомобиле! Бажовские рекорды — отдельная тема, — говорит Александр Федосов. — Благодаря им можно продолжать привлекать к этой судьбе молодых. Но, конечно, в книге о Бажове, вышедшей в «ЖЗЛ», первостепенно значима личность. Встречи в разных местах с людьми, так или иначе связанными с писателем и его литературным наследием, то и дело открывали какие-то красноречивые подробности. Например, в далеком сибирском Бергуле есть даже музей писателя с мемориальными вещами, и не поверите: Бергуль — единственное место, где помнят Павла Петровича… без бороды, совсем молодым. А известный художник Вячеслав Назарук («родитель» Кота Леопольда), автор 36 работ бажовской серии, рассказал, как искал образ Хозяйки Медной горы. Современные женские лица — все не то. Все мимо. И вдруг буквально на улице — она! Жесткий взгляд, почти хищный. Она, «каменная девка». Прямо на улице, испросив разрешения, сделал зарисовки. Остальное развил, додумал уже в мастерской…

Поскольку презентация книги проходила в Доме журналиста, естественным образом возникла и тема Бажова-корреспондента, газетчика.

— Писателем-то называть себя Павел Петрович начал только после окончания Литературного института, — напомнил председатель Свердловского творческого союза журналистов Александр Левин. — А до того был именно газетчик. Работал в газетах «Окопная правда», Камышловской городской и областной «Крестьянской газете», в годы войны публиковал интересные репортажи в Уральском рабочем», печатался в журнале «Красная новь». Кстати, и сказы публиковались сначала в газете…

Бажов-журналист, корреспондент, военкор, редактор — пока практически неизученная тема. О газетчике Павле Бажове в своих исследованиях о нем писали уральские литературоведы Михаил Батин, Лидия Слобожанинова, писатель Елена Хоринская. Но — понемногу, как о ступеньке к стезе писателя. Меж тем, даже получив признание как писатель, Павел Петрович непременно представлялся и журналистом. А потому эта насыщенная событиями часть судьбы Бажова, это «белое пятно» в биографии заслуживает пристального внимания.

Автор книги «Бажов» Александр Федосов — сам журналист и тележурналист, поэтому на презентации «ОГ» задала ему свой вопрос — в тему.

— Александр, уникальность жанра бажовских сказов, их фольклорная основа, архетипичность образов стали классикой литературы. Это уникум, образчик беллетристики. А чему стоит поучиться у Бажова-журналиста? На ваш взгляд. Вы ведь тоже из журналистского братства.

— В моей книге этой темы нет. Но, вы правы, как таковая она есть. Больше известно о том, что Бажов в редакциях — ответственный секретарь и заведующий отделом писем. А вот какой он в работе со словом? Павел Петрович был дотошный педант. Пишет, пишет, пишет — и вдруг: стоп. «А почему, Павел Петрович, стоп — осталось ведь совсем немного». «Я слово не могу подобрать». «Так подберите синоним». «Нет, не пойдет. Здесь должно быть одно, „то самое“ слово. А оно еще не пришло». И вот он ищет, ищет. Иногда и не находит. Ведь два сказа «Хозяйкино зарукавье», «Теплая грань» так и остались незаконченными… Так что, максимальное внимание к слову! Максимальная ценность «того самого» слова. Конечно, это больше писательская история: у писателя слово уходит в вечность. Но и для журналиста, у которого «скорострельность» — в природе профессии (особенно сегодня), это тоже очень важно. Надо, по крайней мере, в голове эту историю держать. Как камертон. И этому, несомненно, у Бажова стоит учиться. Этому даже можно… подражать.

Книга Александра Федосова о Бажове вышла при поддержке Благотворительного фонда «БАЖОВ». На презентации сюрпризом стал звонок из Москвы дочери Бажова Ариадны Павловны, которой нынче исполняется 99 лет и которая первой узнала о выходе в серии «ЖЗЛ» книги об отце.

Ирина Клепикова

0 лайков