«ОМСКРЕГИОН», г. Омск, Омская область
Омскому аэропорту им. Д. М. Карбышева исполняется 95 лет.
17 мая 1929 года по воздушной трассе Москва – Иркутск совершил полет почтовый самолет, приземлившийся в Омске. С этого времени начались регулярные перевозки. Эта дата считается днем рождения Омского аэропорта.
По случаю юбилея историю главной воздушной гавани региона представили в виртуальном музее. Ну а «ОП» решила побывать на предприятии и узнать, как сотрудники готовятся встречать юбилей.
Отважные летчики
Путь по небу над Сибирью прокладывали военные летчики в 1928 году. В 1929 году на трассу пришли летчики гражданской авиации. В числе первооткрывателей – авиатор Федор Николаевич Кононенко, кавалер ордена Красного Знамени. На борту его самолета была выведена надпись: «Добролет». Это общество тогда развивало гражданскую авиацию в СССР.
–Это были энтузиасты своего дела. Представьте, авиатора защищал лишь козырек, никаких кабинок. Даже связи не было. Поэтому пилот зимой одевался очень тепло. На ногах унты, на руках – трехпалые рукавицы по локоть, на голове – шлем, – рассказывает хранитель музея истории Омского аэропорта Кирилл Савченко. – Самолеты были диковинкой! В одной из газет того времени напечатали, что 19 мая омскую аэростанцию посетили 500 экскурсантов. Также массово проводились и субботники. Омичи приходили ухаживать за взлетной полосой.
Если посмотреть на современную карту, то летное поле простиралось от здания аэропорта местных линий до улицы Суворова. Аэровокзал располагался в небольшом доме. Там раньше находилась контора мельницы купца Архипа Емельянова. Самолеты летали два-три раза в неделю, перевозили бумаги и ценные грузы. Штат сотрудников был небольшим – начальник, линейный механик, два пилота, три техника, светотехник, два моториста.
– Я устроился в Омский аэропорт в 1970-е годы, и мне посчастливилось лично познакомиться с людьми, которые работали в нем с самого начала, – продолжает Кирилл Савченко. – Например, Михаил Федорович Нагибин. После закрытия мельницы остался безработным. Приходил на аэростанцию помогать – сначала военным, затем летчикам. Керосиновыми фонарями образца «Летучая мышь» – у нас, кстати, есть один экземпляр в музее – Михаил Федорович обозначал границы взлетной полосы. Ставил на телегу 60 штук и вез на поле. Все делали вручную. А затем Михаила Федоровича назначили стартером. С помощью полотен он указывал пилотам начало аэродрома и направление ветра. Выкладывал ткань на поле в форме буквы «Т». Зимой она была черного цвета, а летом, на зеленой траве, белой, чтобы хорошо видно было пилотам сверху.
За трассой следили, ямы засыпали, траву скашивали. Иногда местность заболачивалась. Поскольку аэродром был грунтовым, с 15 апреля по 15 мая, когда таял снег и размокал грунт, полеты полностью отменялись.
Самый быстрый в мире транспорт
Перевозить пассажиров начали в 1931 году. Тогда на трехмоторных самолетах АНТ-9 до Москвы омичи летели 14 часов. И это все равно было быстрее, чем когда-либо. В 1932 году открылся новый аэровокзал. Тогда же заработала первая местная линия Омск – Большеречье – Тара.
А затем настала эра реактивных самолетов. Для Ту-104, способного перевозить более 100 пассажиров, требовалась бетонная полоса. Такая была у Омского военного авиационного училища ВВС. 15 сентября 1956 года в Омске приземлился первый Ту-104. Из аэропорта Внуково он долетел за три часа. В 1960-м училище расформировали, а инфраструктуру аэродрома, включая взлетно-посадочную бетонную полосу, передали Омскому аэропорту гражданского воздушного флота.
Современное здание аэровокзала построили в 1970-м, а в 2010-м его капитально реконструировали, сделав таким, как оно выглядит сейчас.
Все события из жизни Омского аэропорта активно освещали в газетах. Пожелтевшие вырезки, черно-белые фотографии стали основой музея. Кирилл Савченко занимается им с 2012 года. Продолжает дело своих коллег. У истоков создания музея трудовой славы Омского ОАО стоял Геннадий Второв, фронтовик, награжденный многими медалями. В 1996 году фонды музея пострадали в результате пожара. Но благодаря тому, что все факты и фотографии Геннадий Второв объединил в книгу «История Омского авиапредприятия», многое удалось сохранить. И сейчас с этими сведениями знакомят посетителей музея.
Работать как часы
Как же Омский аэропорт живет сейчас? Здесь по-прежнему трудятся профессиональные кадры, готовые к любым ситуациям, воспитанные, дисциплинированные. По мнению директора Омского аэропорта Олега Селиверстова, благодаря сплоченному коллективу предприятие работает как часы.
– У нас много династий, которые работают здесь семьями, поколениями. Я недавно подписал благодарственное письмо водителю, у которого трудовой стаж – 30 лет. Приходит и молодежь. Она более гибкая. Для нее важно быть услышанной, видеть уважение со стороны старших коллег. И, несмотря на то что поколения разные, все отлично выполняют свою работу, – говорит Олег Александрович.
В 2021 году Омский аэропорт стал участником национального проекта «Производительность труда».
– Мы вступили в эту программу по моей инициативе. Она позволяет выполнять большой объем работы, но при этом не увеличивать численность сотрудников. В 2019-м на предприятии работало 1050 человек. И сейчас так же, хотя за это время пассажиропоток увеличился в 1,5 раза. Из федерального центра к нам присылали тренеров. Они учили сотрудников использовать различные инструменты. 20 мая формально действие программы завершится, но можно твердо сказать – она прижилась, стала частью корпоративной культуры, – уверен Олег Селиверстов.
Всего за прошлый год через Омский аэропорт прошло 1 680 206 пассажиров. 7 августа 2023 года сотрудники предприятия зарегистрировали миллионного пассажира, а 13 ноября – полуторамиллионного. За счет субсидированных рейсов активно развивались региональные направления, в этом году программа продолжается.
– Необходимо отметить, что правительство Омской области всячески оказывает нам поддержку. Для того чтобы сделать авиационные перевозки приемлемыми по цене, регионы принимают решение о поддержке авиакомпаний. И правительство Омской области всегда понимало, что это необходимые затраты. Субсидии идут авиакомпаниям, но они позволяют сделать билет по цене доступным для пассажиров, – поясняет Олег Селиверстов.
В весенне-летнем расписании Омского аэропорта 30 направлений по России и зарубежью. Ежедневно из Омска отправляется семь рейсов до Москвы. Каждый день летают самолеты до Северной столицы – Санкт-Петербурга, а с июня ежедневными станут и рейсы до Новосибирска. В рамках чартерной программы предусмотрены международные рейсы в Турцию и Египет. Так что можно спланировать отпуск!
Омский аэропорт работает без перерывов. Даже в свой юбилей, 17 мая, сотрудники будут на местах. В этот день пассажиров ждет ряд сюрпризов, например флешмоб с омскими музыкантами. Детали просили пока не раскрывать. Но это будет неожиданно и очень красиво!
К слову, на предприятии внимательно следят и за строительством нового аэропорта Омск – Федоровка. Выбранный народным голосованием дизайн-проект бюро «ХВОЯ» считают удачным. Здание станет архитектурным символом Омска. Но это уже другая история.
Наталья Бельская
0 лайков