«Северная неделя», г. Северодвинск, Архангельская область
Современные медики считают, что после дуэли у А.С. Пушкина были шансы на спасение и в те времена, что рана была вовсе не смертельная. Пуля не задела жизненно важных органов и, раздробив крестец, застряла в нем. Большинство исследователей склоняется к мысли, что Пушкина можно было спасти. Но помешали роковые случайности.
На месте дуэли не оказалось врача. После ранения Пушкина его секунданты почему-то не стали перевязывать рану. Вместо этого они предприняли попытки поставить поэта на ноги, чтобы довести до саней, а затем раненого положили на снег в мокром от крови сюртуке. Его даже не накрыли шубой, что привело к переохлаждению. И повезли почему-то не к ближайшему лечебному учреждению, а домой. Дорога заняла полтора часа.
Прибывший в дом на Мойке хирург Карл Залдер забыл взять с собой саквояж с мединструментами. Чуть позже руководство лечением взял на себя медик Аренд. Все его лечение свелось к тому, чтобы признать рану смертельной и поставить больного в известность об этом.
Уехал этот доктор к императору доложить о неизбежной смерти, а ночью привез поэту записку от Николая I: тот прощал дуэль и призвал Пушкина умереть по-христиански, обещал взять на себя заботу о его семье.
Современные медики считают, что хирургическая наука тех лет могла помочь поэту. Смерть наступила 29 января (по старому стилю) в 14 часов 45 минут. После нее начались новые странности. Отпевание было назначено на 1 февраля в Исакиевском соборе, и уже разослали специальные билеты. Но, по указанию свыше, внезапно тело поэта перевезли в Конюшенную церковь.
Пушкин при жизни просил не хоронить его на петербургских кладбищах, называя их болотом. За год до дуэли скончалась мать поэта Надежда Осиповна, ее погребли в Святогорском Свято-Успенском монастыре Псковской губернии, рядом с Михайловским — родовым имением.
Эти земли в 1742 году были подарены прадеду Пушкина, Абраму Ганнибалу, императрицей Елизаветой. Еще при жизни поэт приобрел там кладбищенское место для себя. Все было ясно и просто: тело перевезти в монастырь, совершить повторное отпевание и погребение. Но странности продолжались.
Уже через час после смерти поэта его кабинет был опечатан. Во время отпевания на Конюшенной площади проводились военные учения, а в церковь смогли попасть только избранные. Никто из родственников поэта не присутствовал на отпевании, даже вдова. Поэт В. Жуковский вспоминал, что на церемонии собралось не более десяти друзей Пушкина.
Захоронением тела поэта занималось ведомство Александра Бенкендорфа с его напутствием. Именно жандармы после отпевания закрыли гроб крышкой и отнесли в подвал. Двое суток гроб с телом пролежал в подвале Конюшенной церкви.
Существует мнение, что в это время была совершена подмена тела великого поэта, которого как безымянного похоронили на одном из петербургских кладбищ. Зачем это было нужно? Версий много, основная: скрыть заведомо неправильное лечение или отравление каким-нибудь препаратом.
В ночь с 3 на 4 февраля гроб был помещен в просмоленный ящик и колонна отправилась в Псковскую губернию. Первоначально предполагалось, что с телом Пушкина поедет либо Данзас, либо В. Жуковский. А в действительности список сопровождающих определил шеф жандармерии: несколько жандармов, слуга поэта Никита Козлов и приятель поэта чиновник А. Тургенев. Псковскому губернатору была отправлена депеша. От имени императора ему предписывалось, чтобы тело поэта погребли без каких-либо церемоний. Нельзя было допускать повторного отпевания и вскрытия гроба.
В Святогорский монастырь тело Пушкина доставили вечером 5 февраля, похороны состоялись ранним утром 6 февраля. На церемонии присутствовали А. Тургенев и две барышни — соседки поэта по Михайловскому. В 1841 году над могилой был установлен надгробный памятник.
Алексей Денисович Таратута, Тверская обл., г. Кимры
0 лайков