Медвежата из Сургута проходят реабилитацию в Тверской области

«Сургутская трибуна», г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ

Уже почти месяц медвежата-тройняшки из Сургута проходят реабилитацию в Тверской области. Их принял «на воспитание» единственный в России Центр спасения медвежат-сирот, расположенный в деревне Бубоницы.

Фото: ugra-news.ru

Перелет

21 мая три медвежонка из Сургутского района прилетели в аэропорт Внуково в Москве. А 22 мая ценный груз уже доставили в Центр спасения медвежат-сирот в Бубоницах.

– Важнейший этап такой сложной с самого раннего возраста судьбы этих медвежат пройден, хотя и не без сложностей. И пройден он в том числе благодаря помощи и поддержке неравнодушных людей, – рассказывает специалист центра Екатерина Пажетнова. – Медвежата едят хорошо. И мы искренне надеемся, что сможем подготовить их к возвращению в дикую природу. Традиционно наши подопечные, готовые к самостоятельной жизни, переправляются в родной регион.

По словам Екатерины Пажетновой, в «спасательной операции» тройняшек принимали участие: департамент недропользования и природных ресурсов Югры, региональная ветеринарная служба, сотрудники аэропортов Сургут и Внуково и неравнодушные люди, которые приняли активнейшее участие в том числе в организации содержания и кормления медвежат до передачи в центр, в финансовой поддержке их транспортировки, в строительстве специальных транспортировочных клеток и в доставке медвежат в аэропорт Сургут.

– Медвежат из Сургута мы назвали Тром, Аган и Ляма. Это в честь рек Ханты-Мансийского автономного округа – родины косолапых: Тром – река Тромъёган, протекающая по территории Сургутского района, Аган – приток Тромъёгана, а Ляма – это правый приток Оби Лямин, – рассказывает «медвежья мама».

Знакомство с сородичами

Кроме гостей из Югры, в центре живут еще восемь сирот из Новосибирской, Псковской и Смоленской областей. После карантина югорчане познакомились с собратьями.
Специалисты наблюдают за процессом объединения медвежат.

– Поначалу все медвежата с большой опаской и осторожностью ведут себя. Потом уже кто-то из них достаточно быстро принимает новую обстановку и «новичков», кто-то долго обходит стороной других медвежат, а кто-то вообще предпочитает прятаться в лесных зарослях, не смирившись с наличием других медвежат, да и наше присутствие тоже совсем им не «по вкусу», – комментируют специалисты центра. – И это нормально, ведь медвежата поступили к нам уже «дикарями», ярко проявляющими свой медвежий нрав, что очень хорошо!

Такая пугливость, а вернее, осторожность – одно из требований к медвежатам при оценке их готовности к самостоятельной жизни в природе перед выпусками. Ведь в лесу сможет выжить только тот медведь, который, среди прочих медвежьих навыков, может распознать опасность, прятаться от нее или избежать.

Как младенцы

По словам ученых, медвежата рождаются зимой и весят всего 500 граммов. И не всегда удается спасти жизнь найденышу, если он поступает в центр слишком поздно или в очень тяжелом состоянии. Но сургутским медвежатам не грозит такая опасность. Ведь до поступления в центр о них правильно заботились.

Оказывается, медвежат выкармливают, как младенцев, из бутылочки с соской раз в два часа. Смесь должна быть сытной, ведь у медведицы молоко жирностью 18 %, и каждый переход на искусственное вскармливание несет за собой проблемы с желудочно-кишечным трактом. Малышам положено делать массаж живота. В природе медведица, вылизывая маленьких медвежат, не только содержит их в чистоте, но и массирует им животики, таким образом стимулируя работу ЖКТ.

Самое главное правило в подготовке сирот к жизни в дикой природе – отсутствие контакта с человеком. Иначе они привыкнут, что люди – источник пищи, и будут искать людей вне леса, требуя еду. Сотрудники центра никогда не разговаривают при медвежатах, пользуются жестами, скрывают свои лица за зелеными сетчатыми масками.

В центре есть два вольера общей площадью более двух гектаров. Здесь расположен домик-берлога – маленький сруб, который служит медвежатам укрытием. Вольеры огорожены. Ведется видеонаблюдение за животными. Установлены и фотоловушки.

– С возрастом у медвежат начинает формироваться оборонительное поведение, в том числе страх перед человеком. В этот период особенно важно не мелькать перед их глазами, – комментирует Екатерина.

Растут как на дрожжах

Постепенно меню у медвежат будет меняться. Их не будут кормить в домике, они станут находить кашу прямо на траве, затем каши будет меньше, а фруктов и ягод больше. В их рацион будут добавлять овес, сливу, рябину и желуди. Оказывается, медвежата обожают яблоки. И за сезон центр скармливает «жильцам» до 15 тонн этих фруктов. Яблоки помогают животным набрать вес для благополучной зимовки.

Кстати, о зимовке. В природу подопечные центра выпускаются осенью в возрасте примерно девять месяцев. К этому времени это уже не полукилограммовый шерстяной комочек с голубыми подошвами на лапках, а крупный хищный зверь, которого просто так руками не поймать. Вес «выпускников» составляет от 30 до 50 килограммов.

– Мы отлавливаем их при помощи летающих шприцов с анестезирующими препаратами, чтобы затем вернуть в природу. Это сложно, потому что они боятся и убегают. Иногда процесс отлова растягивается на целые дни. По-другому не получится. Затем происходит ветеринарный осмотр, установление метки и погрузка, – рассказывает наша героиня. – Существует четкое и жесткое правило центра: возвращать медвежонка в регион происхождения либо в соседний, если по каким-то причинам первое невозможно. Например, если данный регион закрыт на карантин, или там стихийное бедствие.

Мы будем следить за развитием событий и обязательно сообщим о возвращении Трома, Агана и Лямы в родные леса.

Немного истории

Центру спасения медвежат-сирот уже 29 лет, за это время в природу возвращено 306 особей бурого медведя.

Екатерина рассказала, что в 1995 году ученый-биолог с мировым именем Валентин Сергеевич Пажетнов и его супруга Светлана Ивановна обосновались в почти необитаемой деревне Бубоницы на берегу озера, чтобы изучать медведей. Всю жизнь Валентин Пажетнов посвятил оставшимся без матери медвежатам, которых он выхаживал и возвращал в дикую природу.

В 2011-м все заботы о детенышах и руководство центром перешло к его сыну Сергею, который вместе со своей женой Екатериной и сыном Василием продолжают его дело.

Пажетновы не только заменяют медвежатам родителей – они борются за их «права». Так, с 2012 года, в том числе благодаря усилиям Пажетновых, отменили зимнюю охоту на медведей в берлоге.

Биологи поясняют, что зимой, в спячке медведь почти беззащитен. И это было основной причиной сиротства медвежат.

Елена Карманова

0 лайков